Руссо воплотил в образе Юлии-любовницы наиболее идеальные свои стремления, свое желание изменить этот суровый, жестокий мир, где царят предрассудки, грубость, ложь, где нет места для чистой и искренней любви, где женщина и любовь – два совершенно несовместимых понятия. Изображая тонкость вкуса и глубину ума Юлии, её чуткость и отзывчивость, писатель стремиться показать, что даже в этом мире возможны деликатные и искренние отношения между людьми, и что каждый должен стремиться к подобному идеалу. Руссо стремился показать, что любовь для женщины также необходима, как и воздух, и что роль любовницы – это не стыд, а наоборот, высшее достижения жизни, счастья и всего земного существования.
Образ Юлии-жены.
В образе главной героини Руссо также воплотил противоречие между истинностью чувств людей низшего сословия и лицемерием и беспутством аристократов. Но и в этой среде существуют порядочные, честные и искренние люди, как Юлия, хотя свое счастье и свободу они покупают слишком дорогой ценой, очень часто жертвуя собой во имя других. Почувствовав сладостный привкус любви, Юлии приходиться расстаться со своим возлюбленным. В серии писем второй части романа она выражает всю силу своей любви, всю свою горечь и боль разлуки. Юлия даже раздумывает над возможностью бежать со своим возлюбленным, но не решается нанести удар в самое сердце доброй матери и огорчить хоть и черствого отца. Юлия не смогла бы построить свое счастье на несчастье близких и родных людей.
Руссо идеализирует свою героиню, в то же время четко показывая её недостатки и слабые стороны. Беда Юлии в том, что она слишком послушная дочь и недостаточно решительная любовница. Эта её слабость приводит к тому, что она теряет Сен-Пре, единственного человека, которого она любила. Юлия стояла перед трудной альтернативой: брак с любимым человеком и разрыв с дворянской средой или насилие над собой, добровольное рабство нежелательного брака.
Однако Юлия совершенно иначе интерпретирует эти понятия: покорность, преданность семейному долгу или позор "свободной любви". Она пытается остаться для любимого подругой, не понимая, что подсознательно её тяготит подобное положение. И это понятно: всецело владеть любимым существом, его мыслями, телом и душой, а затем остаться только с мыслями – значит, потерять смысл существования, веру в будущее, веру в счастье. Но Юлия все же рискует своим счастьем во имя нелепых предрассудков и выходит замуж за престарелого дворянина. Так перед читателями предстает иное обличие девушки – образ Юлии-жены.
Как оказалось, любовь к Сен-Пре была для Юлии преступлением, а брак с пожилым Вольмаром – возрождением к жизни добродетели. Подобную мудрость трудно понять в наш безумный двадцать первый век, но в восемнадцатом веке все было совершенно иначе: женщины и девушки беспрекословно подчинялись свои мужьям и отцам, не имея никаких прав и обязанностей, кроме послушания. А дворянка Юлия в свою очередь убедилась, что родной отец "продает ее", сделав из своей дочери рабу, желая расплатиться ее жизнью за спасение своей.
Однако семейную жизнь Юлии-жены нельзя назвать несчастной, она уважает мужа, безумно любить своих детей, и постоянно пытается убедить себя, что её любовь к Сен-Пре прошла, хотя она и мучается, переживает, думая о судьбе своего возлюбленного. Где он, что с ним, может, его уже нет среди живых? Нет, шепчет сердце, нет, отвечает Клара, которая изредка получает вести от Сен-Пре.
Разум Юлии-жены убеждает её, что она перестала любить, но почему же в её письмах к Кларе всё чаще и чаще прорываются мучительные воспоминания о потерянном счастье, об удивительной душе Сен-Пре, о том, как искренне он мог любить, как восторженно говорил о своих чувствах. Может быть потому, что её спокойная, размеренная жизнь слишком наскучила Юлии, и она хочет свободы, взрыва эмоций, безумной страсти, хочет просыпаться и видеть улыбку любимого, нежный взгляд его глаз, ласковой прикосновение его рук, и, предаваясь физической близости, почувствовать, что она умирает от экстаза, почувствовать, что вот это и есть истинное СЧАСТЬЕ.
Но Юлия покривила бы душой, если бы призналась, что она несчастлива. В доме Юлии-жены все подчинено экономии и целесообразности, но эти черты не тяготят, они, напротив, приятны. Её слуги честны и очень любят Юлию, которая, несмотря на свое высокое положение, относится ко всем людям с уважением и любовью. Возможно, в этом помогла ей и её собственная любовь к мещанину Сен-Пре. У нее прекрасный муж, который боготворит её за её ум, красоту, честность, порядочность, но, прежде всего, за возвышенный характер. Они знает друг о друге все, и, чтобы доказать свою любовь и преданность, Вольмар приглашает в свой дом Сен-Пре, считая его достойным любви такой женщины как Юлия.
