Далее учитель обращает внимание учащихся на то, что Гоголь, начиная, свою поэму, рассказывает не только о Чичикове.
Тут же показаны и крестьяне (два мужика, рассуждающие о колесе брички Чичикова), и франт с тульской булавкой— представитель того светского общества, которое будет так зло высмеяно Гоголем в поэме.
Уже на первой странице Гоголь начинает рисовать типичную картину русской жизни, показывает обычную обстановку губернского города: грязную гостиницу, комнату с тараканами, питейные дома, кабак, казённые учреждения, окрашенные вечно-жёлтой краской.
Особенно характерна такая подробность: в «покойной» комнате, отведённой Чичикову, за дверью устраивается сосед, «молчаливый и спокойный» наблюдатель—представитель полиции-
Посмотрим, как Гоголь в дальнейшем описывает губернский город, чиновников и главного героя — Чичикова.
Вот Чичиков отправляется в общую залу для проезжающих. Эта общая зала также показывается Гоголем как весьма заурядное явление: поезжайте в любой город и в каждой гостинице вы найдёте именно такую общую залу. Гоголь пишет:
«Какие бывают эти общие залы — всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены... та же копчёная люстра... те же картины... словом, всё то же, что и везде...»
Гоголь сознательно не даёт определённого имени изображаемому им городу, а называет его губернским городом цель автора - показать, что он изображает не какой-то конкретный город, но типичный губернский город.
Чичиков отправляется смотреть город. «Чичиков... нашёл, что город ничем не уступал другим губернским городам». Все города были тогда примерно такими же. Вот магазин с картузами, фуражками и надписью: «Иностранец Василий Фёдоров»[5,172].
Вот другая типичная деталь города: «Чаще же всего заметно было потемневших двуглавых государственных орлов, которые теперь уже заменены лаконической надписью: «Питейный дом»[9,173].
Вот примерное содержание урока по анализу отрывков первой главы «Мёртвых душ».
Необходимо сделать некоторые выводы, обобщения в результате проделанной работы. Выводы должны быть краткими и простыми.
Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель — не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.
В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он разоблачает их, показывает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая, животная натура.
Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в её смысл, который раскрывается только на основе изучения её.
Приведённые образцы анализа отрывков поэмы являются, конечно, только материалом, который может быть использован учителем в том или ином объёме, в зависимости прежде всего от наличия времени, от состава учащихся и т. д. Во всяком случае, анализ учителем текста поэмы совершенно необходим: он раскрывает глаза учащимся на творчество Гоголя, обеспечивает возможность дальнейшей их самостоятельной работы над текстом.
Приступая со следующего урока к анализу образов, следует дать учащимся задание по подбору материала к образу Манилова.
Задание на дом:
Внимательно перечитать вторую главу поэмы, а также часть главы седьмой (сцену встречи Манилова с Чичиковым).
Подготовиться к устным ответам (возможно ближе к тексту) на следующие вопросы:
а) Как описан Манилов в первой главе поэмы?
б) Как характеризуется Манилов от имени автора во второй главе поэмы?
в) Как Гоголь описывает усадьбу Манилова?
г) Какова бытовая обстановка Манилова?
д) Как Гоголь описывает встречу Манилова с Чичиковым в седьмой главе?
2.2.Как читать поэму?
Чтение поэмы должно быть домашним. Это подразумевает, что учащиеся должны знать текст. И по ходу изучения в классе работать только с отрывками нужные для анализа. Зачастую бывает так, что ученики к первому уроку по изучению произведения не знают текст. Тогда произведение читается по главам дома, то, что задает учитель.
Для того чтобы успешно были проведены занятие по анализу учителем поэмы, следует выяснить, прочитана ли она учащимися. Учащимся задаются упражнения для выяснения знания содержания текста. Например, написать краткий план главы , записать слова, смысл которых им неясен. Экономя время, следует спросить у одного из учащихся, какой он составил план главы. Затем путём опроса других учащихся следует уточнить этот план и предложить двум-трём учащимся кратко рассказать содержание выделенных частей. Всё это делается быстро, лишь с тем, чтобы было выяснено, что учащиеся действительно знают содержание главы. Кратко должны быть объяснены устаревшие, вышедшие из употребления слова, а также вообще непонятные слова и обороты речи, встречающиеся в главе.
