Чудовище умирает и очи, которые были синими и горели любовью, оказываются одеты в "смертельную мглу", "бледные руки" подчеркивают мертвенность существа. Какой непонятный упрек шепчут уста чудища? Ответ очевиден: это укор царевичу, выволокшему русалку на берег и обрекшему ее на погибель. В современном значении здесь слово "непонятный" означает скорее "неслышимый". Эта строфа примечательна с позиции синтаксиса - она оканчивается многоточием, что подчеркивает, с одной стороны, недоговоренность (чудище, умирая, не все успело сказать), с другой, - обрыв (в данном случае - жизни чудовища). Последняя строфа показывает на едущего прочь и задумавшегося царевича:
Едет царевич задумчиво прочь.
Будет он помнить царскую дочь.
Странный конец. Непонятный. На первый взгляд, финал четко определен: царевич победил, чудовище умерло, герой уезжает прочь. Но с другой стороны, остается ряд нерешенных вопросов. О чем недоговорила умирающая русалка? Почему царевич едет "задумчиво", о чем он думает? Как "будет он помнить царскую дочь": как результат победы, как увиденный ужас или станет размышлять о причинах случившегося преображения прекрасной девы в чудо морское? Вопросы как будто остаются без ответа, финал стихотворения как будто является открытым.
Лермонтовым так же была написана баллада «Русалка»(1832). Баллада очень лирична и сюжет в ней развивается по музыкальному и мелодичному принципу. Но в отличии от фольклорных сюжетов, где русалка заманивает и убивает человека, лермонтовская фантастика, в данной балладе, стремиться к романтизму. Русалка не имеет ни малейшего представления о смерти и для нее кажется, что витязь просто спит и не отвечает на ее ласки. В мире, где царит гармония и красота, витязь, со своей «статичностью» вносит разлад.
Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной;И старалась она доплеснуть до луныСеребристую пену волны. И шумя, и крутясь, колебала рекаОтраженные в ней облака;И пела русалка - и звук ее словДолетал до крутых берегов. И пела русалка: "На дне у меняИграет мерцание дня;Там рыбок златые гуляют стада;Там хрустальные есть города; И там на подушке из ярких песковПод тенью густых тростниковСпит витязь, добыча ревнивой волны,Спит витязь чужой стороны. Расчесывать кольца шелковых кудрейМы любим во мраке ночей,И в чело и в уста мы в полуденный часЦеловали красавца не раз. Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем,Остается он хладен и нем;Он спит - и, склонившись на перси ко мне,Он не дышит, не шепчет во сне!..." Так пела русалка над синей рекой,Полна непонятной тоской;И шумно катясь, колебала рекаОтраженные в ней облака.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Благой Д.Д. «Социология творчества Пушкина». М., 1931 стр.:125, 183-184, 201-206.
2. Вересаев В.В. «В двух планах: статьи о Пушкине». М., 1929 стр. 162- 163.
3. Кичигин В. П. Народная культура Юга России: Белгородская обл. // Опыт систематизации этнофольклорного материала. – Белгород, 2000
4. Крюкова Н. Русалка и другие мифологические образы в народном творчестве. Исследовательская работа. – Саров, 2006.
5. Лермонтов М.Ю. Русалка //Лирика. – СПб, Сказ, 1999.
6. Назарова Л.Н. «Лермонтовская энциклопедия». М., Большая Российская Энциклопедия 1999.
7. Педчак Е.П. «Литература: Устный и письменный экзамены». Ростов-на-Дону, 2002.
8. Русские предания. Фольклор. Электронная энциклопедия. – ООО «Сигма», 2003.
9. Ходасевич В. «Поэтическое художество Пушкина». Л., 1924 стр. 145-151.
10. Ресурсы Internet: http://ru.wikipedia.org/wiki/