Смекни!
smekni.com

Новые жанры библиографических пособий (стр. 4 из 14)

Развернутый историко-литературный контекст и обильное цитирование – характерные признаки такого библиографического произведения, как сборник биобиблиографических очерков М.Е. Бабичевой «Писатели второй волны русской эмиграции» (2005). Это первое в отечественной литературной библиографии и одно из первых в отечественном литературоведении исследование о судьбе и творчестве русских писателей, оказавшихся за границей в результате Второй мировой войны и долгие годы пребывавших за «железным занавесом», вне связи с отечественным читателем. Писатели русской послевоенной эмиграции в своих произведениях отразили эту ситуацию, а также поведали о многих аспектах Второй мировой войны, которые на их родине долгое время замалчивались. Замалчивалось и само существование этих писателей.

Книга состоит из большой статьи, где анализируется сам феномен рассматриваемой части отечественной словесности, четырнадцати персональных глав и обзорной главы об эмигрантской драматургии этого периода. Все персональные главы строятся по единому образцу: сведения об авторе и его творческом пути, анализ наиболее значимых произведений и возможно полная библиография его изданий (книги и журнальные публикации за рубежом и в современной России) и литературы о нем.

Особенность этого пласта отечественной словесности – его относительно слабая распространенность в массовом чтении. При отсутствии книг (многие упоминающиеся в сборнике произведения опубликованы только в зарубежной русскоязычной периодике) включение развернутых цитат – единственный способ дать читателю относительно полное представление о стиле и творческой манере неизвестных писателей.

Примеры можно продолжать, но суть очерков, ясна: библиографические пособия могут являться самодостаточными источниками нового знания и в сжатом виде нести большой объем информации, делая ее доступной достаточно широкому кругу пользователей библиотек, но серьезным препятствием на этом пути в настоящее время являются тиражи изданий. Если пособия конца 1980-х – начала 1990-х гг. публиковались тиражом от 30 тыс., до 50 тыс. экз., то в начале XXI в. тираж составляет от 300 до 700 экз., что, существенно снижает эффективность рекомендательно-библиографической деятельности в этом направлении.(4, С. 25 - 26)

2.2 Библиографические хрестоматии и антологии

Второе направление – менее трудоемкий, но при этом эффективный способ донесения знаний из недоступных по каким-то причинам источников. Имеются в виду антологии и хрестоматии, оснащенные библиографическим аппаратом. В середине 1990-х гг. в РГБ планировалась серия хрестоматий «Мир художника», в которой рекомендательная библиография искусства являлась основой для представления жизни и творчества живописцев, архитекторов, музыкантов через публикацию фрагментов их воспоминаний и переписки. Искусствоведческая литература всегда была дефицитом в массовых библиотеках. Хрестоматии вполне могли бы хотя бы на первоначальном уровне компенсировать этот дефицит. К сожалению, проект по ряду причин не был реализован.(4, с. 26)

Первыми хрестоматиями можно считать продолжение успешного библиографического проекта «История государства Российского». В 1996 – 1998 гг. Г.Е. Миронов сделал два выпуска, посвященных истории России с X по XVI в. К проекту подключилась и Российская национальная библиотека, сотрудники которой с 1996 по 2002 г. подготовили восемь выпусков хрестоматий под названием «История государства Российского: жизнеописания», охватив период с IX по XX в. В этих выпусках, библиографы сосредоточили внимание на «персональном составе» отечественной истории. Имеется свод кратких сведений об известных, не очень известных и незаслуженно забытых людях в истории России. Основным структурным элементом каждого очерка является биографическая справка. Авторы не стремились к исчерпывающей информации о каждом герое, их главная цель, – вызвать у читателя интерес к персонажу, побудить к дальнейшему изучению его биографии, а через биографию – истории Отечества. Рекомендуемые материалы принадлежат к различным жанрам. Это и научные исследования, и опубликованные исторические источники, и научно-популярная литература, и исторические романы. После биографической справки, включающей и обзор существующих источников, следует подборка хрестоматийных материалов, за ней – список использованной и дополнительной литературы (в традициях рекомендательной библиографии предпочтение отдается «изданиям, наиболее доступным для широкой читательской аудитории»). В конце книги – перечень основных крупных исследований, имеющих отношение к обозреваемому периоду в целом.

