В 1915 году Цветаева ненадолго переехала в Петроград. Сам европейский город ее не впечатлил: в 17 лет она уже побывала в Париже. Однако литературная жизнь, тогда еще столицы России ей понравилась.
Вернувшись из Петрограда Цветаева решила в своем творчестве противопоставить Москву Петрограду, а московских поэтов – столичным.
Царю Петру и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари, колокола,
Пока они гремят из синевы,
Неоспоримо первенство Москвы...
Вскоре грянула революция 17-года и Москва изменилась. Она стала безучастной и окаменевшей к чувствам лирической героини с ее страстями.
В этой Москве первых лет революции было написано большое количество стихов: поэтесса по-прежнему жила, любила, негодовала, радовалась, страдала, надеялась... В этих произведениях Москва представлена покалеченной, беспомощной и униженной страдалицей с «жидким звоном» колоколов.
Впрочем, Москва и в эту пору была изменчива и многолика. В это тяжелое для всей страны время она стала суровой. Ей стала безразлична судьба Цветаевой и ее двух маленьких дочек. Об этой безразличной и голодной Москве поэтесса писала в дневниках и в письмах к друзьям.
В 1921 году поэтесса узнала, что ее муж, который во время гражданской войны воевал на стороне белой армии, жив и решил ехать из Константинополя в Прагу. Она покидает Москву и едет за ним. В ее последних стихах, написанных в этом городе до отъезда за границу, возникала хмурая, застывшая и окаменевшая Москва. Это уже не родная Москва Цветаевой, а весь залитый кровью людей город.
Вот они тесной стальной когортой,
К самой кремлевской стене приперты,
В ряд
Спят...
Но и этот город остается любимым, хотя и одновременно ненавидимым.
Первородство - на сиротство!
Не спокаюсь.
Велико твое дородство:
Отрекаюсь.
Тем как вдаль гляжу на ближних -
Отрекаюсь.
Тем как твой топчу булыжник -
Отрекаюсь...
Однако поэтесса так и не смогла навсегда забыть о Родине…
В 1939 году Марина Цветаева возвращается в СССР, в Москву. Москва предстала перед ней негостеприимной, жестокой и властной. Этот город теперь забрал у нее все. У поэтессы началась депрессия: у нее не было своего уютного жилья, мужа и дочь арестовали, и жизнь потеряла для нее всякий смысл. Теперь Цветаева днями простаивала в очередях в тюрьму, чтобы передать посылки близким ей людям. Москва мстила ей, мстила за то, что она когда-то решилась покинуть ее. В августе 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством.
2.4 Анатолий Рыбаков
Роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» был задуман более четверти века тому назад как широкое повествование о судьбе первого поколения советских людей, чья сознательная жизнь началась уже после революции и гражданской войны, юность проходила в атмосфере культа личности.
Место действия – «самый большом дом на Арбате между Никольским и Денежным переулками». В доме живут, учатся в одной школе очень разные молодые люди и по происхождению, и по взглядам на жизнь: Саша Панкратов из интеллигентной семьи, Юра Шарок - сын портного, профессорские дети Вика и Вадим Моралевичи, сестры-сироты Ника и Варя Ивановы, сын истопника Максим Костин. С ними дружит соученица по школе Лена Будягина. Её отец - член ЦК, крупный дипломат, а ныне замнаркома, друг Сталина еще по ссылке. В судьбах этих молодых людей отразилась судьба страны. На выбор места действия немалое влияние оказал личный жизненный опыт автора: он неоднократно упоминал о том, что его детстве и юность прошли на этой самой улице, на этом самом дворе.
Временные рамки романа: ноябрь 1933 года - декабрь 1934. Это время богато событиями, о которых можно прочитать в подшивках газет 1934 года. То, о чем писали газеты, чем в тот год жил народ, - в подавляющем большинстве, правда истории. Всего десять лет прошло после смерти Ленина. Еще жива атмосфера ожесточенной борьбы с оппозициями, развернувшейся сразу после смерти вождя, борьбы в которой так вырос авторитет генерального секретаря ЦК Сталина. На смену «ленинской гвардии» приходят новые руководители «сталинской школы». В январе 1934 года собирается ХVII съезд ВКП/б, названный «съездом победителей», а годы спустя об этом съезде будут говорить как о «съезде расстрелянных». В такое сложное время развертывается действие романа.
«Слева - широкие окна фабрик Свердлова и Ливерса, справа - Москва-река, впереди - стены Новодевичьего монастыря и металлические переплеты моста Окружной железной дороги, за ними болота и дуга, Кочки и Лужники...» Эта цитата лучше всего показывает контрастность Москвы тридцатых годов. Старая царская Москва еще не умерла, а новая уже появилась на ее месте. В новой столице СССР, да и во всей стране начались грандиозные стройки. Москва застраивается заводами, мостами, вокзалами, учреждениями. Люди в этом городе, даже в одном доме, могут жить совершенно разных классов: от рабочих до профессоров. К тому же в Москве находится правительство. Сталин боится Москвы, ее жителей. Он негодует на Кирова, который без опаски ходит по улицам Ленинграда и ездит в общественном транспорте на работу. Москва теперь – город власти и подхалимов, бесправных и всемогущих, сильных и слабых. И это, наверное, наиболее заметный контраст в романе.
3. Москва времен Н.С. Хрущева
Русский писатель. Родился 24 октября 1938 года на станции Пояконда Мурманской области. В 1939 году Отца, начальника железнодорожной станции, репрессировали. Детство Ерофеев провел в городе Кировске (Мурманская область) в детском доме. Окончания школы, в 1955 году поступил на русское отделение филологического факультета Московского университета. В феврале 1957 году его отчислили за демонстративное непосещение занятий, и он до конца жизни оставался разнорабочим.
Неустроенность была жизненным принципом Ерофеева и творческим стимулом, который позднее приобрел характер религиозного поиска, причем главными средствами поиска были нецензурная лексика и советская действительность.
Самое значительное свое произведение Ерофеев написал в 1969 году. С начала 1970-х годов оно получило широкое хождение в «самиздате». Это прозаическое сочинение «Москва – Петушки». В этом произведении главный герой от первого лица описывает его злополучное путешествии в электричке в город Петушки. Герой оказывается внимательным наблюдателем и соучастником бессмысленных пьяных разговоров, складывающихся в узнаваемый образ жизни людей в бытовых условиях. В «поэме» нет ни обличительности, ни отстранения от действительности; поэтому она и приобрела такую популярность у всех слоев населения[6].
«Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже (тысячу раз), напившись или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец, насквозь и как попало - и ни разу не видел Кремля.
Вот и вчера опять не увидел, - а ведь целый вечер крутился вокруг тех мест, и не так чтоб очень пьян был: я, как только вышел на Савеловском, выпил для начала стакан зубровки, потому что по опыту знаю, что в качестве утреннего декохта люди ничего лучшего еще не придумали».
Очнулся главный герой поэмы в неизвестном московском подъезде, в таком же неизвестном подъезде он и был убит. Ему удалось увидеть московский кремль один раз: он, незадолго до своей гибели, удирал от бандитов и, выбежав на Красную площадь, был сильно удивлен этим.
Герой поэмы ни одной секунды не был трезв. В Москве он проснулся в подъезде и пошел опохмеляться на Курский вокзал. В ресторане Курского вокзала продавщица нагрубила ему и вызвала психиатрическую скорую помощь. К счастью для героя, его всего лишь выкинули из ресторана. Ему надо, во что бы то ни стало, попасть в Петушки. В 120 километрах от Москвы его ждут и любят, а в запутанной, пьяно-похмельной и грубой Москве он никому не нужен.
3.2 Евгений Евтушенко
Родился на станции Зима Иркутской области 18 июля 1933 года в семье геологов. В Москве проходило детство писателя, и там же с 1949 он начал печатать свои первые стихи. В 1951–1957 учился в Литературном институте им. А.М.Горького, но был исключен за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым». Однако это не помешало ему в 1952 году стать самым молодым членом Союза писателей СССР. Евгений Евтушенко прославился как советский поэт, прозаик, киносценарист, кинорежиссер[7].
«Москва поверила моим слезам» - одно название этого стихотворения говорит об отношении автора к Москве. Автор вспоминает времена Великой Отечественной войны, битвы под Москвой. Герой потерял карточку на хлеб и должен умереть с голоду, но добрая пожилая женщина отдает ему карточку своего умершего мужа. Теперь он будет жить, он поверил Москве и ее слезам.
Прошло много лет, война давно закончилась, и герой опять «что-то» потерял, опять он надеется на веру Москвы в слезы, но теперь он сомневается, поверит ли она. Он всей душой надеется, что поверит. И это не удивительно. Ведь детство, юность и зрелость писателя прошли в Москве. Это его родной город, он знает в нем каждую улицу, каждый дом.
Москва Евтушенко чистая, солнечная, ласковая.
4. Будущее Москвы
4.1 Владимир Войнович
«Москва 2042» – сатирический роман-антиутопия, веселая пародия, действие которой происходит в будущем, в середине XXI века, в обезумевшем «марксистском» мире.
Герой романа – писатель-эмигрант Карцев – неожиданно получает возможность полететь в Москву 2042 года и в результате оказывается действующим лицом и организатором новой революции…
«Мы летели вдоль светлых высоких зданий. Они напоминали мне некоторые небоскребы Нью-Йорка, но были гораздо светлее и как бы воздушнее. Все они были соединены между собою прозрачными галереями, в которых тоже росли пальмы и глицинии. Всюду слышался смех детей и влюбленных. Навстречу нам так же легко, как мы, летели молодые и румяные парни и девушки с одухотворенными лицами. Девушки все до одной были в коротких теннисных юбочках, с загорелыми и стройными ногами. Они все ели мороженое-пломбир и бросали на меня влюбленные взгляды, все желали меня, и я желал тоже поговорить с ними о чем-то возвышенном. Люди вертелись на установленных вдоль аллеи каруселях, качались на качелях и летали по воздуху на каких-то оранжевых лодках. В небе парил длинный голубой транспарант, на котором было написано: «НАСЛАЖДЕНИЕ ЖИЗНЬЮ ЕСТЬ ОСНОВНАЯ И ЕДИНСТВЕННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ КАЖДОГО КОМУНЯНИНА». А еще всякие там фрукты и овощи, диковинные и недиковинные, всякие апельсины, мандарины, артишоки, авокадо, бананы и ананасы. И, само собой, разные вина, коньяки, водки, воды, соки, шипучие напитки и всевозможные сорта пива в бутылках, в банках, в бочонках — словом, всяких товаров, как у нас в штокдорфском супермаркете, ну, может, немножко поменьше. Но у нас в супермаркете обычно хоть сколько-нибудь народу бывает (иной раз по субботам и очередь скапливается человек до шести), а тут никто ничего не берет, все идут мимо и на прилавки даже не смотрят. Только девушки хватают по дороге пломбир или финики и со смехом летят себе дальше».