Сапоги – это пока все, чем он может поделиться с людьми, а поэтому он уже и не ощущает их своими: непомерно велики, они словно бы начали ему жать ноги. Конечно, он наивен в этом своем желании во что бы то ни стало подарить кому-нибудь свои сапоги. Хотя разве доброта бывает наивной? Наконец, придя к Роману, у которого только что родился сын, и увидев, что все делают малышу подарки, Павлуха решился. "Он снял свои сапоги, потом прошел босиком к велосипеду и поставил их там.
– Это хорошие сапоги, – сказал он. – Рыбацкие. Это от меня... Пускай носит..." [22, с. 61].
Нет цены долгу, и даже если он стоит пятак – он все равно бесценен, потому что нельзя оценить движение души. Герой рассказа "Зеленый попугай" покупает махорку для своего раненого друга милиционера на единственные пять копеек, которые лишь накануне тот ему и подарил на конфеты.
Но, конечно, есть у Погодина и другие герои: криводушные и трусливые, заносчивые и даже подловатые, вроде Алфреда из одноименного рассказа. К ним автор жесток. Впрочем, кто же таких людей любит? А вот интересно, как писатель объясняет появление таких людей. Того же Алфреда, например. "Дороги в нашей деревне мягкие. Ноги грузнут по щиколотку в горячей пыли. Пыль не такая, как в городе, не летучая. Она как вода. Гуси дорогу переходят, будто плывут. Воздух у нас ароматный, густой. Старики говорят, что из нашего воздуха можно пиво варить.
Алфред, наверно, не понимал такой красоты. Задень она его хоть легонько, все получилось бы по-другому. Алфред, наверное, никогда не видел, как цветут яблони. Словно тысячи розовых птиц опустились на ветки и колдуют там, шевеля крыльями" [2, с. 15].
Объяснение очень неожиданное. Ведь, казалось бы, одно дело, что человека не трогает окружающая красота, и совсем другое, что он совершает дурные поступки. Какая же тут связь? Радий Погодин убеждает нас, что связь есть, и самая прямая. Чувство красоты вытесняет из человеческой души все мелкое и себялюбивое, потребность красоты открывает глаза не только на природу, но и на людей, заставляя в них находить прекрасное. А как мы относимся к людям, так мы относимся и к самим себе. Значит, и в себе мы будем искать и находить прекрасное. А чтобы ощущать себя таким, необходимо жить в ладу со своей совестью. Вот какой всеохватывающий круг получается [7, с. 16]. Но и это еще не все. Если ты живешь именно так, то тебе жить весело. Вот почему в книгах Радия Погодина так много веселых людей. Он и сам человек веселый, и его любви к героям ничуть не мешает то, что он может видеть их с юмористической стороны. Вот, например, какую гримасу подметил он у Гришки из рассказа "Тишина": "Мальчишка скривил рот влево, глаза скосил вправо. Лицо у него стало похоже на штопор" [28, с. 71]. Ну и что, разве обидно? Да ничуть.
Бывает, правда, что героям его этого самого чувства юмора не хватает. Но автор понимает так, что это дело наживное. Приходит же оно в конце концов к Дубравке, которая до последнего момента относилась к чувству юмора подозрительно. Но когда она поняла, что тот человек с юмором, которого она недолюбливала, не меньше, чем она сама, готов к самопожертвованию, все изменилось. В сущности, Петр Петрович спас ее, неразумно бросившуюся в шторм. И вот какой диалог произошел у них после этого:
" – Наверное, катер придет за нами. Белый катер... Ты не замерзла? Надень мой пиджак.
– У вас ведь нет пиджака, – сказала Дубравка.
– Ну и пусть, – сказал мужчина. – Ты представь, как будто я тебе дал пиджак. Тогда будет теплее. Ладно?
Кожа у него на руках покрылась пупырышками.
– Хорошо, – сказала Дубравка... – Спасибо... Только он у вас немножко мокрый..." [23, с. 18].
Вот такие люди проживают в стране Радия Погодина. Нет, конечно, есть там и Алфред, и сгубивший свою жизнь в гульбе дядя Вася из "Книжки про Гришку" и многие другие. Бывают в этой стране и шторма, и ненастье. И все же в основном там живут веселые люди, и большую часть дней в году стоит хорошая погода.
Выводы по главе II
Радий Петрович Погодин – писатель, творчество которого ещё долго будет привлекать читателей – и юных и взрослых – и долго будет занимать исследователей литературы. Привлекать мудростью, чистотой, одухотворённостью образов и мыслей. О таких, как Радий Погодин, говорят: сам себя сделал. Он научил душу и руку писать (ведь он был ещё и замечательным художником!). Погодин любил сказку, называл ее "тончайшим инструментом познания мира и воспитания нравственной позиции" [21, с. 113]., считал этот жанр непомерно трудным. В заметках о сказке, разбросанных по стенограммам различных совещаний, конференций, писательских встреч, он пытался понять тайну и суть этого жанра. "Мир ребенка, – говорил он, – одушевлён, потому что оживление природы является, можно сказать, неким компасом, может быть, даже неким всеобщим языком" [18, с. 32]. Сказочное в творчестве Радия Погодина инспирировано пониманием того, как ребенок входит в мир, как осваивает и воспринимает его, как живёт в нём. Сказка, по Погодину, первой говорит ребёнку о необъятности мира. Авторская сказка Радия Погодина существует в собственном, ни на какое другое не похожем, пространстве, где законодатель – глаза и душа героя-ребёнка, одухотворяющего и одушевляющего всё вокруг, и рядом, и там "за холмом", воспринимающего "окружающий его мир по своему разумению и вкусу". Писатель любит своих маленьких героев, наивных и бесстрашных, добрых и совестливых. В их уста он вкладывает, кажется, простые и естественные, но очень важные нравственные истины. А иногда и вовсе не простые. Вот, например, Гришкино рассуждение: "Если друг, то не собственность. Если собственность, то унижение. Если унижение, то в дружбе измена. Если измена, то предательство. А предательство маленьким не бывает" [27, с. 83]. Хорошо бы это ребёнку запомнить, да и взрослому не забывать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенная работа по анализу произведений Р.П. Погодина позволяет сделать следующие общие выводы.
