Из всего этого легко сделать простой вывод: узнать джинна легче легкого… если он сам пожелает быть узнанным. А если он решит превратиться в человека, или великана, или даже в безобидную ( в сравнении с джинном) королевской коброй- то разоблачить его инкогнито будет очень не просто.
Джинны умеют , однако становится бесплотными на время ; ряд источников указывает на то, что они всякий раз развоплощаются, чтобы… лечь спать. И спят соответственно не в кровати, а в каком – нибудь маленьком , на первый взгляд неподходящем предмете в вазе, перстне… или в лампе. К своей «постели» они привязаны накрепко- потому- то джинн и вынужден был слушаться Алладина.
(Другие , впрочем , объясняют эту историю иначе: дескать, со временем Соломона джинном и людей связывает множество договоров, которые люди давно забыли, а вот джинны не могут не помнить, потому что они впечатаны в их сущность. И эта самая лампа – сигнал о необходимости служить.
Во сне джинн сохраняет полную ясность мысли, отдыхает лишь его тело. На что способны джинны помимо превращений? Однако едва ли можно утверждать, что они способны исполнить так - таки действительно любое желание. Если джинн почему – либо принужден служить, он в состоянии сделать для своего хозяина очень многое, но волшебной бородой среднестатический гений не обладает. Быть может самые могущественные из них, да и то вряд ли.
Зато у него есть , которые на взгляд непросвещенного мало чем отличаются от всемогущества. Так, например, джинн может создать видение- и сделать его истиной. Правда только на некоторое время.
Джинн может путешествовать с уму непостижимой скоростью, превращать одно существо в другое, делать из металлов золото(золото джиннов как и золото лепреконов может со временем превращаться в медь или в свинец)., порой- читать и видеть прошлое.
Следом древних религиозных воззрений, несомненно является деление джиннов на добрых и злых. Добрые джинны как считается носят зеленые одежды, хотя наиболее благочестивые из них, так называемые «рахманаюн» Вредоносные же джинны одеваются в красное.
Джинны живут в огне, но иногда и в воде, откуда могут показаться одинокому человеку даже днем. Особенно этим славятся источники, скрытые от прямых лучей солнца- в пещерах, гротах, укромных рощах.[11].
Всему вышесказанному мы находим потверждение в тексте сказки.
Для начала вспомним, где Волька находит запечатанный сосуд, а находит он его в пруду.
Теперь сравним с представлениями древних мусульман, они говорили о том. Что джинны могли жить в прудах, темных гротах и рощах. Получается, что Л. Лагин намеренно делает так, чтобы Волька нашел этот сосуд именно в пруду, потому где еще как не в нем может находиться сказочное существо.
Посмотрим на описание старика Хоттабыча:
«Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно- розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками».
Во- первых начнем с того, что старик Хоттабыч не похож на джинна, он не явился Вольке в гигантском обличье, у него нет рогов и синего цвета кожи. Старик Хоттабыч более похож на героя арабских сказок, об этом говорит его наряд и смуглый цвет кожи.
Далее проанализируем речь старика Хоттабыча :
«... -Приветствую тебя, о прекрасный и мудрый отрок!»
«- О нет, о юный мой повелитель…»
«- Так знай же, о превосходнейший из отроков, звезда сердца моего, Волька ибн Алеша…».
Все приведенные фразы старика Хоттабыча свидетельствуют о том, что он не из современности, а из прошлого, он называет Вольку отроком, хотя уже в советское время это слово не употреблялось. Далее в его речи появляются такие слова как : у врат.Употребление словосочетания «Волька ибн Алеша» свидетельствует о том, что Хоттабыч из другой страны, из другого мира, его речь очень сильно отличаеся от речи Вольки, да и других героев, кроме его брата Омара Юсуфа.
По древним поверьям мусульман известно, что тот, кто освободит джинна из заточения, а обычно джинна освобождают из кувшинов и запечатанных сосудов, тот становится его повелителем, и тому джинн обязан служить.
Как только Волька освобождает Хоттабыча из сосуда, в речи джинна возникают такие конструкции, которые помогают понять, что Хоттабыч благодарен за освобождение и он обязан служить мальчику.
Об этом говорят такие слова и конструкции как:
«юный мой повелитель», «прекрасный и мудрый отрок», «звезда сердца моего , Волька ибн Алеша», « О драгоценнейший Волька ибн Алеша»,
-Твое слово для меня закон…»
- Повелевай мной!..
Литература
1.Nest – бесконечная диссертация Натальи Большаковой.
2.Л. В. Овчинникова «Русская литературная сказка XX века. История, классификация, поэтика»
3. И. Лупанова «Современная литературная сказка и ее критики»
4. Автореферат диссертации «Русская литературная сказка XX века»
5. Автореферат диссертации «Русская повесть- сказка 60-х гг.
6. Колесова Л. «Читая и перечитывая»
7. Арзамасцева. Детская литература
8.И. Лупанова. Полвека. Очерки.
9. Советская детская литература\ под ред.В. Д. Разовой.
10. Джинны- Красная книга.
11. Мифологическая энциклопедия.
12.И. Лупанова «Быть человеком».