Смекни!
smekni.com

Новые жанры библиографических пособий (стр. 5 из 14)

В антологии «Русские философы» библиографы, обращаясь к пластам востребованной (по тематике), но недоступной (физически) массовому читателю литературы, своими силами организуют первоначальную систему чтения, которая способна сформировать дальнейший интерес к теме. В ситуации, когда творческое наследие деятелей русской религиозно-философской мысли еще не стало так доступно российскому читателю, как в середине 1990-х гг., т. е. при отсутствии книг и статей, которые можно рекомендовать читателю, антология – единственный способ создать «первоначальную общую картину, которая даст читателю минимум знаний и составит первооснову для дальнейшего чтения, углубления и расширения определившихся интересов.

Следующим шагом в развитии антологии «Русские философы» стали тематические сборники статей под тем же названием. Два выпуска сборника «Русские философы: проблема христианства и культуры в истории духовной критики XX века» вышли в 2002 и 2006 гг. Сборники составлены в том же ключе, что и предыдущие книги: читателю предлагается биографический очерк с элементами характеристики творчества, избранные тексты, сюжетно связанные с обозначенной темой, и избранная библиография книги статей. В отличие от трех первых книг сборники снабжены указателями имен всех лиц, упоминающихся на страницах книги.(4, С. 30)

С.П. Бавин теоретически предполагает, что со временем эта антология и тематические сборники могут стать основой (структурой) рекомендательно-библиографического пособия в его более традиционном облике (например, книги биобиблиографических очерков). Во всяком случае, современное состояние отечественного книгоиздания в данной области это уже позволяет сделать.

Антологии наиболее оправданы в тех случаях, когда чисто библиографическая (пресловутая «вторичная») информация оказывается неэффективной в связи со значительными трудностями по ее использованию

Рекомендательная библиография в виде антологий и хрестоматий может оказаться существенным подспорьем в реализации программы «Информация для всех» при двух обязательных условиях: общественной значимости выбираемых тем и массовых тиражах.(4)

2.3 Библиографические энциклопедии и монографии

Процесс создания персональных документографических работ в сфере библиографии литературы и искусства во многом связан с проблемой жанра. Если представить градацию персонографических жанров в области литературы и искусства – от чистой документографии и использования различных дополнительных информационных возможностей, то можно говорить о жанре библиографической энциклопедии.(42, с. 62)

Биографическая энциклопедия – вид рекомендательного библиографического пособия ретроспективного характера обладающий сложной структурой и обеспечивающий систематизированный подход к библиографированию печатной продукции по проблемам и сюжетам данного произведения в масштабе исторической эпохи, страны, литературного жанра и т.п.(6)

Первым опытом аналитико-синтетического произведения в жанре энциклопедии стала работа A.M. Горбунова «Сквозь даль веков Автор определил специфику жанра и фактически предвосхитил эру электронных изданий, в которых все уровни информационного представления собраны воедино.

Библиографы Российской государственной библиотеки стали употреблять термин «библиографическая энциклопедия» в 1980-е гг. Он был введен для обозначения нового жанра рекомендательных библиографических работ, которые объединяют в себе библиографические и литературоведческие жанры. (42, с. 63)

Благодаря некоторым исследователям, таким, как СП. Бавин, Г.Л. Левин, и другие, в практику рекомендательной библиографии вошел термин «популярная библиография». С таким подзаголовком были опубликованы работы С.П. Бавина «Зарубежный детектив XX века (в русских переводах)» (1) и A.M. Горбунова «Панорама веков. Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века».

