1.4.Вопросы теории литературы
Методика преподавания литературы во всей полноте поставила проблему воспитания читателя, разбирающегося в сущности художественного творчества. Умение воспринимать и оценивать «поэтический колорит» (В. Г. Белинский) появляется лишь на основе систематизированных знаний, умений использовать основные литературоведческие понятия в рецептивной деятельности. Усилиями многих ученых произведен отбор литературоведческих терминов для школьной программы, понятия распределены по годам обучения, соотнесены с художественными произведениями, при изучении которых они вводятся.
Постепенно вырабатывается единый подход к усвоению теоретико-литературных понятий, в результате чего сегодня можно говорить о единой системе работы над ними. По словам М. А. Рыбниковой, «теория литературы — это прежде всего принципиальные установки, диктующие и научно разработанные точки зрения на литературу. Вместе с тем изучение вопросов теории литературы соотносит школьное преподавание с эстетикой, социологией, философией» [7,98].
В школьной методике преподавания утвердилось (с точки зрения теории литературы основополагающее) представление о художественном произведении как о единой идейно-образной и речевой системе. Средства художественной выразительности могут быть поняты и оценены в их взаимной связи и обусловленности, в их эстетической целостности. Забвение этого положения неминуемо ведет к неполному или даже искаженному представлению о жизненно-эстетическом содержании литературного текста.
Проблема целостности восприятия многогранна в своей литературной и психологической сущности, характер восприятия зависит от жизненного и читательского опыта школьника, его общеэстетической подготовки. Как заметил Л. И. Тимофеев, «...эстетическое восприятие искусства целостно, неразложимо... но — в то же время — оно тем глубже и значительнее, чем полнее опирается на предшествующее аналитическое изучение строения художественного произведения, во всей сложности слагающих его элементов, на ту культуру восприятия»[6,235]
Произведение литературы — целый мир со своими страстями, событиями, законами, героями. Мы соглашаемся и спорим с автором, сопереживаем с его героями, прочитанная книга обогащает нас интеллектуально и эмоционально, становится близкой для нас. Но читатель не может на основе одного произведения составить представление о художественной литературе, об искусстве слова, о творчестве писателя. Художественные произведения живут не изолированной, независимой одно от другого жизнью. Все созданное одним автором образует единое целое, составляет его творческое наследие. В свою очередь, труд писателя связан с работой современных ему литераторов, восходит к традициям предшественников, продолжает их, подготавливает успехи преемников.
Познание литературного процесса предполагает знакомство с такими понятиями, как «направление», «течение», «стиль». К этой группе понятий относятся литературные роды (эпос, лирика, драма, лиро-эпический жанр) и виды (роман, повесть, рассказ, поэма, баллада, сонет, элегия и т. д.). Представления о творчестве писателя конкретизируются в программе по русской литературе следующими теоретико-литературными проблемами: мировоззрение и творчество писателя, идейность и мастерство, стиль, жизненно-эстетическая и общественная позиции писателя.
Анализ литературного произведения нельзя вести без опоры на знания о теме и идее — с их помощью раскрывается многообразие художественного текста, его проблематики, взаимосвязь и взаимообусловленность темы и идеи, их органическое единство с жизненной основой. Разбирая композицию и сюжет, учащиеся получают представления о структуре произведения, что в конечном итоге способствует его целостному восприятию. Изучение языка художественной литературы охватывает широкий круг проблем: индивидуализация и типизация языка в произведении, интонация и речевая характеристика, поэтический синтаксис и стихосложение, средства выразительности, тропы (эпитеты, сравнения, метафоры).
Специфика изучения русской литературы в национальной школе проявляется в подходе к каждой группе понятий. Учитывается подготовка учащихся по литературе: формирование многих понятий может происходить на уроках по этому учебному предмету.
Сведения по теории литературы распределяются по классам (годам обучения) с учетом возрастных возможностей учащихся, характера изучаемых художественных произведений, их жанрового своеобразия, словесно-образной и интонационной .структуры. Введение этих знаний строится на основе практических наблюдений над художественным произведением. На базе изучаемых художественных текстов даются отдельные теоретические понятия, которыми учащиеся должны не только овладеть, но и уметь использовать их на практике — ив анализе художественного произведения, и в простейших работах творческого характера.
