Еще будучи кабатчиком, Короедов заманивает Полынова, пытается приручить его любым путем, компрометируя его и в то же время подчиняя своей власти. Такое отношение Короедова к Полынову проходит сквозь весь роман, пока не заканчивается падением Полынова.
Выстрел Полынова в Короедова – начало полного поражения Полынова, создающее резкий перелом и в поведении Короедова. Поправившись от ранения, Короедов постепенно забирает в руки Полынова с помощью «немого» шантажа. Встречая Полынова, он всякий раз ему низко кланяется, произносит слова уважения и добавляет в спину не отвечающему на приветствие Полынову: «Никому не сказывал, не токмо что доносить… будьте благонадежны». [1; с. 176] Но эти слова для Полынова подобны удару бича по обнаженному телу. Он чувствует себя во власти Короедова, но нет в нем воли, чтобы разрубить этот гордиев узел, пойти и донести на себя.
2.2 Петя
Хронологические рамки романа охватывают примерно два десятилетия. Подрастает младшее поколение – Сергей Короедов и Катя Полынова, старятся Захар Короедов, Полынов и его жена. Подъем освободительной борьбы, относящийся, видимо, к концу 90-хт – началу 900-х годов, сменяется общественным упадком и ренегатством интеллигенции после поражения революции 1905 г. Естественно, что уложить широкое социальное содержание в рамки большого по объему романа было необычайно трудно и потребовало от писателя некоторых художественных жертв. Масштабы задуманного Серафимовичем произведения вынудили его прибегать к хронологическим паузам в обрисовке своих персонажей.
События, заключенные в романе, как бы «распирают» его временные рамки. И, тем не менее, сюжетно-композиционная основа романа свидетельствует о блестящей писательской технике Серафимовича. Стремление писателя дать сложный переплет классовых отношений в знаменательную эпоху привело к композиционной «многослойности» романа «Город в степи». При таком построении особенно затрудняется развитие сюжета, становятся необходимыми и многочисленные сюжетные узлы, воедино связывающие судьбы героев, действующих в различных социальных планах романа.
Образ студента Пети, а затем интеллигентного мещанина Петра Ивановича написан с великолепным знанием психологии либерального интеллигента.
В первом портрете студента Пети Серафимович показывает раздвоенность его мироощущения, которая является зародышем последующей противоречивости его социальных взглядов.
Пете присуща смена настроений, различные движения разума и души – все это очень характерные качества для рефлексирующего интеллигента, еще не вышедшего за пределы отвлеченного мироощущения, хотя он и проповедует поверхностно усвоенные социальные взгляды. В соответствии с неоформившимся отношением к действительности и индивидуальными свойствами своего характера Петя колеблется между трезвой, приземленной оценкой жизни («Было два Пети. Один Петя видел все просто и ясно – так, как оно было на самом деле, или, лучше, как оно казалось всем… И все это было скучно, давно всем известно, и, казалось, все на это глазели, зевая и крестя рот. У этого Пети были насмешливые глаза. Он подтрунивал над всеми, словно бес в нем сидел, и ни с того, ни с сего вдруг заводил козловатым, не в тон, голосом: То-ре-а-дор!.. То-ре-а-дор!..
Другой Петя часто одиноко уходил в степь, не оглядываясь. Он идет, а над степью – неумолимо палящее солнце и стоит тонкий неумирающий звон неподвижно-слепящего зноя».).
Выступая перед рабочей массой, Петя искренен и даже находит нужные и просты слова. И тут же возникает мысль индивидуалиста, для которого главное – собственное «я». Он мечтает о том, что имя его «засветится для истории отблеском идеи народного вождя».
Идейный путь интеллигентов в романе – это путь к омещаниванию и окончательному отказу от борьбы, под который подводится некая «философская» база. Студент Петя, кратковременный участник освободительного движения, побывав в ссылке, быстро омещанивается. Он, как Полынов, идет на службу к тому же Короедову, благоустраивает свое мещанское гнездышко.
2.3 Елена Ивановна Полынова
Елена Ивановна – образованная девушка, ныне жена инженера Полынова и жительница глубокой провинции. Она воспитывает дочь и заботится о порядке в доме. Весь ее день заполнен маленькими хлопотами, которые временами для нее теряют какое-либо значение. Тогда она начинает думать о деле брата или о каком-то занятии вне дома: «Зачем же я училась? Зачем было все? Ведь двенадцать лет! Все детство, все девичество ушло на это. Сидела зачем-то по лабораториям, сдавала экзамены, месяцами, бывало, не спала, надрывалась, и вот!»
Желание что-то делать, как муж, как брат, настолько сильно, что Лена просто не задумывается над практической стороной этого дела. Как она будет это делать? Что она умеет? Попытка оказывать медицинскую помощь жителям поселка ни к чему не приводит. «Больным» нужны не лекарства, а деньги: на еду, постройку дома… «Ну, что она… - с тоской думала Елена Ивановна, глядя на ее сухую кланяющуюся спину. – Уж скорей бы говорила, сколько… Теперь Коля и Петя меня засмеют… И как это все глупо, нелепо…» В итоге «народ набился, как сельди в бочку, не только в приемной, но густо, давя друг друга, толклись в коридоре, на крыльце, по лестнице, с потными, красными лицами, с неотрывающимися от запертой двери глазами». Елена Ивановна даже и не предполагала, что все будет именно так. Она ведь хотела помочь. «Вовсе не твоя попытка смешна, - успокаивают ее муж или брат, - а я вспоминаю алчные рожи и разгоревшиеся глаза этого сброда…» Да, люди, жители поселка не такие, какими представляла их себе Лена. Они не понимают и не хотят понять.
И ревнует барыня мужа совсем по-другому: сложнее, изматывающее, страшно. Ее любовь превращается в вечную подозрительность. Считая, что обманута, Елена Ивановна, сама того не желая, стремится к самоуничтожению. А своего мужа «заставляет» пить. «И она металась от окна к окну именно так, как представляла себе раньше: с безумной тревогой, с надеждой, с неподавимым отчаянием». «Точно молнией осветилось перед ней, что это уж давно и что это в страшной форме – один запирается в комнате и пьет систематически и понемногу, чтоб не заметили».
Некогда счастливое семейное гнездышко превратилось в поле боя, «взаимное поедание». «Ну, кто ж виноват?»
Но уйти невозможно. Елена Ивановна доживает свои дни с мужем-алкоголиком и дочкой, «делающей революцию». Она не понимает, как так получилось. Она «не оправдала надежд» и «очень несчастна».
3.4 Катя Полынова
Катя, на наш взгляд, дана схематически. Она воплощает дух времени: стремиться «освободить» рабочих, кормя детей из поселка и поддерживая выступления железнодорожников. Идя по стопам своего «великого» дяди, девушка организовывает своеобразный кружок. Только входят в него не одни интеллигенты, обремененные воспитанием и образованием, но и дети тех самых рабочих, сын бывшего накопителя Захара Короедова Сергей.
Она легко загорается, вся в порыве, в ожидании. Однако кончит она, «как все кончают» - уверен Петр Иванович – выйдет замуж. И домик у нее свой будет…
Заключение
А. Луначарский писал: «Город в степи» - это роман, достойный Бальзака. Перед нами громадный организм города, возникшего около железной дороги и быстро растущего, так что меняется не только его облик, но и характер его жителей и их взаимоотношений. Процесс капиталистического набухания города, процесс расслоения его на классы показан на десятках людей, из которых каждый представляет собой замечательный тип».
Ведущая сила в романе – рабочие. Это их самосознание просыпается, это они стремятся к переменам. Интеллигенты же играют роль фона: им кажется, что они делают очень многое, почти главное, что все это для того, чтобы другим было хорошо. Но на самом деле все для собственного «благоудовлетворения». Не больше…
Литература
1. А.С. Серафимович. Избранные сочинения. Т. 2. Романы и повести. – М., Государственное издательство художественной литературы, 1950. – 504 с.
2. Александр Серафимович Серафимович: Памятка читателю/Сост. Н.П. Ждановский; Редактор Л.Е. Белозерская. – М., 1953. – 32 с.
3. Волков А. А.С. Серафимович. Очерк жизни и творчества. – М., «Просвещение», 1968. – 239 с.