Для Юлии-жены подобный поступок был неожиданностью, и первое время она не знает радоваться этому, или печалиться. Она боится и Сен-Пре, и саму себя, хотя и уверена, что годы разлуки разрушили то прекрасное чувство, которое жило в их сердцах, и остались только теплота, нежность и дружеские отношения. Она страшится того, к чему приведет вторжение Сен-Пре в их дом, где царит искренность и невинность, уважение и дружба, мир и гостеприимство. Юлия вновь обрела Сен-Пре, но теперь они относятся к друг к другу по-особому: она – как к другу, а он – как к своей сестре. Юлия-жена настолько честна, что рассказывает мужу о своих разговорах с Сен-Пре, и даже показывает ему свои письма.
Юлия-жена размышляет и говорит устами своего создателя – Ж.Ж. Руссо, утверждая, что бог есть, бог создатель мира, но верить в его существование — это не значит скрываться в монастырских стенах и беспрекословно поклоняться библейским предписаниям. Нет, отнюдь нет, человек должен быть искренним с самим собой, считает Юлия, и должен поступать добродетельно не из чувства страха перед загробным наказанием, ибо тогда он становится неискренним, ибо бог предоставил человеку свободу воли. Юлия-жена глубоко верит, что “разум верней всего предохраняет и от нетерпимости, и от фанатизма”.
Признаваясь в том, что она глубоко верующая и рассказывая о своей вере, Юлия признается, что долгое время пребывала в неверии, хотя и нельзя сказать, что она не была набожна и добавляет: “... Лучше вовсе не быть набожной, нежели обладать внешним и нарочитым благочестием, которое не умиляет сердце, а только успокаивает совесть, нежели ограничиваться обрядами и усердно чтить господа бога лишь в известные часы, дабы все остальное время о нем и не помышлять” (Письмо ХVIII Юлии). Только разум в состоянии определить разницу между божественным образом и лжемудрствованиями и заблуждениями. Созерцая этот божественный образец, душа очищается и воспаряет, она учиться презирать низменные свои наклонности и преодолевать свои недостойные влечения.
В письме к госпоже д’Орб Юлия пишет: “Вот что я сказала бы светским дамам, для коих нравственность и религия - ничто, ибо у них есть лишь один закон - мнение света. Но ты, женщина добродетельная и верующая, сознающая свой долг и любящая его, ты знаешь иные правила поведения, нежели суждение общества, и следуешь им; для тебя самое главное - суд твоей совести, и ты должна сохранить уважение к себе” (Письмо ХVIII).
Верующая Юлия-жена жаждет обратить своего мужа в веру только ради его блаженства в загробном мире и для его счастья на земле, ибо по ее словам: сколь многих радостей он лишен! Однако она не во всем следует своей набожности. Например, во втором предисловии к роману Ж.Ж. Руссо по поводу её религиозности высказался устами одного из героев диалога: Н: "Христианка, благочестивая женщина, не желает обучать своих детей катехизису, а, умирая, не хочет помолиться богу. И вдруг оказывается, что её смерть наставляет в вере пастора и обращает к богу атеиста!" Все-таки Юлии удалось, хоть и своей смертью, заставить мужа поверить в Бога.
Но вся её религиозность, на самом деле, это лишь жалкие попытки заглушить в себе чувства, которые она по-прежнему питает к Сен-Пре. Юлия-жена думала, что будет счастлива лишь от сознания того, что её бывшая любовь находится так близко от неё, но, нет, на самом деле, она несчастна. Её добродетель начинает снова соприкасаться с её сердцем, и это подтачивает её душевные силы. Семейное счастье Юлии-жены оказывается на краю пропасти, когда в её жизнь снова врывается Сен-Пре. Юлию неодолимо влечет к Сен-Пре, и она видит, что его чувства остались прежними.
Страсть, любовь и страх вновь соединились воедино, они вот-вот вырвутся наружу, и разрушат такой привычный уклад жизни Юлии-жены. Это чувствуется в каждом движении, в каждом вздохе влюбленных, особенно это проявляется во время прогулки Сен-Пре и Юлии вдвоем, когда их настигла буря на озере. Этот и многие другие эпизоды вызывают глубокий душевный кризис у Юлии. Она перестает быть Юлией-женой, а все более и более стремится превратиться в ту молоденькую, страстную Юлию-любовницу, которая пошла наперекор своей добродетели, лишь бы ощутить истинное блаженство и подлинное счастье в объятиях любимого человека. В размышлениях Юлия-жена теперь проводит часы в своем прекрасном саду, который она называет своим "Елисейским полем" – Элизиумом. Здесь она находится в уединение, только здесь может она почувствовать себя счастливой. Здесь и на небесах, куда Юлия попадает из-за глупой случайности, или жестокого и беспощадного рока. Пожалуй, её смерть была создана Руссо, чтобы увековечить любовь двух влюбленных, оставить её искренней и чистой. Но, если вдуматься, Руссо просто не знал, как поступить с этим влюбленным треугольником, и он решил выбрать наиболее простой вариант – смерть Юлии. После смерти Юлии осталась пустота, все герои чувствуют себя одинокими: и вдовец Вольмар, и Клара и Сен-Пре. Но её смерть показала, что всё, кто её окружал, это вереница прекрасных душ, одна лучше другой, и что именно Юлия помогла им стать таковыми.