Смекни!
smekni.com

Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" (стр. 7 из 9)

Исходным и всеопределяющим требованием изучения об­разов Гоголя является требование тщательного знакомства с самим произведением, с текстом поэмы. Итак , на наш взгляд целесообразный путь анализа поэмы – пообразный. .- галерея помещиков, где явственно видно их деградация.

Это внимание к тексту, требование хорошего знания са­мого произведения тесно связано с конкретностью мышления учащихся, с живостью их воображения, в силу чего всякого рода выводы, обобщения прочны в сознании учащегося лишь при условии, что они «выведены» из полно и ярко представ­ляемого, сделавшегося достоянием учащегося конкретного образа, текста. С этим тесно связано требование возможно большей работы самих учащихся, что наиболее посильно для них именно при анализе образов.

При анализе образов мы опираемся на авторскую характе­ристику, на описание различных сцен, в которых действуют и высказываются герои поэмы, встречаемся с обрисовкой об­становки, с размышлениями автора о типичности выведенных им образов. Все эти элементы характеристики образа должны быть привлечены нами, однако не все они являются равноцен­ными. Живая жизнь героя произведения — в его действиях, поступках; с большим вниманием следует отнестись к диало­гам, к особенностям речи персонажа. Авторская же характе­ристика является дополнительным моментом, и было бы ошиб­кой исключительно на ней основывать оценку того или иного образа, хотя методически иногда целесообразно начать именно с описания и характеристики образа самим автором.

Особое внимание должно быть уделено социальной харак­теристике персонажей. При этом мы не должны забывать, что цензурные условия заставляли Гоголя особо скрывать, особо прятать социальную характеристику своих героев, и Гоголь это делает в своей поэме с замечательным искусством.

При анализе образов помещиков социальная характери­стика героя, отношение его к крепостным, положение кре­постных у того или иного помещика являются важнейшим мо­ментом в его характеристике.

Мы должны раскрыть перед учащимися широчайшую ти­пичность образов Гоголя. В художественных образах Гоголя есть и другая сторона: В таком понимании гоголевские образы оживают в сознании учащихся, как бы выходят из рамок старинных порт­ретов. Учащемуся становится более понятной живая жизнь ис­кусства, связи литературы с жизнью. Такая трактовка обра­зов является необходимым этапом всё более углублённого изу­чения их.

Наконец, следует отметить также, что в образах, созданных Гоголем, отражено его мировоззрение, авторский подход к яв­лениям жизни.

Суммируя сказанное, мы приходим к выводу, что при изу­чении образов Гоголя в школе необходимо:

2) добиваться хорошего знания учащимися гоголевского текста;

3) дать образы -Гоголя в историческом аспекте, как типы, в которых «просвечивает эпоха», как воплощение среды, их воспитавшей, условий социально-экономической действитель­ности того времени;

4) углубляя и расширяя понятие гоголевских образов, по­казать, как они «перешагнули то время, когда были созданы», раскрыть жизнь гоголевских образов в наши дни;

4) в структуре, композиции образов, в их художественно- выразительной словесной форме дать почувствовать учащимся выражение идейного содержания образов и стиля Гоголя.

Работа по анализу образов поэмы должна сопровождаться обучением навыкам характеристик. Обобщающие занятия должны быть использованы для работы по обучению навыкам составления домашнего сочинения на более широкую тему.

Так как обучение составлению характеристик не начинается в связи с изучением темы «Н. В. Гоголь», но проводилось и раньше, то упражнения не вызовут особых затруд­нений у учащихся. Так, в качестве задания после изучения образа Коробочки можно предложить учащимся составить план на несколько заданий по одной теме, например:

Помещица Коробочка.

Наиболее типичные черты Коробочки и как они пока­заны Гоголем в его поэме.

Почему Гоголь назвал Коробочку дубинноголовой?

Упражнения по подбору материала к этим заданиям долж­ны приучить учащихся умело планировать свои сочинения. С другой стороны, при работе над основной частью сочинения возникает вопрос о полноте, исчерпывающем перечне черт характера или особенностей характеризуемого явления, о груп­пировке их, выдвижении на первое место основных, о подборе наиболее характерного и подытоживающего определения, с тем. чтобы это определение было использовано в заключении.

При формулировке заданий как тем для сочинений следует останавливаться на вопросах мастерства Гоголя при изобра­жении им образов.

Следует так формулировать для учащихся задания, чтобы привлекать их внимание к художественной стороне образов. Например, вместо обычных формулировок: характеристика Манилова и т. д., давать такие:

Основные черты характера Ноздрёва (или Собакевича, или Плюшкина) и как они раскрываются Гоголем?

Художественное мастерство Гоголя в обрисовке харак­тера Собакевича (или другого образа).

