Романтическое и реалистическое сочетаются в описаниях природы: "Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона. "Суда в пристани есть, – подумал я, – завтра отправляюсь в Геленджик"". Близкое романтикам описание морского пейзажа, озаренного луной, резко контрастирует с прозаическими мыслями Печорина. А.А.Мельникова считает, что эта фраза подчеркивает естественность пейзажа, но на наш взгляд, подобный контраст между внутреннем настроем главного героя и окружающей его природы свидетельствует о чуждости Печорина этому миру. М.Ю.Лермонтов подчеркивает, что море покорно луне, находящейся на небе. В данном случае нет антитезы "небо" – "море", наоборот, писатель показывает подвластность человеческой жизни, символом которой является море, воле небес. Таким образом, уже в "Тамани" мы видим предпосылки повести "Фаталист", замыкающей роман.
В этом жилище обитают странные люди: слепой мальчик, старуха, девушка
"ундина". Мальчик и ундина тесно связаны с морем. Эта стихия опасна, но не для них. Слепой не боится идти рядом с бушующим морем: "он шел так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесет", но море не причиняет ему вреда (позже его обидят его же друзья, но не море). Девушка тоже после неудачной попытки утопить Печорина выходит из воды целой и невредимой. Обитатели бедной хижины на морском берегу – почти что одно целое с водной стихией. Подвижность, живость "ундины" – напоминают движения волн в море.
Море благосклонно к контрабандистам, мирные корабли оно готово уничтожить: "Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить". Морская стихия опасна, но ее угрозы не всегда приносят горе, уверенный в себе, сильный и мужественный может избежать беды и добиться своего.
В "Тамани" есть человек, покоривший стихию, – это Янко (возлюбленный "ундины"). Он не боится выходить в море во время бури: "Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая! Думая так, я с невольным биением сердца глядел на бедную лодку; но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены…"
Ему "везде дорога, где только ветер дует и море шумит". Морской пейзаж помимо описания местности, где разворачивается действие "Тамани", способствует раскрытию образа отважного контрабандиста. Перед нами предстает храбрая, решительная личность, живущая, как и море, по своим собственным законам.
Море не только часть пейзажа. Море – это как бы окно в другой мир, мир контрабандистов, в котором можно найти "идеал вольной исполненной "тревог и битв" человеческой жизни" [Удодов, 1973, 494]. Поэтому-то море и не враждебно нарушителям закона. К лермонтовскому герою оно не столь благосклонно, оно почти губит его, так как Печорин чужд этому морю.
Морем убегают Янко и "ундина" из Тамани: "Янко сел в лодку, ветер дул от берега, они подняли маленький парус и быстро понеслись. Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой все сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдания: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго …" Перед нами предстает образ паруса. Но в "Тамани" он не противопоставлен образу моря. "Маленький белый парус", как и водная стихия, помогает беглецам. Подобное сочетание моря и паруса, не враждующих друг с другом, не было характерно для лирики М.Ю.Лермонтова. Образ моря в "Тамани" – символ мира людей, но людей, не настроенных пессимистично, вольных, любящих жизнь и готовых за нее бороться, таких, как Янко и "ундина". И образ паруса уже не символ одинокой, мятежной личности. Парус поднимают над своей лодкой двое влюбленных, парус помогает им нестись по "темным волнам". И мы приходим к парадоксальному выводу: в "Тамани" образ паруса символизирует любовь и свободу!
Мы вновь замечаем, что к образу паруса М.Ю.Лермонтов присоединяет эпитет "белый". Такой парус особенно четко выделяется на фоне "темных волн", но несмотря на этот цветовой контраст море и парус действуют заодно.
Отдельно следует рассмотреть песню, которую пела "ундина". В песне море проявляется как фольклорный образ. Девушка соотносит море с чем-то живым, способным поддаться на мольбу, ее обращение к морю напоминает заговор:
Стану морю кланяться
Я низехонько:
"Уж не тронь ты, злое море,
Мою лодочку…"
Но девушка вовсе не считает море "злым", этот эпитет скорее означает "буйное". И это море девушка просит не губить ее возлюбленного.