Основной круг литературоведческих знаний в средних классах связан со структурой художественного произведения (понятия о герое произведения, портрете, пейзаже, и др.). Учащиеся обогащаются знаниями, важными для осмысленного чтения текста.
В процессе чтения и анализа произведений учащиеся усваивают понятие о метафоре, ее роли в художественной структуре текста. В связи с изучением романа дается определение автобиографической основы произведения в ее соотнесенности с творчеством писателя, внимание учащихся привлекается к жизненно-документальной основе, творческой истории произведения, к идейно-эстетическим принципам отражения действительности в литературе. Ученики начинают разбираться в жанровой принадлежности, в нравственном значении произведения, конфликтах героев, в отношении к ним автора.
На этапе обобщения ранее полученных сведений о структуре художественного произведения происходит введение понятий «тема» и «идея» художественного произведения.
Изучение теоретико-литературных понятий в старших классах строится на прочном фундаменте ранее приобретенных знаний. Начальные занятия отводятся таким кардинальным категориям, как идейность, образность, эмоционально-эстетическая .природа искусства слова, национальный характер русской литературы. Далее, с опорой на прочитанные художественные произведения, формируются понятия о литературном типе, мировоззрении и творчестве писателя, эстетическом идеале, творческом методе. В школе отчетливо просматриваются перспективные линии, определяющие работу по теории литературы. К ним следует отнести прежде всего сведения о направлениях (течениях, методах) в русской литературе. Другая перспективная линия связана с формированием понятия о художественном образе-характере.
Таким образом, учащиеся от класса к классу овладевают теоретико-литературными знаниями, позволяющими все глубже разбираться в эстетической сущности искусства слова, самостоятельно анализировать и оценивать прочитанные художественные произведения.
1.5.Заверщающие уроки
На последнем этапе работы ученикам предстоит столкнуться с новыми трудностями, требующими от них активной и напряженной деятельности. На заключительных занятиях необходимо создавать ситуацию, в которой школьникам требуется не просто повторить изученное, но и осмыслить его заново. Надо убедить некоторых из них в справедливости сложившегося в классе мнения, защитить выводы, к которым привел совместный анализ. На заключительных занятиях нельзя повторять предыдущий ход разбора произведения. Здесь должен выявиться новый для учащихся угол зрения на произведение. Только в этом случае ученики придут к углубленному осмыслению литературной темы в целом.
. Активное применение литературных знаний, полученных школьниками при чтении и разборе, во многом определяет решение вопросов о жизненности преподавания нашего предмета. Однако часто сведения, полученные на уроках литературы, остаются замкнутыми в самих себе. Ребята не находят им применения в реальном действии. В то же время на пороге заключительных занятий у школьников возникает ощущение знакомости произведения, когда все в нем кажется уже известным и дальнейшие разговоры о нем представляются ненужными.
Как же избежать этого? Присмотримся к организации заключительных занятий и попробуем сделать нашим учителем само искусство.
Часто чувства и образы, которые владели нами при прощании с произведением искусства, надолго определяют наше отношение к нему. Финал произведения проясняет те волнения и размышления, которые мы испытываем в процессе чтения. Завершающий аккорд произведения-—• важнейшее звено в оценке героев читателем, «окончательное выражение идеи» (Д. И. Писарев), поэтому он заново освещает все происшедшее на наших глазах.
. Появлению у школьников общего взгляда на произведение часто помогает работа над критической статьей, сопоставление различных трактовок произведения в критике и в искусстве. Заключительные занятия в старших классах призваны помочь ученикам исторически мотивировать позицию писателя, оценить ее с_позиций современности.
Итак, заключительные занятия по изучению литературного произведения в школе требуют осуществления многих задач. Во-первых, после анализа необходимо вызвать у школьников потребность снова обратиться к произведению, осмыслить его в целом.
Введением нового материала, созданием на заключительных занятиях новой проблемной ситуации мы вовлекаем учеников в решение более сложных задач, чем те, которые разрешались на предыдущих этапах изучения.
Во-вторых, заключительные занятия призваны не только суммировать знания, но и синтезировать их, привести учащихся к более обобщенным выводам.