"Я его обрызгал! - подумал Червяков. - Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо."
Ключевое слово в данной мысли - "начальник". Наверно, Червяков не стал бы бесконечно извиняться перед рядовым человеком. У Ивана Дмитриевича боязнь начальства, и этот страх переходит в лесть и лишает самоуважения.
Человек доходит уже до того, что позволяет втаптывать себя в грязь, более того, он сам помогает делать это. Надо отдать должное генералу, он очень вежливо обращается с нашим героем. Но простой человек не привык к подобному обращению. Поэтому Иван Дмитриевич думает, что его проигнорировали и приходит просить прощения несколько дней подряд. Бризжалову это надоедает, и он наконец-то кричит на Червякова.
"-Пошел вон!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал."
"-Что-с? - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.
-Пошел вон!! - повторил генерал, затопав ногами.
В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и…помер."
Вот до чего доводит страх перед высшими чинами, вечное преклонение и унижение перед ними. Для более полного раскрытия образа своего героя, Чехов использовал "говорящую" фамилию. Да, Иван Дмитриевич мал, жалок, как червяк, его можно без усилия раздавить, а самое главное - он такой же неприятный.
В рассказе "Торжество победителя" Чехов представляет нам историю, в которой отец и сын унижаются перед начальником, дабы сын мог получить должность.
"Начальник рассказывал и, видимо, желал казаться остроумным. Не знаю, сказал ли он что-нибудь смешное, но только помню, что папаша ежеминутно толкал меня в бок и говорил:
- Смейся!..
…- Так, так!- зашептал папаша. - Молодец! Он глядит на тебя и смеется… Это хорошо; может, в самом деле даст тебе место помощника письмоводителя!"
И снова мы сталкиваемся с преклонением перед вышестоящими. И снова это самоунижение и лесть. Люди готовы ублажать начальника для достижения своей ничтожной цели. Им даже в голову не приходит вспомнить о том, что существует простое человеческое достоинство, которое нельзя терять ни в коем случае. А.П.Чехов хотел, чтобы все люди были красивы и свободны. "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Так думал Антон Павлович, поэтому, высмеивая в своих рассказах примитивного человека, он призывал к самосовершенствованию. Чехов ненавидел самоунижение, вечное прислуживание и преклонение перед чиновниками. Горький говорил про Чехова: "Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней". Да, он боролся с ней своими произведениями, он завещал нам "по капле выдавливать из себя раба". Возможно, столь мерзкий образ жизни его "маленьких людей", их низкие мысли и недостойное поведение - результат не только личных черт характера, но и их социальное положение и порядки существующего политического строя. Ведь не стал бы Червяков так усердно извиняться и жить в вечном страхе перед чиновниками, если б не боялся последствий. Такими же неприятными качествами характера обладают персонажи рассказов "Хамелеон", "Толстый и тонкий", "Человек в футляре" и многих других.
Антон Павлович считал, что у человека должна быть цель, к исполнению которой он будет стремиться, а если ее нет или она совсем мала и ничтожна, то и человек становится таким же маленьким и ничтожным. Человек должен трудиться и любить - вот две вещи, которые играют главную роль в жизни любого человека: маленького и не маленького. В отличии от Пушкина, Чехов именно делает акцент на человеческом достоинстве «маленького человека» и взаимоотношениях с вышестоящими в обществе.
2.8. Создание образа «маленького человека» Максимом Горьким
Максим Горький написал пьесу "На дне", в которой все действующие лица являются "маленькими людьми". Действие происходит в ночлежке. Здесь собраны все отбросы общества: пьяницы, убийцы и воры. Все они жестоки, у них нет чувства сострадания, желания помочь ближнему. У Клеща умирает жена, а ему все равно. Сестра калечит родную сестру, все вечно пьют и никому нет дела до другого. Они сами виноваты в том, что с ними произошло, у них нет сил и упорства бороться с судьбой. Оскорбления в данном обществу становятся нормой. Никто не хочет сказать друг другу ласкового, теплого слова. Потом в их однообразной, жестокой и мерзкой жизни появляется Лука. Он способен сострадать, утешать людей. И постепенно на время некоторые люди становятся чуть добрее. Лука приносит им надежду на лучшую жизнь, он нежен и добр с ними. Когда же он уходит, все собираются бежать за ним, искать его. А все только потому, что этот простой и тоже "маленький человек" подарил им надежду и сочувствие, все то, чего они так долго ждали. Лука похож на библейский персонаж, на паломника. Он воплощение добра и справедливости. И эта схожесть не случайна. Горький обращает внимание читателя на то, что в нашей жизни не хватает сочувствия и тепла. Он призывает помогать ближнему, а ведь это важно для любого человека.
Таким Горький рисовал нам "маленького человека" в реалистических произведениях, что в корне отличается от героев его ранних романтических произведений. В пьесе "На дне" мы можем провести аналогию с "Преступлением и наказанием".
Достоевский тоже призывал к состраданию. В этом взгляды Горького и Достоевского совпадают, а значит Горький также испытал на себе влияние образа «маленького человека» Пушкина, опосредствованное Николаем Гоголем.
2.9. «Маленький человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна
У А.И.Куприна в "Гранатовом браслете" Желтков является "маленьким человеком". И снова герой принадлежит к низшему классу. Но он любит, и любит он так, как не способны многие из высшего общества. Желтков полюбил девушку и всю свою дальнейшую жизнь он любил лишь ее одну. Он понимал, что любовь - это возвышенное чувство, это шанс, подаренный ему судьбой, и его нельзя упускать. Его любовь - это его жизнь, его надежда. Желтков заканчивает жизнь самоубийством. Но после смерти героя женщина понимает, что ее никто так сильно не любил, как он. Герой Куприна - человек необыкновенной души, способный на самопожертвование, умеющий любить по-настоящему, а такой дар - это редкость. Поэтому "маленький человек" Желтков представляется нам фигурой, возвышающейся над окружающими. Он не угнетен как герои «маленький человек» Пушкина, скорее наоборот морально он выше всех остальных, но это и губит его.
2.10. Тема «маленького человека» у А.Н. Островского
Образ «маленького человека» появился в мировой литературе в XIX веке и стал очень популярным. Этот герой представлял собой личность из низких социальных слоев, со своими достоинствами и недостатками, радостями и печалями, мечтами и чаяниями. Во время расцвета реалистического направления в литературе внутренний мир, психология «маленького человека» занимала многих писателей. Особенно часто к теме «маленького человека» обращались русские классики. Первыми из них были Александр Сергеевич Пушкин и Александр Сергеевич Грибоедов. Даже сам термин был впервые использован критиком Белинским при рассмотрении произведения Грибоедов «Горе от ума».
Пушкин, как один из первых классиков, описавший образ «маленького человека» на ранних стадиях своего творчества старался показать высокую духовность персонажей, как, например, в рассказе «Станционный смотритель». Позднее в его произведениях зазвучали мотивы перехода образа «маленького человека» и слияния с образом народного героя – «Песни западных славян». В своих исторических поэмах Александр Сергеевич рассматривает вечное соотношение «маленького человека» и неограниченной власти – «Арап Петра Великого», «Полтава».