Мир героев Погодина, пространство и время их жизни увлекает силой переживаний, они исполнены и звуком, и цветом, и светом, счастьем, любовью и трагедией. Герои – живая действительность, носящая живое имя – явлены в безупречной форме погодинских произведений. Поражает сущность замысла писателя – рассказ о судьбе человека в бесконечном Пути России.
Герой Р.П. Погодина, независимо от возраста, всегда восходит к истокам идеи о мире и о себе, к истокам своего мифа. Он постигает Небо, Вечность, с земли переходя на небеса, с небес снова на землю. Жизнь героя, его страдания и подвиги открываются через соприкосновение с главным: Любовь, Свобода, Память, Красота, Господь.
Герои сказок – девочки, мальчики и волшебные существа. Писатель заметил: "Мир малыша одушевлён и очеловечен полностью, потому что очеловечивание природы является для него инструментом познания. Поэтому дело писателя – дать малышам побольше существ, стремящихся к добру" [18, с. 83].
Читатель волен открыть книги Р. Погодина так, как подскажет ему опыт, желание, возраст. Одни прочтут про любовь и войну. Другие раскроют глубины родовой памяти.
Дети и подростки отыщут свой мир, неповторимый, таинственный, известный и доступный только им. Мир, узнаваемый в самых незначительных, реальных и волшебных деталях.
Читатель Р.П. Погодина вместе с героями обнаруживает радостный дар, который приходит на смену привычке "жить трудно и некрасиво, стесняясь прекрасного вида своей Души" [18, с. 83].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. – 2000. – № – 1.
2. Антология мировой детской литературы в 8 т. – М.: Аванта-плюс, 2003-2004.
3. Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России ХХI века. – М., 2002.
4. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХI века. – М., 2000.
5. Бестужев-Лада И.В. Депопуляция: социальные проблемы // Демографические процессы и семейная политика: региональные проблемы. Материалы Российской научно-практической конференции. – М., 1999.
6. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности. – М., 1982.
7. Гришина Л.Л. Урок внеклассного чтения в IV классе по рассказу Р. Погодина "Алфред" // Лит. в шк. – 1974. – № 3.
8. Зернова Р., Путилова Е. О тех, кому не скучно // Лит. для детей. – Л., 1961.
9. Зуева Т.В. Волшебная сказка. – М., 1993.
10. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.
11. Корепова К.Е. Русская лубочная сказка. – Нижний Новгород, 1999.
12. Крук И.И. Восточнославянские сказки о животных. – Минск, 1989.
13. Крыщук Н.П. Сказки Радия Погодина // Аврора. – 1980. – № 10.
14. Ленц Ф. Образный язык народных сказок. – М., 2000.
15. Лупова М., Фадеева Е. Рассказы о книгах Р.П. Погодина и Ю.Г. Томина // Советские писатели – детям. – М., 1965.
16. Мещерякова М.И. Погодин Радий Петрович // Русские детские писатели XX века: Библиогр. словарь. – М.: Флинта: Наука, 1998.
17. Недува Э.Ш. Погодин Р.П. // Краткая литературная энциклопедия. – М., 1968.
18. Ни минуты спокойствия: Интервью с писателем // Костер. – 1962. – № 12.
19. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. – Л., 1974.
20. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки (Заметки по общей теории клише). – М., 1970.
21. Погодин Р.П.: Биогр. справка // Детская литература. – 1978. – № 7.
22. Погодин Р.П. Включите северное сияние. – Л.: Детская литература, 1972.
23. Погодин Р.П. Где леший живет?: Рассказы. – Л.: Детская литература, 1990.
24. Погодин Р.П. Где ты, Гдетыгдеты?: Сказки. – М.: ТЕРРА, 1995.
25. Погодин Р.П. Книжка про Гришку: Повесть – М.: Малыш, 1987.
26. Погодин Р.П. О веселых людях и хорошей погоде: Избранные произведения / С.В. Михалков. – М.: Детская литература, 1982.
27. Погодин Р.П. Про гайку, которая внутри: Рассказ. – Л.: Детская литература, 1974.
28. Погодин Р.П. Тишина. – М.: Малыш, 1988.
29. Погодин Радий Петрович: Биогр. Справка // Ленинградские писатели – фронтовики. 1941 – 1945: Автобиографии. Биографии книги / Сост. В.С. Бахтин. – Л., 1985.
30. Полозова Т.Д. Маленьким о большом // Нач. шк. – 1961. – № 3.
31. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. – М., 1965.
32. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996.
33. Рошияну Н. Традиционные формулы сказки. – М., 1974.
34. Семенов В. Странные дети // Дет. лит. – 1967. – № 4.
35. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М., 1994.