Библиографическое пособие С.П. Бавина содержит перечень всех авторов зарубежного детектива (свыше 300 имен) и их произведений, изданных на русском языке за тридцать лет (1960–1989), а также очерки о творчестве почти 50 писателей. «Панорама веков. Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века» дает представление с всемирной литературе как совокупности явлений, системе культурных ценностей, связанных между собой традициями и сохранившимися до наших дней благодаря практике многовекового чтения. Материал здесь расположен по крупным культурно-историческим периодам. Разделы открываются беседами об особенностях литературного процесса соответствующего периода, а в портрете каждого писателя освещается его творческий путь. Библиографические записи располагаются в хронологическом порядке.(42, с. 13)

Традиционным для популярных изданий приемом привлечения внимания читателей можно назвать сопровождение основного текста различной визуальной ориентацией. В работе «Панорама веков» это проявляется «в виде знаков, словесных символов, идеограмм, типа «История», «Жизнеописание» и т. д.» (42)

В энциклопедии много ассоциативных связей, что позволяет назвать ее «ручной» гипертекстовой системой. Она характеризуется информационной емкостью, предполагающей наличие огромного количества объектов и связей в одном информационном продукте, будь то традиционная («ручная») форма представления материала или электронная

Исследованию новых жанров литературной библиографии в 1980-е гг. посвящен ряд работ, в частности М.И. Давыдовой. С.П. Бавин ввел термин «популярная библиографическая энциклопедия». Он (термин) включает следующие признаки: популярность, библиографичность и энциклопедичность.

Популярность состоит в преимущественном обращении к известным именам в литературной общественной жизни прошлого, в рекомендации доступных изданий. Библиографичность – это научно организованная, систематизированная информация о книгах. Энциклопедичность выражается в широте охвата социально-политических, историко-культурных и историко-литературных сюжетов и проблем. Принцип энциклопедизма требует информационной емкости библиографических произведений (научность и глубина исследования, представительство состава имен (книг), сочетания исторического анализа с конкретными библиографическими характеристиками. (5)

Создание популярных или рекомендательных библиографических работ энциклопедического характера обусловлено потребностями читателей в целостном, систематизированном представлении о науках.

Т.В. Суминова выделила несколько признаков персонального пособия.

Аналитико-синтетическое произведение, посвященное деятельности конкретной личности в определенной сфере (например, искусство) обладает достаточной информативностью, не только связанной с широтой охвата документного материала, зафиксированного на различных материальных носителях, включающей в себя иные уровни представления информации – факто-, тексто-, смысло-, изографии, поэтому его можно назвать энциклопедией.

Второй признак, аргументирующий это утверждение, объединяет основные процессы составления документографических работ, а именно: систематизацию описаний документов, аннотирование, группировку материала и создание вспомогательных «ключей».

Третий признак документографической работы включение фрагментов выступлений и интервью (цитат) художника, которые раскрывают его мировоззрение.

Четвертый признак сопровождение основного текста иллюстративным материалом.

«Персональные энциклопедии», относятся к числу ценных источников информации, суммирующих факто- и библиографическую информацию о жизни и творчестве конкретной личности

Первой персональной энциклопедией, созданной в России, можно назвать работу, посвященную жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Том открывает статья И.Л. Андроникова «Образ Лермонтова», в которой приводится общая характеристика личности поэта.(42, с. 36)

В 1996 г. булгаковед Б.В. Соколов издал персональную энциклопедию, посвященную М.А. Булгакову. Т.В. Суминова отмечает: «Отличие булгаковской энциклопедии от лермонтовской в ее популяризаторском, а не академическом характере. В предисловии автор подчеркнул, что ставил целью собрать «наиболее интересные для самой широкой публики сведения о жизни и творчестве Булгакова».

Отдельные статьи посвящены всем художественным произведениям писателя; из родственников Булгакова персональных статей удостоены родители, жены, родные братья и сестры, из друзей – всего двое. В энциклопедии имеются общие статьи («Демонология», «Масонство» и «Христианство»), в которых рассматривается отражение соответствующих явлений в произведениях Булгакова.

К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина издательством ООО «Фирма "Издательство ACT» тоже была подготовлена персональная энциклопедия. Издание вышло без указания имен авторов, составителей, научного редактора.