В это же время в сознании "ундины" море является символом свободы:
Как по вольной волюшке–
По зелену морю,
Ходят все кораблики
Белопарусники.
Попытка девушки заговорить море еще раз доказывает ее родство этой буйной стихии. С морем сочетается эпитет "зелено", в то время как в поэмах это был эпитет "синее". Троп "зелено" по отношению к морю в фольклоре упоминается реже, чем "синее", но по стилю "зелено" близко к народному творчеству. И вновь мы видим образ белых парусов, плавающих по морю. Паруса и водная стихия несут в себе значение свободы.
В тот же момент и Печорин созерцает море, но воспринимает он эту стихию совсем не так, как девушка: "Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль; предо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы, перенес мои мысли на север, в нашу холодную столицу". Ход мыслей Печорина прозаичен, он не умеет воспринимать море-жизнь как нечто волшебное, он насквозь отравлен скептицизмом, воспринимая жизнь как нечто "однообразное", лермонтовский герой не мог в ней не разочароваться. Воспоминание о Петербурге тоже говорит не в пользу Печорина. Море северной столицы когда-то разочаровало М.Ю.Лермонтова своей несвободой, своей серостью, закованной в гранит. Это море символизирует жизнь, которой жил Печорин, однообразно и скучно.
Во время ночного свидания с "ундиной" Печорин чуть не погиб. Перед тем, как сесть в лодку, лермонтовский герой наблюдал следующий пейзаж: "Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные маяка, сверкали на темно-синем своде. Тяжелые волны мерно и ровно катились одна за другой, едва приподымая одинокую лодку, причаленную к берегу". Мирная, спокойная картина природы резко контрастирует с событиями, которые должны вот-вот произойти в мире людей. Море противопоставлено небу, в море можно погибнуть, небо же, напротив, зажигает спасительные маяки, надеясь кого-нибудь спасти.
В повести "Тамань" мы выясняем, что Печорин не умеет плавать. Случайно ли это? И если нет, то что же обозначает данная черта? "Неумение плавать говорит о детской беспомощности и беззащитности Печорина перед водной стихией, одной из основных стихий мироздания. Если в бытовом мире … он всех побеждает, испытывая наслаждения в самой победе … то в мире бытия Печорин – ребенок, не умеющий плавать…" [Влащенко, 2000, 2].
Как же объяснить подобный парадокс? "Море – это символ жизни. Печорин в конкретной ситуации добрался до берега на лодке с помощью одного весла, но в "море жизни" без "веры в Бога" он, не умеющий "плавать", обречен на духовную гибель. Для него нет света, нет надежды, а вся жизнь оказывается "темной ночью" и "бунтующим морем", бездной, грозящей неизбежной смертью. И он не способен противостоять внутреннему злу, своим эгоистическим чувствам и страстям, среди которых доминирует страсть власти" [Влащенко, 2000, 2].
"Княжна Мери" – центральная часть "Журнала Печорина". В ней отразилось современное М.Ю.Лермонтову общество, царящие в нем нравы. Действие разворачивается на Кавказе, в Пятигорске и Кисловодске, там, где аристократическое общество собиралось для "лечения минеральными водами". Для "Княжны Мери" характерно яркое описание пейзажей, но это изображение гор. Однако в конце этой части М.Ю.Лермонтов возвращается к давно знакомому образу и заставляет своего героя записать в его дневнике: "Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу оделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани…"
Как точно отражено душевное состояние Печорина! "Лишенный возможности посвятить себя какой-либо одной цели, он тем не менее настойчиво и дерзко испытывает судьбу" [Удодов, 1973,456]. Разочарование в жизни, в людях, скука позволяют Печорину сравнить себя с выброшенным на берег корсаром. Индивидуализм лермонтовского героя, его неудовлетворенность окружающей действительностью заставляют Печорина думать, что он отброшен от жизни. Именно поэтому он пытается взять от жизни как можно больше. Он жадно вглядывается в жизнь, как матрос в море, он стремится к желанному парусу. И невольно мы задумываемся, а не о Печорине написал Лермонтов-поэт: