Смекни!
smekni.com

Образ Базарова как художественное открытие Тургенева в романе "Отцы и дети". Закономерность появления образа нигилиста в русской литературе (стр. 3 из 6)

Павел Петрович выступает как идейный противник Базарова, в сравнении с которым становится очевидной праздность его бытия, его барское высокомерие и индивидуализм. Хотя Кирсанов и считает себя либералом и человеком, любящим прогресс ,его взгляды во многом консервативны, «принсипы» окостенелы ; он испытывает презрение к естественным наукам, к приверженцам идей демократизма. Его либерализм достаточно ограничен, западничество странным образом соединилось со славянофильством. От его личности веет холодом. При всём своём внешнем эстетизме он нередко бывает глух к прекрасному. Когда он смотрел на звёзды, «в его прекрасных тёмных глазах не отразилось ничего, кроме света звёзд». Народная вера и народные начала жизни чужды ему. Потому так непримиримо встретил он Базарова, сразу же почувствовав в нём противника. Главная причина , вызвавшая ненависть старшего Кирсанова к Базарову, заключалась в том, в чём он вряд ли признавался даже самому себе: Базаров перечёркивал всю его жизнь. Павел Петрович полагал, что ведёт жизнь благородную, что он достоин уважения. А сточки зрения Базарова, он «архаическое явление»; существование его- «распущенность ,пустота»; «принсипы» его – самооправдание человека, который сидит «сложа руки».

Особенно ярко устарелость его взглядов проявляется в спорах и поединках с гостем. Тургенев иронизирует над Кирсановым- старшим , показывая комизм его положения в сцене дуэли, которую он вводит для «наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства».

По-иному Тургенев характеризует Николая Петровича , другого представителя «отцов». Это мягкий , добродушный, чуткий и деликатный человек. Не будучи высокомерным, он становится своего рода мировым посредником и терпеливо «вразумляет мужичков». Но добрые намерения отца Аркадия не приносят желаемых результатов. Его деревни исполнены убогой нищетой. Оброка крестьяне не платят. Рабочие «фермы» пугаются новой техники. «Сил моих нет!» - произносит Николай Петрович в порыве отчаяния. Усиливая ощущение беспомощности младшего Кирсанова, писатель даёт ему устами крестьян и Базарова ряд обидных, но справедливых прозвищ : «трусишка», «человек отставной», «божья коровка», «старенький романтик», «его песенка спета».Таким резким противопоставлением характеров и взглядов Тургенев хочет создать впечатление о силе Базарова, о его превосходстве над другими героями романа. Сам автор категорически утверждает : «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему : если сливки плохи, что же молоко?».

«А что же делает Базаров среди этих личностей ?»- вопрошает Д.И. Писарев. И сам же приходит к выводу о том, что Базаров фактически не обращает на них внимания и занят работой: «шляется по окрестностям, собирает растения и насекомых, режет лягушек и занимается микроскопическими наблюдениями». Николай Петрович для него «старенький романтик». К Павлу Петровичу он относится не слишком дружелюбно, потому как не приемлет «элементов барства», но скрывает своё истинное отношение под видом презрительного равнодушия. Он не хочет признаваться сам себе, что может сердиться на «уездного демократа», и тем не менее «он часто запальчиво возражает на тирады Павла Петровича и не вдруг успевает овладеть собою и замкнуться в свою насмешливую холодность». Базаров не выказывает желания спорить или высказываться, хотя Павлу Петровичу удаётся вызывать его на многозначительный разговор. О враждебном действии друг на друга этих сильных характеров говорит Писарев: «Видя этих двух людей лицом к лицу, можно себе представить борьбу, происходящую между двумя поколениями… Николай Петрович, конечно, неспособен быть угнетателем…но Павел Петрович и Базаров могли бы, при известных условиях, явиться яркими представителями: первый- сковывающей, леденящей силы прошедшего, второй – разрушительной, освобождающей силы настоящего»*.

2.1.1 Два цикла «странствий»

Тургеневский Базаров претерпевает существенные изменения в глазах читателя на протяжении всего романа. Читатель наблюдает скитания души героя, медленно назревающие перемены, связанные со знакомством с Одинцовой и сопровождаемые внутренней борьбой.

Развитие личности Базарова можно разделить на два периода: Первый цикл «странствий», под которым подразумевается развитие личности Базарова до внезапно вспыхнувшей любви к Одинцовой, и второй цикл «странствий»- это доселе неизведанное Базаровым чувство любви к женщине, сопутствуемое душевными переменами.

В первом цикле «странствий» Базаров предстаёт перед читателем как победитель. В четвёртой главе Базаров с чувством собственного превосходства смеётся над показным англоманством Кирсанова-старшего. В шестой главе Базаров выходит победителем из спора о науке и даёт наставления Аркадию. В седьмой главе ставит под сомнение чистоту отношений между мужчиной и женщиной, называя их чепухой и гнилью. В девятой главе он критикует хозяйство Николая Петровича: «Скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли». Десятая глава значительна тем, что в ней описывается «схватка» между Павлом Петровичем и Базаровым, который в подтверждение своего нигилизма утверждает: «В теперешнее время полезнее всего отрицание- мы отрицаем», Павлу Петровичу непонятна его позиция и на вопрос: «Все?» Базаров категорически отвечает : «Все». Базаров пребывает в твёрдой уверенности своей правоты и силы. Он непреклонен в отрицании принципов всего либерального, всего, во что верили отцы: принципов либералов, английского аристократизма, парламентаризма, искусства и общины с круговой порукой.

Критик М.А. Антонович в своей статье «Асмодей нашего времени» категорично высказывается по поводу отрицания всего Базаровым, говоря о том, что он систематически ненавидит всё, начиная от своих родителей, которых, по мнению Антоновича, он терпеть не может, и заканчивая лягушками, «которых он режет с беспощадной жестокостью». В первой половине романа, как считает критик, его холодное сердце не колышет ни одно чувство, ненависть он отпускает рассчитано , по гранам. Антонович сравнивает нигилиста с ядовитым существом, которое отравляет всё, к чему ни прикоснётся. У него есть друг, но он его презирает; у него есть последователи, которых он так же ненавидит. О влиянии Базарова на людей говорит так: «Всех вообще подчиняющихся его влиянию он учит безнравственности и бессмыслию; их благородные инстинкты и возвышенные чувства он убивает своей презрительной насмешкой, и ею же он удерживает их от всякого доброго дела»*.

Нельзя с полной уверенностью утверждать, что Базаров не признаёт ничего в период первого цикла «странствий». Вопросы, которых он касается здесь подвергаются его критическому пересмотру с точки зрения его как естественника-материалиста, он хвалит Либиха и других немецких естественников: «Тамошние учёные – дельный народ».

По мнению Пустовойта, если в начале романа Базаров представляется в глазах читателя как человек трезвого и глубокого ума, гордый, целеустремлённый , обладающий способностью оказывать влияние на других людей и убеждённый в верности нигилистических принципов, то после знакомства Базарова с Одинцовой Тургенев указывает на изменения, которые претерпевает герой.

Эту часть романа можно назвать вторым циклом «странствий» Базарова. Так, в двадцать седьмой главе Тургенев обращает внимание читателя на изменения, происшедшие в герое: «В Базарове, к которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало…».

Кроме того, в герое романа начинают обнаруживаться черты дисгармонии, разлад с самим собой.. его нигилизм представляется ему насилием над человеческой природой, его решимость «дело делать» кажется ему бесперспективной. В Базарове усиливаются колебания, раздвоенность, сомнения в пользе своей деятельности, глубокая рефлексия. Мы наблюдаем его метания, готовность «взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из грядки».

Эти особенности во многом объясняют несвоевременную гибель Базарова. Состояние подавленности после любовного краха, душевной депрессии привели к рассеянности при вскрытии трупа мужика, заражению и последующей смерти. Но это всего лишь повод, косвенная причина ухода Базарова из жизни. Другая причина состоит в небрежном отношении героя к жизни, во многом потерявшей для него смысл. Хотя главной причиной гибели тургеневского героя можно считать социально – историческую. Обстоятельства русской жизни 60-х годов не давали возможностей для коренных демократических преобразований, для претворения замыслов Базарова; ещё не созрели условия для обретения ими победы над самодержавием. И потому дело героя и сам он представляются обречёнными, что хорошо ощущает Базаров, размышляя о «собственном ничтожестве» перед вечностью, о неизбежности смерти.

Но важен ещё и характер его поведения накануне смерти. Базаров не пытается бессмысленно цепляться за жизнь, не «не виляет хвостом», но думает о живых, о своих дорогих стариках, заботится об облегчении их печальной участи. Что примечательно, перед смертью на ум Базарову приходит образ Одинцовой, возбудившей в нём сильное чувство. Поведение Базарова перед смертью сродни героизму : столько спокойствия, мужества, решимости проявляет он, столько титанизма обнаруживает. Не случайно он называет себя «гигантом». При этом он уже не стыдится своего ранее скрываемого «романтизма», своей человечности. Любовь к старикам сплетается с его любовью к женщине и России. По словам Д.И. Писарева, «умереть так, как умер Базаров, - всё равно что сделать великий подвиг…»*.