Смекни!
smekni.com

Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова (стр. 4 из 8)

И, вкруг твоей могилы неизвестной,

Все, чем при жизни радовался ты,

Судьба соединила так чудесно:

Немая степь синеет, и венцом

Серебряный Кавказ ее объемлет;

Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет,

Как великан, склонившись над щитом,

Рассказам волн клокочущих внимая,

А море Черное шумит, не умолкая.


Море в этом стихотворении – идеальное обрамление для могилы поэта-романтика; именно море будет петь ему колыбельные песни. Через пейзаж лирический герой выражает тоску по умершему другу. В описываемом пейзаже соединились образы, присущие творчеству поэтов-романтиков.

Однако мы видим в этом стихотворении и лермонтовское восприятие моря как символа жизни: "И сердце бросил в море жизни шумной…" Волнения моря сравниваются с течением и суетой человеческого существования.

Стихотворение "Воздушный корабль" входит в наполеоновский цикл. Образ моря в этом стихотворении сменяется образом океана, что символизирует большую отдаленность Наполеона от его родины, нежели в предыдущих стихотворениях, причем отдаленность следует воспринимать не как реальное расстояние, а как мировоззренческое, как разницу в идеалах покойного Наполеона и населения Франции.

По синим волнам океана,

Лишь звезды блеснут в небесах,

Корабль одинокий несется,

Несется на всех парусах.

Мы вновь сталкиваемся с образом паруса. Парус способен дать мертвецу возможность двигаться, но лишь раз в год, и лишь на берег Франции. Образ корабля, несущегося "на всех парусах", символизирует суетность, цикличность жизни людей. В данном стихотворении парус – не символ мятежной души, а один из ее мучителей.

В стихотворении "Последние новоселье" мы вновь сталкиваемся с образом Наполеона. М.Ю.Лермонтов бросает упрек обществу Франции, сначала изменившему Наполеону "как женщина", а затем возвратившему на Родину его прах. Поэт рисует нам судьбу великого изгнанника, сначала победы, потом поражения, а потом:

И на чужой скале, за синими морями,

Забытый, он угас один…

М.Ю.Лермонтова возмущает, что дух изгнанника может вознегодовать, увидев новую гробницу. Таким образом, если раньше море в наполеоновском цикле символизировало жизнь, от которой был отделен Наполеон, то в "Последнем новоселье" образ моря становится символом границы, которая отгородила Наполеона от предавших его.

В стихотворении "<Графине Ростопчиной>" лирический герой в первой строфе говорит о своем отношении к любимой. В данном произведении во второй строфе мы вновь встречаем образ моря:

Так две волны несутся дружно

Случайной, вольную четой

В пустыне моря голубой…

Образ моря символизирует человеческую жизнь, в которой случайно встречаются и расстаются люди.

В стихотворении "Листок" соре вновь является символом человеческой жизни, по которой блуждает одинокий "дубовый листок", оторванный "от ветки родимой", пригнанный бурей из степей. Листок "пылен и желт", и цветущая чинара, к которой благоволит судьба и "корни … умывает холодное море", отказывается принять странника.

"Морская царевна" – стихотворение, в котором в последний раз возникает образ моря. Море – среда обитания Морской царевны, из которой она была вырвана и из-за этого обречена на смерть. В этом стихотворении царевич посягнул на стихию, этого ему уже не забыть. В "Морской царевне" море – символ жизни, с которой впервые пытался бороться человек. Море также может являться символом волшебного. "В "Морской царевне" (1841) чудо манит человека в свою стихию. Оно не желает ему зла, напротив… "Синие очи любовью горят…" Но человек знает, чем грозит ему это страшное счастье" [Наровчатов, 1964, 104]. Море – это иной мир, в котором своя жизнь, свои законы. Этому миру противопоставлен мир людей.

В 18321841 годах образы моря и паруса в лирике поэта встречаются значительно реже, нежели в юношеском периоде творчества. Это можно объяснить постепенным уходом М.Ю.Лермонтова от романтизма к реализму, однако романтические мотивы пронизывают все творчество поэта.

1.4 Образы моря и паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова

"Поэмы занимают в творчестве Лермонтова не меньшее по сравнению с лирикой место. Всего Лермонтовым было написано 30 поэм. Некоторые из них не окончены, мотивы других переселились в новые произведения. Наиболее интенсивно разработка жанра поэмы осуществлялась в раннем творчестве, но подлинные удачи пришли к Лермонтову позднее. <…> Лермонтовская поэма имеет глубокие связи с декабристской и байронической поэмой, с пушкинской шутливо-иронической поэмой, на лермонтовской поэме лежит отпечаток новых, реалистических тенденций, сказывающихся в тяготении к повествовательному стилю, к повести или роману в стихах" [Коровин, 1973, 149]. Как и в лирике М.Ю.Лермонтова, в его поэмах образы моря и паруса занимают важное место.

Уже в созданной в 1828 году под впечатлением пушкинских "Братьевразбойников" поэме "Корсар" мы находим образы моря и паруса. Казалось бы, в поэме, посвященной пирату, море должно быть лишь фоном, на котором происходят события, пейзажем, а паруса лишь снасти корабля, но у М.Ю.Лермонтова это не так.

