Смекни!
smekni.com

Образ Базарова как художественное открытие Тургенева в романе "Отцы и дети". Закономерность появления образа нигилиста в русской литературе (стр. 6 из 6)

Такой эмоциональный и художественный пейзаж заставляет читателя задуматься над правотой Базарова в отрицании природы. Напрашивается суждение о том, есть ли смысл отрицать природу, если она настолько прекрасна. Эта поэтическая зарисовка становится намёком писателя на будущие испытания, которые предстоят герою, имея в виду безответную любовь к Одинцовой.

Внутренний процесс познания истинной любви заставляет Базарова по-новому почувствовать природу. Фон , на котором происходит его объяснение с Одинцовой, - поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Базарова. Это на него глянула тёмная, мягкая ночь, это ему слышалось таинственное шептание. Базарову , материалисту, учёному- биологу, шелест листьев, ночные шорохи кажутся таинственными!

Последний пейзаж - это “реквием” по Базарову. Лирической печалью и скорбными раздумьями наполнено все описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Этот пейзаж носит философский характер. Автор задумывается о вечной жизни и вечной природе, которая дает успокоение.

Итак, все основные события в романе происходят на фоне пейзажа, каждый из которых несёт свою функцию в толковании сцен романа. Но пейзаж в романе не только фон, но философский символ, пример истинной жизни.


Заключение

В результате, мы выяснили, что появление нового героя - демократа в русской литературе отвечает событиям социальной жизни России на момент написания романа. Хотя нельзя с полной уверенностью утверждать, что Базаров получился подлинным революционером 60-х годов. П.Г. Пустовойт описывает основные черты, которые обнаруживаются в Базарове, присущие революционным демократам: «отрицание старых принципов либералов-дворян, критика их аристократизма, барства, наконец, стремление «место расчистить» для будущей жизни… тургеневский герой- лишь предтеча будущих революционеров»*.

Также мы рассмотрели вопрос композиционно-сюжетной структуры и её значение в романе. Поставив демократа Базарова в центре произведения, Тургенев раскрывает его лучшие качества, намеренно сталкивая с остальными героями: в спорах с Павлом Петровичем – зрелость ума, глубина суждений, непримиримая ненависть к рабству ; во взаимоотношениях с Аркадием- способность привлекать на свою сторону молодёжь, быть учителем, воспитателем ; в отношениях с Одинцовой – умение глубоко и по-настоящему любить, цельность и честность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства – все эти качества Базаров проявил, пройдя два «цикла странствий».

Признанный мастер диалога и пейзажа Тургенев в очередной раз показал своё умение раскрыть образ, прибегая к излюбленным приёмам романистов- диалогу, детали и высокохудожественному описанию пейзажа. Мы видим, что Тургенев совершенно по-новому использует эти приёмы. Их новое наполнение наталкивает читателя на мысли об авторском отношении к Базарову, ставит под сомнение нигилистические взгляды Базарова и даёт возможность в полной мере увидеть столкновение революционеров-демократов и либералов. Так, в одиннадцатой главе Тургенев при помощи пейзажа намекает читателю на раскрытие истинного Базарова в финале романа.

Вопрос одиночества Базарова стоит так же остро. Мы видим, что Базаров оказывается совершенно одиноким. Дворянам с ним не по пути. Народ, к которому он принадлежит по происхождению, характеру, многим привычкам и вкусам, не понимает его, видит в нем «барина».

Случайно заразившись трупным ядом, Базаров умирает, не успев ничего совершить. Перед смертью, которую он встречает просто и мужественно, Базаров как будто сознает, что он «не нужен России», точнее говоря (по мысли Тургенева), его время еще не наступило.

Этот финал определил отрицательное отношение передовой критики к роману в целом, многие несправедливо увидели в нем «клевету» на молодое поколение. Но время доказало правоту Тургенева. Писатель стал «родителем» нового героя- революционера- демократа, нигилиста по убеждениям, лидера, прежде всего отличающегося силой характера. Но он обречён на одиночество. Его роман по праву занял одно из центральных мест в русской литературе середины прошлого века. Он открыл собой целый ряд произведений о «нигилистах» и «новых людях».


Библиография

1. Е.С.Роговер Русская литература второй половины девятнадцатого века.

2. М.А. Антонович Асмодей нашего времени.

3. Д.И. Писарев Базаров.

4. П.Г. Пустовойт Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий.


* Тургенев в воспоминаниях – Т.2. с. 80

* Н.А. Добролюбов. Т.4. с. 76

* Сборник статей. Д.И. Писарев. Базаров. с. 422

* Сборник статей. Д.И. Писарев. Базаров. с. 418

* Сборник статей. М.А. Антонович. Асмодей нашего времени. с. 438

* Сборник статей. Д.И. Писарев. Базаров. с. 434

* Сборник статей. М. А. Антонович. Асмодей нашего времени. с. 439

* Сборник статей. М.А. Антонович. Асмодей нашего времени. с. 438

* П. Г. Пустовойт. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. с. 87

* П. Г. Пустовойт. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. с. 89

* П. Г. Пустовойт. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. с. 105

* П. Г. Пустовойт. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. с. 106

* П. Г. Пустовойт. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. с. 76