Смекни!
smekni.com

Образ музыки в литературных произведениях (стр. 3 из 3)

Многие поэты используют в своих произведениях образы музыки, имена композиторов, как отражение века, в котором он жил и творил. Так, например, Б.Л.Пастернак в своем стихотворении "Опять Шопен не ищет выгод" упоминает Шопена и его музыку, как символ 19 века, века изящества, гармонии и красоты. Музыка Шопена, возвышенная, прозрачная и живая, ассоциируется у поэта с романтическим прошлым веком.

"Импровизация" Б.Л.Пастернак

В данном стихотворении автор пытается словами описать музыку, прибегая к ассоциациям, рожденным музыкой, возникающим у лирического героя при игре на фортепьяно. Так автору удается показать своего героя ярче, глубже, разносторонней.

Ярко и интересно создается образ инструмента – "клавишей стая". Причем по описанию эта стая похожа на лебедей, черных и белых. Аллитерация с повторением звуков "к", "р", "ч", "г" создает ощущение этого самого крика птиц, который передает тревожное, взволнованное состояние автора.

Сама структура стихотворения похожа на форму музыкального произведения. Первое четверостишие напоминает плавную, спокойную мелодию - размышление и состоит оно из двух фраз, предложений, одинаковых по структуре. Второе и третье четверостишия похожи друг на друга, но очень отличаются от первого. Здесь появляются короткие, отрывистые фразы, как аккорды, иные и по интонации и по настроению (они имитируют "крикливые рулады" черных и белых птиц).

Автор использует здесь и многосоюзие для "скрепления" различных ассоциативных образов, возникающих в воображении лирического героя. Дальше (в последнем четверостишии) все снова успокаивается, снова длинные протяжные фразы, ассонанс на "а", "о", "у", как и в начале стихотворения. И лишь отдельные слова с введением аллитерации, словно эхо, возвращают нас к предыдущей музыкальной теме. Данное стихотворение – образец возможности использования знаний о музыке при создании литературного произведения.

Заключение

Музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок.

Кристоф Глюк

Музыка, "звучащая" на страницах литературных произведений, появляется в них совсем не случайно. Попытаемся отметить наиболее яркие функции использования образа музыки в литературном произведении.

1. Музыкальный образ как лейтмотив, сюжетный стержень литературного произведения ("После бала", "Крейцерова соната" Л. Н. Толстого).

2. Музыкальный образ как отражение психологической характеристики персонажей (музыка – двойник героя), ("Крейцерова соната" Л.Н.Толстого).

3. Образ музыканта и его представление о музыке как отражение авторской идеи ("Моцарт и Сальери" А.С. Пушкина, "Кавалер Глюк" Гофмана).

4. Отношение к музыке как основа системы персонажей в творчестве писателя (Гофман "Кавалер Глюк")

5. Структура музыкального произведения как основа для создания произведения литературного (романс в стихотворении А.Фета, реквием в "Моцарте и Сальери" Пушкина, музыкальная импровизация в стихотворении Б.Л.Пастернака).

Взаимосвязь литературного произведения и музыки может выражаться и через использование средств создания образа из одного вида искусства внутри другого, так, например, в литературе активно используются звукопись, система разнообразных повторов, образы – лейтмотивы и т. д., пришедшие из музыки.

Итак, образ музыки в литературном произведении помогает сделать образы более "выпуклыми", "живыми", "яркими", к одномерному изображению мира и человека в тексте добавляется еще одно "стерео" изображение. Все это позволяет говорить о благотворном влиянии музыкальных образов на литературное произведение, которое активно используют авторы для создания художественного мира своих произведений.


Список литературы

1. Тарасов Л. Музыка в семье муз. Ленинград "Детская литература", 1985

2. Гофман Э.Т.А. "Кавалер Глюк". М., Художественная литература, 1991

3. Пастернак Б.Л. Лирика. Москва, 1995

4. Поэзия французского символизма. Издательство Московского университета, 1993

5. Пушкин А.С. "Моцарт и Сальери". Сочинение в 3 томах, том 2, М., Художественная литература, 1986

6. Свирина Н. Культурный контекст на уроках литературы. Санкт – Петербург "Глагол", 1999

7. Толстой Л.Н. "Крейцерова соната". Ленинград, 1967

8. Толстой Л.Н. Литература и искусство. Москва, 1978

9. Толстой Л.Н. "После бала". "Детская литература". Москва, 1976

10. Фет А.А. Лирика. Москва, 1985


Приложение

Музыка в представлении Моцарта

Музыка в представлении Сальери

"Нет, так; безделицу. Намедни ночью бессоница моя меня томила, и в голову пришли мне две – три мысли. Сегодня я из набросал…". "Мой Rekviem меня тревожит". "Я сделался ремесленник; перстам придал послушную, сухую беглость и верность уху. Звуки умертвив, музыку я разъял как труп"… "Науки, чуждые музыке, были постылы мне; упрямо и надменно от них отрекся я и предался одной музыке".
"Нас мало избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой, единого прекрасного жрецов" " Я стал творить, но в тишине, но в тайне, не смея помышлять о славе". "Нередко просидев в безмолвной келье, два, три дня, позабыв и сон и пищу…"
"…гений и злодейство – две вещи несовместные". "Что пользы, если Моцарт будет жив и новой высоты еще достигнет?"
"Смешнее отроду ты ничего не слыхивал…Чудо! Не вытерпел, привел я скрипача, чтоб угостить тебя его искусством". "Нет! Мне не смешно, когда маляр негодный мне пачкает Мадонну Рафаэля".
"О небо! Где же правота, когда священный дар, когда бессмертный гений – не в награду любви горящей, самоотверженья, трудов, усердия, молений послан – а озаряет голову безумца, гуляки праздного?"