Чтение отрывков и толкование текста — важнейшая и самая ответственная часть урока. Преподаватель должен обеспечить достаточное время на уроке для этого занятия.
Как читать учителю? Лучшим чтецом своих произведений был сам Гоголь.
П. В. Анненков вспоминает, что Гоголь диктовал ему свою поэму «мерно, торжественно, с таким чувством и полнотой выражения, что главы первого тома «Мёртвых душ» приобрели в моей памяти особый колорит. Это было похоже на спокойное правильно разлитое вдохновение, какое порождается глубоким созерцанием предмета. Николай Васильевич ждал терпеливо моего последнего слова и продолжал новый период тем же голосом, проникнутым сосредоточенным чувством и. мыслию». Гоголь диктовал «Мёртвые души», как поэму.
Следовательно, читая поэму, отнюдь не следует подчёркивать внешний комизм её, к чему весьма склонны неискушённые слушатели, однако своей интонацией учитель должен подчеркнуть отдельные места тоном иронии, лёгкой усмешки. Таковы все места в поэме, где Гоголь говорит о Чичикове (а равно и о многих других героях, например, о Манилове, о чиновниках города). В связи с этим тон лёгкой насмешки, ирония должны звучать уже с самого начала чтения поэмы: «В бричке сидел господин...» и т. п.
Диалог двух мужиков необходимо прочесть с наивной серьёзностью. Ирония слышится и в описании франта с бронзовым пистолетом, и вертлявого полового. Слова: «покой бы.! известного рода», «гостиница была тоже известного рода» — в чтении подчёркиваются.
Приступая к истолкованию прочитанного текста, учитель должен себе представить ясно цель, к которой он стремится: цель—дать учащимся ключ к самостоятельному, осмысленному чтению и подлинному пониманию Гоголя.
Необходимо научить учащихся понимать содержание поэмы, её глубочайший реализм, стремление автора к широким обобщениям, иронию, всепроникающий юмор, народный взгляд автора, т. е. взгляд снизу, с народной точки зрения, на выводимых в поэме персонажей и на их взаимоотношения. Необходимо дать почувствовать учащимся идейный замысел поэмы, т. е. указать, что, описывая Чичикова или сообщая о его похождениях, автор имеет в виду отнюдь не персону самого Чичикова, но рисует всю Русь, даёт широкую картину русской жизни, совершает суд над мёртвыми душами в ней.
Прочитав отрывок — начало поэмы, учитель указывает, что в нём Гоголь говорит о въезде Чичикова в город N. описывает некоторые сопровождающие этот въезд мелкие обстоятельства, рассказывает о встрече Чичикова с половым, трактирным слугой и даёт описание гостиницы.
Приступая к изучению поэмы и к отбору отрывков для анализа необходимо стремится дать учащимся ключ к самостоятельному, осмысленному чтению и подлинному пониманию Гоголя.
2.3.Пути анализа
Анализ образов является важнейшей частью школьных занятий по изучению творчества писателей. Здесь именно закладывается прочная база для выводов об идейном содержании произведений, о значении творчества писателя и т.д.
С другой стороны, изучение образов, «как таковых», вне установления связей заключающегося в них содержания с авторским замыслом, с эпохой, в них отражённой, без рассмотрения дальнейшей жизни образов, вплоть до нашей современности, лишает занятия литературой воспитательно-образовательного воздействия на учащихся, обедняет и принижает литературу. Всё это имеет особое значение в применении к анализу образов «Мёртвых душ».
Образы «Мёртвых душ» требуют истолкования, разъяснения, внимательного чтения, предварительной подготовки. Учащимся должен быть дан «ключ» к пониманию их