Как раскрыт Гоголем образ Плюшкина?

Как обнаруживаются основные черты Собакевича в его речи и в сцене продажи им Чичикову мёртвых? и т. д.

В период подведения итогов, обобщений по теме должна быть подготовлена и проведена домашняя работа. Обычно домашняя работа рассчитывается на две-три недели и, следо­вательно, должна быть задана учащимся своевременно, с тем, чтобы они окончили её в то время, когда кончается изучение темы. Формулировка темы, её разъяснение, указание источников, помощь в собирании материала, утверждение планов — вот важнейшие моменты работы с учащимися по организации домашней письменной работы.

Анализируя поэму учащиеся характеризуют образы помещиков: Манилова, Коробочки, Собакевича, Ноздрева, Плюшкина, Чичикова, чиновников.

Обобщающие занятия следует провести как разработку од­ной большой темы: «Поэма «Мёртвые души» Гоголя, идейное содержание её и художественно-изобразительные средства».

Занятия по теме проводятся по плану:

Формулировка основной идеи поэмы.

Жанровые особенности «Мёртвых душ».

Композиционное построение первого тома поэмы.

Пейзаж в поэме.

Язык поэмы.

2.4.Работа с литературоведческими понятиями «сатира» и «юмор»

Работа с понятиями «сатира» и «юмор»надо начинать с первых уроков.

С термином «сатира» и «юмор» ребята уже знакомы, но необходимо напомнить само определение, дать ей характеристику и упомянуть о сатирических и юмористических произведениях, изученных раннее или познакомить с другими в виде обзора

Так к уроку можно учащимся дать задание выписать из словаря определение этих терминов в тетрадь, .выяснить , исходя из определения, выяснить различие юмора от сатиры . Дать задания в виде сообщений охарактеризовать. сатирические и юмористические произведения Затем в дальнейшем необходимо на уроках ученикам давать задание выделять сатирические и юмористические приемы в поэме.

Рассмотрим пример работы на уроке .

Фрагмент беседы по 1главе

Заглянул Чичиков в городской сад.

- Как Гоголь опи­сывает городской сад? Это одно из самых ярких сатирических мест первой главы.

Обратите внимание на то, что было в дей­ствительности, каков был действительный сад и как сад был описан в правительственных газетах, ка­кими словами в правительственных газетах рас­писывали мнимые чувства граждан к господину градоначаль­нику: «...хотя эти деревца были не выше тростни­ка, о них было сказано в газетах при описании иллюминации, что город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, ши­роковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день, и что при этом было очень умилительно глядеть, как сердца граждан трепетали в избытке благодарности и струили потоки слез в знак признательности к гос­подину градоначальнику».

При описании юркого, «вертлявого» полового—трактир­ного слуги, при обрисовке «покойного» номера гостиницы, му­жиков, рассуждающих о колесе брички Чичикова, сбитенщика с лицом, похожим на самовар, Гоголь смеётся добродуш­но, здесь звучит его мягкий юмор. Но смех Го­голя превращается в гневный, сатирический, когда он обра­щается к характеристике «значительных лиц», власть имущих, тех, кто является «хозяевами жизни», к изображению чинов­ников и помещиков.

Остановимся на двух характеристиках чиновников, данных Гоголем в первой главе поэмы: на сравнении чиновников с му­хами и на описании чиновников толстых и тонких.

Почему мы смеёмся, читая это замечательное развёрнутое гоголевское сравнение?

Чем напоминают чиновники мух?

Обратите внимание на то, что в баснях Крылова, в народных сказках обычно с сатирической целью люди изображаются в образах животных.

О чём свидетельствует это сравнение чи­новников с мухами?

I - Обратимся теперь к авторскому отступлению о толстых и тонких чиновниках. (Цитируются выдержки из этого автор­ского отступления: «Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались около дам...» и до конца.

Гоголь говорит здесь о чиновниках с нескрываемой на­смешкой: тонкие чиновники увиваются около дам, виляют туда И сюда, спускают нажитое отцами добро на курьерских. Они обдуманно зачёсывали свои бакенбарды и -т. д.

Толстые чиновники также рисуются в смешном виде: лица у них полные и круглые, на иных даже были бородавки. Они, «служа богу и государю», наживают себе капиталец и, чтобы скрыть награбленное, покупают деревеньки, записывая их не на своё имя. Замечательны следующие слова Гоголя: «Нако­нец, толстый, послуживши богу и государю...» и т. д.

Пустота, отсутствие душевного содержания чиновников особенно подчёркивается Гоголем тем, что он полностью характеризует их, описав один только их внешний вид: фигуры, костюм, причёски. Всё это делает речь Гоголя комической: нам смешны люди, похожие на мух, люди, которые отличаются друг от друга только тем, что одни тол­стые, а другие тонкие.