Смекни!
smekni.com

Основные темы произведений Олега Глушкина (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение

Глава I. Биография

Глава II. Основные темы произведений Олега Глушкина

Глава III. Важнейшие труды Олега Глушкина

3.1.Жестокая проза О. Глушкина

3.2. «Саул и Давид»

Заключение


Введение

Рассказы и повести Олега Глушкина характерны открытым чувством жизни, верой в нравственную основу ее начал, профессиональным знанием материала. Молодой прозаик прошел свой путь, путь накопления жизненного опыта и литературной учебы. Он работал докмейстером, поднимал суда и ремонтировал их в доках, выходил на борту рыбопромысловых траулеров в Атлантику. Морские дороги приносили сюжеты, давали основу для творчества, давали право писать о море.

Олегу Глушкину свойственна горячая привязанность к судьбам своих героев, вместе сними он ищет точки приложения душевной энергии, в его прозе чувствуется компетентность во всем, что касается быта и жизни рыбаков и судоремонтников. Основное – и для него, и для его героев – это дело, которому они служат, это живые сегодняшние проблемы.

Он пишет о человеке труду, пишет вдумчиво, находит верную тональность повествования, строго передает факты. И становится близким и понятным и молодой докмейстер, постигающий азы производства, и корабельный инженер, совершающий свой первый рейс. Он находит внутренние конфликты казалось бы обычных повседневных ситуациях, и тогда промысловые будни, жизнь порта открываются перед читателем новыми гранями, показывают как в век НТР изменяются взаимоотношения. Как проявляются во взаимодействии друг с другом человеческие характеры.


Глава I. Биография

Олег Борисович Глушкин родился в 1937 году в городе Великие Луки. В войну семья была эвакуирована на Урал. После возвращения из эвакуации окончил в Великих Луках среднюю школу. В 1960 году закончил Ленинградский кораблестроительный институт. Во время учебы занимался в литературном объединении при Лениздате, где руководителем был писатель Геннадий Гор. Период учебы совпал с первой оттепелью, с бурными дискуссиями и временем издания студенческих газет и журналов. Начинал со стихов, но вскоре перешел на прозу, написал несколько рассказов и повесть из студенческой жизни.

В Калининград Глушкин приехал в 1960 году по распределению. Работал на заводе “Янтарь” докмейстером. Продолжал писать рассказы, не помышляя об их публикации. В эти годы в Калининграде были образованы и писательская организация, и книжное издательство, искали людей пишущих. При молодежной газете работало литературное объединение, где вскоре Глушкин стал руководить секцией прозаиков. Первые рассказы были опубликованы в “Калининградском комсомольце” и замечены калининградскими мэтрами Снеговым и Бадигиным. В 1962 году эти рассказы вышли отдельным изданием в так называемом буклете. И сразу были отмечены прессой, как местной, так и центральной. Герой рассказов – “маленький” человек - смело вступал в борьбу за справедливость, против воровства и казнокрадства, терпел поражения, но оставался честным. Присутствовал в рассказах и мягкий юмор, была и доля сарказма, и были они написаны краткими, возможно, даже чересчур краткими фразами, во многом под Хемингуэя, в котором видели образец для подражания многие молодые писатели. В таком же ключе были и рассказы, опубликованные в сборнике в 1967 году. Глушкин стал участником всесоюзных совещаний молодых писателей, где его рассказы получили высокую оценку таких писателей, как Слонимский, Остров, Кетлинская, Конецкий, Куранов.

В 1966 году написал повесть о заводской жизни – “Записки докмейстера”, где более резко обнажает язвы, разъедающие общество, построенное на двойной морали. Представленную в местное издательство повесть напуганные текстом издатели передают в соответствующие инстанции. Получен ответ из обкома - “повесть чернит действительность, обливает грязью рабочий класс…” Конечно, ни о какой публикации не могло быть и речи, путь к типографскому станку в Калининграде был перекрыт на целых двенадцать лет.

Глушкин продолжал работать и писать. Работа на заводе требовала отдачи не только физических, но и творческих сил. Он был одним из лучших рационализаторов завода, он первым начал ставить корабли в док по-мальтийски, то есть без клеток, только на распорах. Затем, желая познать мир, побывать в других странах и увидеть морские просторы, перешел работать в рыбную промышленность – был начальником технического отдела, помощником главного инженера по информации, побывал на Кубе, выходил в море на рыболовных судах наставником и в составе штаба экспедиции. Встречи с моряками, морская романтика и труд рыбаков приносили новые сюжеты, создавались повести и рассказы о людях моря. Не имея возможности публиковать свои произведения в Калининграде, он отправлял их в центральные издательства и журналы. В 1971 году его повесть “Записки докмейстера” под названием “Пятый док” была опубликована в журнале “Нева”. И хотя многие острые моменты были убраны, повесть вызвала волну откликов. Известный критик Хренков назвал ее лучшей повестью года о рабочем классе. Повесть была прочитана по центральному радио. Затем в журнале “Нева” были опубликованы ещё две повести, на этот раз уже из морской жизни. Ещё одна повесть детективного плана “Время поиска не ограничено” была помещена в журнале “Искатель” Публиковались рассказы и повести в московском альманахе “Океан”. Не признанный в своем городе официальными надсмоторщиками литературы, Глушкин становится лидером молодых литераторов. Его дом в заводском поселке был местом, где постоянно звучали стихи и не смолкали споры о судьбах литературы. Обо всем этом можно прочесть в его эссе “Дом”, опубликованном в №1 за 2001 год журнала “Запад России”. Руководители писательского союза, как местные, так и московские, старались доказать обкомовским деятелям, что следует издать повести рассказы Глушкина в Калининграде. Наконец, в 1979 году была издана книга “Антей уходит на рассвете”, за ней последовало издание книги в Москве “Морское притяжение”. Книги эти были хорошо встречены критикой, однако в них автору в условиях жесткой цензуры не всегда удавалось высказать всё, что он хотел. В этот период Глушкин решает перейти на историческую прозу, полагая, что здесь не станут вычеркивать из повествования то, что дорого автору. Продолжая ходить в море, в перерывах между рейсами работает в архивах, изучая документы, раскрывающие судьбы моряков-декабристов. Он выбирает неизвестного героя – капитан-лейтенанта Константина Торсона, который, заключенный в камеру Петропавловской крепости, написал свои предложения по развитию флота. Мореплаватель, участник экспедиции Беллинсгаузена, открывшей Антарктиду, кораблестроитель, герой войны двенадцатого года - Торсон стал главным персонажем книги "На благо российского флота”. В критических отзывах на книгу многие рецензенты подчеркивали, что книга “несет в себе большой заряд мужества и является достойным уроком нравственности”. Книга эта стала новым этапом в творчестве Глушкина, так как впервые он писал, основываясь не на реалиях повседневной жизни, а на историческом материале. К тому времени, правда, он уже написал свои первые библейские рассказы, но об их публикации в обществе, где велась яростная атеистическая пропаганда, не могло быть и речи.

В 1985 году Глушкина принимают в Союз писателей, он уходит с работы и становится профессионалом. Одновременно продолжает руководить молодежным литературным объединением “Парус”. В 1989 году выходит сборник его повестей и рассказов “Барьер”, куда вошли некоторые тексты ранее сдерживаемые по идейным соображениям. В 1990 году Глушкина избирают руководителем Калининградской писательской организации. Наступает пора гласности и свободы слова. Она приносит новые возможности для творчества и в то же время ввергает литературу в стихию рынка. Писательская организация лишается финансирования, издатели ориентируются на западное детективное и эротическое чтиво. В этих условиях Глушкин делает все возможное для сохранения организации, вошедшей в демократический Союз российских писателей. Глушкин становится главным редактором и основателем литературно-художественного журнала “Запад России”, который позволил калининградским писателям оперативно выходить со своими текстами к читателям, а также дал возможность опубликовать материалы по истории области, которые раньше замалчивались. Журнал стал связующим звеном местной литературы и литературы окружающих область стран. Калининградская писательская организация вступила в Союз писателей Балтики. Итогом совместной работы с писателями Германии, Польши и Литвы стала антология “Лики родной земли”, выпущенная на четырех языках. Глушкин был редактором-составителем русского варианта. В антологию вошли произведения авторов, живших и живущих на территории бывшей Восточной Пруссии - от Канта, Гофмана, Донелайтиса до Ленца, Черняускаса и Снегова, а также других современных писателей. Антология была широко востребована и повсеместно одобрена критикой. Она стала ещё одним мостом для соединения культур и лучшего взаимопонимания людей из приграничных стран. За эту книгу Глушкин получил звание лауреата Артиады народов России. А за вклад в расширение контактов между Российской и Европейской культурой диплом Канта. Организаторская работа, участие в различных международных конференциях конечно были помехой собственному творчеству, однако нельзя сказать, что в эти годы Глушкин стал меньше писать. Во всяком случае, увидели свет его библейские рассказы в сборнике “Иисус Назарянин”, целый ряд рассказов и повестей были опубликованы в журнале "Запад России”, среди них фантастическая повесть “Заговор сытых”, первая проба в жанре фантастики. Рассказы в этот период переводились и публиковались в польском журнале “Боруссия” и в литовском альманахе “Балтия”. Эти рассказы и составили книгу “Пути паромов”, изданную писательской организацией в 1999 году. Эта книга наиболее полно раскрыла возможности Глушкина – рассказчика, она стала книгой –исповедью, книгой –откровеньем. Паромы судьбы – гибельные и спасительные - переправляют лирического героя через годы ненастья к годам прозренья. Всё узнаваемо здесь – и город со странной судьбой, и острова в Балтийском и Северном морях, и проблемы сохранения собственного достоинства, всё узнаваемо – и в то же время вдруг это узнаваемое поворачивается иной гранью и становится открытием. Книга “Пути паромов” была отмечена премией мэра “Вдохновение”.