После смерти брата, единственного близкого человека, главный герой бежит из родного края. И куда? В Грецию.


Уж море синее, блестя

Под солнцем пламенным Востока,

Как шум нагорного потока,

Обрадовало вдруг меня…

Но как спастися нам от рока!

Я здесь нашел, здесь погубил

Почти все то, что я любил.

Море становится символом жизни, освещенное солнцем, оно дарит надежду. Но море здесь также символ рока, от которого не уйти. Море – арена, на которой разыгрываются страсти. Будущий корсар пока не знает, что его ждет. Море для него – символ предстоящих радостей, именно поэтому оно видится главному герою блестящим "под солнцем".

Где Геллеспонт седой, широкий,

Плеская волнами, шумит

Покрытый лесом, одинокий,

Афос задумчивый стоит.

Венчанный грозными скалами,

Как неприступными стенами

Он окружен. Ни быстрых волн,

Ни свиста ветров не боится.

Беда тому, чей бренный челн

Порывом их к нему домчится.

Его высокое чело

Травой и мохом заросло.

Между стремнин, между кустами,

Изрезан узкими тропами,

С востока ряд зубчатых гор

К подошве тянутся Афоса,

И башни гордого Лемоса

Встречает удивлений взор…

Порою корабли водами

На быстрых белых парусах

Летали между островами,

Как бы на лебедя крылах.

Геллеспонт – это древнегреческое название Дарданелльского пролива, но М.Ю.Лермонтов назвал этим словом северную часть Эгейского моря. Эпитет "седой" показывает нам, что волны покрыты пеной. Афос (гора Афон) противопоставлен морю и кораблям как жизнь и смерть. Афос способен погубить "бренный бренный челн", но "корабли … на быстрых белых парусах" презирают опасность; море для них – жизнь. Образ паруса здесь – символ человека, идущего по жизни легко, способного всего добиться. Помимо символического значения пейзаж осуществляет свою эстетическую функцию, воспроизводит природу в художественных образах, в словах, красках.

Влиться в жизнь мечтает главный герой поэмы, он хочет "плыть в морях широких", желал "Пленить, рубить, в морях летать…" Ведь для "шайки удалой" море – союзник, который всегда поможет убежать: "Барка … была готова для побега". Пытаясь окунуться в жизнь, полную страстей, главный герой уходит с корсарами в море. Жизнь опьяняет его.

Как весело водам предаться,

Друзья мои, в морях летать…

Но и разочаровывает. Благоволение судьбы уже не радует корсара.

Потом мы часто в корабли

Опять садились, в быстры волны

С отважной дерзостью текли,

Какой-то гордостью полны.

Мы правы были: дом царей

Не так велик, как зыбь морей.

Образ моря сравнивается с царским жилищем, причем "зыбь морей" несравненно больше. Существование пиратов сравнимо с волнениями моря, такое же стремительное, шумное Корсары и волны становятся как бы одной стихией. Но человек не должен быть холодной волной. Море-жизнь не может всегда быть благосклонным. И начинается буря.

Надулись волны, море плещет

И молния во мраке блещет.

Но наших храбрых удальцов

Ничто б тогда не испугало,

И море синее стонало

От резких корабля следов.

Шипящей пенною белеет

Корабль. Вдруг рвется к небесам

Волна, качается, чернеет

И возвращается волнам.

Нам в оном ужасе казалось,

Что море в ярости своей

С пределами небес сражалось…

Морской пейзаж усиливает эмоциональное звучание поэмы. Конфликт в природе предсказывает будущий конфликт внутри корсара. Бушующее море – символ надвигающейся страсти. Корсары спасают терпящих бедствие людей, среди которых "гречанка молодая". С тех пор, как главный герой ее увидел, он, "как выброшенный на берег корабль", "омертвел", "окаменел". Море привело его к опустошению. Пиратам казалось, что море борется с небом, что символизирует борьбу человека с самим собой. Помимо способности сражаться море наделено и другими свойствами людей: стонать, быть в ярости. Образ моря выступает в поэме как действующее лицо, сопровождает человека и взаимодействует с ним.

В поэме "Джюлио" (1830 год), которую автор назвал повестью, уже в первой строфе мы сталкиваемся с образом паруса. "Бегущий белый парус рыбака" почти не виден с высоты скал. Свободный парус противопоставлен руднику, в котором Джюлио как бы похоронил себя заживо, спрятавшись от жизни.

Затем перед нами предстает судьба главного героя:

…Где любят моря синие валы

Баюкать тень береговой скалы…

Вблизи Неаполя мой пышный дом

Белеется на берегу морском…

Пейзаж вырисовывает перед читателем Родину главного героя. Море – символ жизни, тихой любви; дом, а, значит, и место Джюлио были там. Но Джюлио этого было мало. Он уходит от любящей его Лоры, из родного города в поисках новых ощущений. Главный герой приезжает в Венецию, стоящую на воде, где вечный карнавал. Карнавал – символ лицемерия. Огни города, веселье, всю жизнь людей здесь отражает море. Образ моря – образ зеркала, в которое общество не хочет взглянуть. Но вот Джюлио встречает Мелину. Вспыхивает любовь: