Смекни!
smekni.com

Образ Базарова как художественное открытие Тургенева в романе "Отцы и дети". Закономерность появления образа нигилиста в русской литературе (стр. 4 из 6)

2.1.2 Испытание любовью

Настоящей причиной всех перемен Базарова и одновременно жизненным испытанием было чувство, которое Базаров испытывал к Анне Сергеевне Одинцовой, хотя впоследствии М.А. Антонович скажет, что Базаров питал к Одинцовой не любовь, «а что-то другое, не похожее на настоящую возвышенную любовь»*.Так, на смертном одре герой говорит ей: «Ну, что ж мне сказать вам… Что я любил вас? Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь и подавно. Любовь- форма, а моя собственная форма уже разлагается».

Знакомство с Одинцовой происходит в четырнадцатой главе романа. Она умна, независима, горда, обладает решительным характером, но холодна и испытывает «тайное отвращение» к мужчинам». Но Базаров поразил её воображение, заставив много думать о нём. Она так же заинтересовала героя романа своим спокойствием, начитанностью, незаурядностью, умом. Хотя при первом знакомстве с Одинцовой он сначала отзывается о ней грубо и развязно: «Этакое богатое тело!... хоть сейчас в анатомический театр», «эта госпожа- ой-ой-ой». О своей новой знакомой он говорит цинично: «баба с мозгом», «у ней такие плечи, каких я не видывал давно». Её холодность его завораживает, хотя Базаров развязно говорит об этом: «вишь, как она себя заморозила!».Но постепенно становится понятно, что за напускным цинизмом Базарова скрывается желание «не рассиропиться». Ранее отрицавший красоту Базаров увлечён ею. Только недавно отвергавший любовь он неожиданно для себя обнаруживает «романтизм»в своих переживаниях и поведении, сознаёт тщетность борьбы с самим собою.

Базаров уже не может сохранять привычную для него выдержку, самообладание, он ловит себя на «всякого рода постыдных мыслях, точно бес его дразнил», вводит в свой лексикон такое понятие, как красота («Зачем вы, с вашим умом, с вашею красотою, живёте в деревне?»).

В целом, поведение героя становится странным : он «отправлялся в лес и ходил по нём большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и её и себя…», «забирался на сеновал, в сарай, и, упрямо закрывая глаза, заставлял себя спать…». Базаров стал часто предаваться мечтаниям: воображал, как её руки «обовьются вокруг его шеи», как её «гордые губы… ответят на его поцелуи». В то же время отгонял от себя эти мысли. Вскоре настаёт время главного испытания в романтической любви Базарова, которое происходит в двадцать восьмой главе романа.

Разговор, на который Анна Сергеевна вызывает Базарова, приводит к окончанию их отношений. Между ними происходит странная сцена. Базаров признаётся в любви к Одинцовой со свойственной ему прямотой и резкостью: «… я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились». Но аристократический рассудок Одинцовой пугает его «сильное и тяжёлое» чувство, «похожее на злобу». Автор акцентирует внимание на том, что Одинцовой «стало страшно». Она уверяет Базарова, что он не так понял её. Антонович считает, что Анна Сергеевна «узнав его ближе, с ужасом и омерзением от него отворачивается, отплёвывается и «обтирается платком»*.

Тургенев ясно даёт понять, что волевой и сильный Базаров спасовал перед неудачей на любовном фронте. Начиная с двадцать восьмой главы, читатель может проследить за эволюцией героя в сторону пессимизма и скептицизма: «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может», в нём пропадает самоуверенность, возникает озлобление, герой приходит к выводу, что «лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».

Неудачная любовь стала тяжёлым жизненным испытанием для отрицавшего понятие «любовь» Базарова. Он пытается подавить в себе романтические чувства, взять себя в руки, но чувствует своё бессилие, «скуку да злость». Герою даже приходит на ум сравнения себя с муравьём, который тащит полумёртвую муху. Даже ,казалось бы, отдушина Базарова- наука(«…он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и всё возился с ними»)не занимает его настолько, чтобы избавиться от меланхолических мыслей.

По мнению Пустовойта, хотя Тургенев и даёт возможность Одинцовой и Базарову встретиться в конце романа, но только для того чтобы подвести итог их взаимоотношениям. Оба героя понимают, что несостоявшуюся любовь нельзя вернуть, а следует дать ей возможность перерасти в примирение и дружбу, о чём и говорит Одинцова: «Кто старое помянет, тому глаз вон…Одно слово: будемте приятелями по-прежнему. То был сон, не правда ли? А кто же сны помнит?»*.

Откровенно говоря, писатель не склонен верить словам своих героев. Для него понятна психология человеческих симпатий и поэтому совершенно ясно, что мысли людей не всегда совпадают с их высказываниями. Сам автор комментирует объяснение Анны Сергеевны и Базарова таким образом: «Так выражалась Анна Сергеевна, и так выражался Базаров; они оба думали, что говорили правду. Была ли правда, полная правда в их словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно».

Несмотря на все старания Базарова преодолеть чувство злости, Базаров так и остаётся с чувством опустошённости, тоски, порождённых неудачей в любви, хотя сам герой и не хочет этого осознавать. Он старается спрятаться за маской того прежнего Базарова, желая Аркадию счастья, в то же время делает «усилие над собой, чтобы не выказать злорадного чувства», в беседе с Одинцовой на его лице улыбка, хотя в тот момент «ему вовсе не было весело и нисколько не хотелось смеяться».

В конце концов, Базаров приходит к мысли о пустом месте человека «в жизненном нашем чемодане», о том, что счастье невозможно для человека, ведущего «терпкую, горькую, бобыльную жизнь». Тургенев совершенно по-другому описывает состояние Базарова в двадцать седьмой главе: «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твёрдая и стремительно смелая, изменилась».

Такое состояние героя стало следствием его несчастной любви, причину которому критик Писарев склонен искать в неспособности женщин «серьёзно ответить на серьёзное чувство»такого типажа как Базаров, «и пока женщина будет находиться в теперешнем зависимом положении, пока за каждым её шагом будут наблюдать и она сама, и нежные родители, и заботливые родственники, и то, что называется общественным мнением, до тех пор Базаровы будут жить и умирать бобылями, до тех пор согревающая нежная любовь умной и развитой женщины будет им известна только по слухам да по романам».

Пребывая в удручённом состоянии, герой всё же решается участвовать в медицинской практике своего отца, которая становится причиной его заражения, а впоследствии и смерти.

Как мы видим, Тургенев использовал приём развенчания героя-нигилиста, победителя и человека, увлекающего читателя своей силой, умением вести за собой людей, превосходством ума и прогрессивными взглядами в науке. Он заставляет его полюбить, а затем и отступить перед отрицаемой нигилистом романтикой, доказав, что любовный крах может сломить такого сильного человека.

Между тем, критик Пустовойт отмечает, что «то средство, к которому прибегает в данном случае Тургенев для развенчания нового героя, не только не казалось универсальным и достаточным, но вообще представлялось чем-то вроде картонного меча в поединке» для реальных разночинцев. Прежде всего, реальный разночинец тех времён был «человеком сильным духовно, умеющим быстро подавлять своё горе и во имя общественного дела поступаться личными радостями и удовольствиями. В своей статье о романе Пустовойт приводит пример о Н.А. Добролюбове, пережившем смерть родителей. «На иждивении молодого критика осталось семь младших братьев и сестёр. Но горе не сломило волевого и энергичного юношу. В своём дневнике 18 декабря 1855 года он записал: «Меня постигло страшное несчастье- смерть отца и матери,- но оно убедило меня окончательно в правоте моего дела…». Конечно, речь шла о революционных убеждениях критика*.

2.2 Литературные приёмы

Литературные приёмы, к которым прибегают авторы, характеризуя своего героя, совершенно различны. Пустовойт, сравнивая приёмы Гоголя, Гончарова, Достоевского и Л.Толстого, говорит о существенных различиях в способах характеристики героев. Так, Гоголь отдаёт предпочтение раскрытию характера героя через окружающую его обстановку, вещи, предметы, одежду. А романы Гончарова отличаются преобладанием портретно-бытовой характеристики персонажей. Излюбленным приёмом Достоевского является психологическая характеристика. Л. Толстой выдвигает на первый план характеристику героя в действии и диалог.

Тургенев, хотя и пользуется всеми перечисленными способами характеристики героев, предпочитает портретные детали, пейзаж и диалог-полемику. Казалось бы, автор не открыл новые приёмы. Но при углублённом рассмотрении данного вопроса становится понятно, что автор наполнил их новым смыслом. Тургенев использует эти литературные приёмы в соответсвии со своей главной целью- выявление нового героя в литературе и отражение его эволюции. Для этого Тургенев ставит героя в центр композиции и посылает ему испытание. Литературные приёмы играют настолько большую роль в романе, что нельзя воспринимать их как простой технический приём писателя.

2.2.1 Диалог

Диалог в романе с точки зрения Пустовойта «даёт возможность развивать актуальные политические проблемы, освещая их с разных точек зрения, наконец, в диалоге раскрываются, обнаруживаются характеры героев»*.

Итак, главным средством раскрытия характера нового героя в литературе можно считать диалог. Диалоги в романе- это прежде всего споры «отцов» и «детей», к которым автор причисляет Базарова.