Два выпуска хрестоматии, составленные Г.Е. Мироновым, строились по единому принципу. В каждой книге две части. Первая часть, именуемая «историография», – своеобразный сборник статей и фрагментов из книг различных авторов, которые, дополняя друг друга, всесторонне характеризуют соответствующую эпоху; вторая часть, «источники», предлагает читателю фрагменты текстов летописей, житий святых, фольклорных произведений и т. д. К источникам даются комментарии, обусловленные характером конкретных документов.(4., с.27)

Автор-составитель сообщает читателю об особенностях каждой из частей, подсказывает оптимальные способы знакомства с материалами. Большим достоинством хрестоматий является то, что составитель не ограничился «историей царей», т. е. политической и военной историей государства, а включил в общий контекст историю религии, историю быта, историю архитектуры и изобразительного искусства, историю книжной культуры, историю древнерусской литературы и даже историю естественно-научных представлений в Древней Руси. Ориентируясь на читателя-неспециалиста, которому непросто осваивать серьезные статьи и старинные источники, автор-составитель перемежает их «историческими интермедиями» – занимательно-информационными заметками, устраивая интеллектуальные передышки. Во втором выпуске хрестоматии автор впервые в своей практике в издание для взрослых включил отрывки из книг, написанных в разные времена специально для детей.

С.П. Бавин пишет: «Прошло несколько лет после категорических требований искоренить «руководство чтением» и дать читателю полную свободу выбора. Г.Е. Миронов, похоже, не слышал этих требований (или не обратил на них внимания) и в новой ситуации книжного рынка, обращается к читателю: «Книг по истории православия, истории и культуре России выходит сегодня великое множество. При кажущейся сложности стоящей перед автором-составителем задачи она чрезвычайно проста: не только подсказать, какую литературу и в какой последовательности целесообразно читать, но и показать прямо (текстом) или косвенно (отбором, композицией) логику развития исторического процесса, показать взаимосвязь истории и культуры и соответствующих исторических источников».

Профессиональное мнение специалиста не посягает на абсолютную свободу выбора: читатель, во-первых, может вообще не брать в руки эти книги или организовывать чтение по собственному усмотрению; во-вторых, никто не вынуждает его соглашаться с «логикой развития исторического процесса», изложенной автором книги (наоборот, библиографы неоднократно призывают читателя критически относиться и к собственным высказываниям, и к позициям историков, изложенным в их работах). Однако давно известно, что свободный поиск информации для целей самообразования малопродуктивен; именно для этих целей на протяжении веков и создаются разного рода сборники, антологии, хрестоматии. Этим целям служат и историко-библиографические очерки, к которым примыкают хрестоматии, дающие возможность читателю получить представление о текстах, которые далеко не всегда оказываются рядом.

Библиографические указатели в сочетании с хрестоматией издавали не только в Москве. Магаданскими учеными создана работа под названием «Варлам Шаламов: трагический Колумб Колымы», в ней помимо собственно библиографии, опубликованы фрагменты автобиографии писателя, его стихи, материала биографического характера.(4, С. 28)

Особенно важна образовательно-просветительская функция рекомендательной библиографии в тех случаях, когда традиционная рекомендация книги и статей абсолютно неэффективна в силу того, что первоисточники просто недоступны обычному читателю. Такая ситуация, сложилась в начале 1990-х гг. в области русской философской мысли. Запрет, существовавший при советской власти на знакомство с этой литературой, был снят. Библиографы, осознавали необходимость организации чтения по этому направлению, но рекомендовать по существу было нечего: книжный рынок не спешил разворачиваться в сторону интеллектуально сложной и экономически не прибыльной литературы. В РГБ возник замысел библиографической антологии «Русские философы», которая должна была познакомить читателей с творческим наследием и биографиями наиболее значительных представителей русской религиозно-философской мысли конца XIX – середины XX в. (4, с. 29)

Библиографическая антология вид рекомендательного библиографического пособия ретроспективного характера и просветительской направленности предназначается для первоначального ознакомления читателей разного уровня подготовки с труднодоступной литературой определенного периода, направления, содержания, имеющей познавательное и общеобразовательное значение.(1)

Антология «Русские философы» построена по персональному принципу. Для трех выпусков, увидевших свет в 1993 – 1996 гг., составители выбрали восемнадцать персонажей, расположив их без какого-то предпочтения в алфавитном порядке: в первом выпуске – от Н.С. Арсеньева до К.Н. Леонтьева, во втором – от К.П. Победоносцева до С.Н. Трубецкого, в третьем – от Н.И. Ульянова до Д.И. Чижевского. С формальной точки зрения антология имеет косвенное отношение к рекомендательной библиографии. Биографические очерки написаны составителями на основе редких и малодоступных источников: библиографические списки, прилагаемые к персональным главам, содержат перечень преимущественно зарубежных публикаций, равно как и избранные тексты философов публикуются по зарубежным изданиям. Библиографы не делают попытки «вписать» свою новую работу в рамки рекомендательной библиографии. Для них важнее сама возможность использовать просветительскую функцию рекомендательной библиографии, чтобы познакомить читателя с неведомыми ему ранее гранями русской свободной религиозно-философской, историософской мысли, бытовавшей в XX в. исключительно за пределами нашей страны.