Смекни!
smekni.com

Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" (стр. 9 из 9)

При формулировке заданий как следует останавливаться на вопросах мастерства Гоголя при изобра­жении им образов.

Если в предыдущий период учащийся работал над зада­ниями более частного характера, то для итоговой ра­боты должно быть дано несколько более широкое задание. Значительно шире должен быть и круг источников для рабо­ты. Здесь учащийся начинает осваивать элементарные приёмы работы над критической литературой, чему также следует учить школьника: технику записи читаемых источников, цити­рования, нахождения литературы.

Самый факт объявления тем для домашних работ должен быть знаменательным: учащиеся должны ждать его, список тем должен стимулировать дальнейшую классную работу.

В связи с этим и выполнение учащимися не должно рассматриваться формально, но вокруг работы должна создаваться атмосфера заинтересован­ности.

В качестве тем для домашней работы можно рекомендовать примерно такие:

Пушкин и Гоголь.

2.0т «Ревизора» к «Мёртвым душам».

Юмор и сатира в поэме Гоголя «Мёртвые души».

Художественные приёмы изображения характеров у Го­голя (по поэме «Мёртвые души»).

В чём сказалась любовь к родине у автора поэмы «Мёрт­вые души»?

Почему Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой?

Особенности Гоголя как писателя-реалиста.

Чему учились у Гоголя последующие русские писатели?

Значение Гоголя для нашей современности.

За что я люблю Гоголя?

Этот список — примерный. Вряд ли стоит его увеличивать; ведь у каждого преподавателя литературы есть свои любимые формулировки тем. Нам хотелось лишь указать, что жела­тельно стремиться к посильным для учащихся заданиям. И это возможно сделать, только хорошо зная состав класса. С дру­гой стороны, ряд заданий не по силам вообще в школе, напри­мер такая тема, как «Мировое значение Гоголя». Темы не должны быть слишком узкими. В связи с этим характеристика того или иного образа или сравнительная характеристика двух образов, взятых из поэмы Гоголя, слишком узки для домаш­него сочинения.

В задании должны быть указаны не только идейные мо­менты, но обязательно указано на необходимость коснуться вопросов художественного мастерства Гоголя.

Задания не должны прямо соответствовать тому, что про­рабатывается в классе. В каждом задании должна быть какая- либо сторона новая для учащихся.

С другой стороны, нельзя давать задания, мало связанные с классной проработкой творчества Гоголя.

Нельзя также требовать, чтобы учащиеся ис­пользовали бы всю критическую литературу по данному во­просу. Круг такой литературы должен быть весьма узким: от­дельные отрывки из статей Белинского, Герцена, Чернышев­ского и рекомендованных брошюр или статей о Гоголе (не говоря уже о текстах Гоголя) — вот и все те источники, кото­рыми должен воспользоваться учащийся. Конечно, отдельным учащимся, особенно интересующимся литературой, можно ре­комендовать и больше. Особенно же следует обратить внима­ние учащихся на необходимость внимательно относиться к классным занятиям и на них главным образом «собирать ма­териал» для домашнего сочинения.

Объявив темы, следует указать и источники к ним.

Так, например, по первой теме «Гоголь и Пушкин» в каче­стве источников можно указать следующее: биографические данные о взаимоотношениях Гоголя и Пушкина, статья Белинского «Несколько слов о поэме г. Гоголя «Похождения Чичи­кова или Мёртвые души», В. Ермилов «Н. В. Гоголь» (1-я гла­ва). Надо указать учащимся, что в названных статьях следует найти материал к теме.

Объявив темы, учитель объясняет кратко их содержание и предлагает начать подготовку к домашней работе: продумать её план, собирать материалы. При этом, как рекомендуется опытными учителями, каждый учащийся в специальные дни и часы консультаций по домашней работе должен показать учи­телю, примерно через неделю, свой первый набросок плана и регулярно показывать свои «накопления» к теме. Особое вни­мание должно быть обращено учителем на то, что собирание материала главным образом ведётся на уроках, в процессе классных занятий.

Преподавателю необходимо точно и ясно представлять себе задачу домашней работы—подвести итог классной работы по изучению творчества Гоголя, способствовать дальнейшему развитию учащихся, развитию навыков письменной речи. В связи с этим нельзя ждать от учащихся и требовать от них непосильной для них работы, какой-то особой самостоятель­ной разработки темы и т. д. Критическая литература при­влекается лишь та, о которой упоминает учитель на уроках, и лишь в той мере, чтобы учащийся постепенно научился поль­зоваться ею. Что же касается «самостоятельности» мысли учащихся, то она должна быть направлена главным образом по линии работы с текстом. Текст произведения и классная работа над темой — вот основные источники для учащихся.

После заключительного урока даются темы для сочинения, темы желательно должны совпадать с темами к заключительному уроку. Дети готовясь к уроку наработали конкретный материал и написание сочинения будет своеобразный контроль знаний по этому материалу.


Вывод по главе

Итак, в ходе работы мы выяснили, что, изучая поэму «Мертвые души» лучше всего избрать анализа пообразный.

Анализ образов является важнейшей частью школьных занятий по изучению творчества писателей. Здесь имен­но закладывается прочная база для выводов об идейном содержании произведений, о значении творчества писателя и т.д.

С другой стороны, изучение образов, «как таковых», вне установления связей заключающегося в них содержания с ав­торским замыслом, с эпохой, в них отражённой, без рассмотре­ния дальнейшей жизни образов, вплоть до нашей современ­ности, лишает занятия литературой воспитательно-образова­тельного воздействия на учащихся, обедняет и принижает литературу. Всё это имеет особое значение в применении к анализу образов «Мёртвых душ».

Образы «Мёртвых душ» требуют истолкования, разъясне­ния, внимательного чтения, предварительной подготовки. Уча­щимся должен быть дан «ключ» к пониманию их

В качестве вводного занятия, подготавливающего учащихся к дальнейшей самостоятельной работе под руководством учителя, следует провести чтение и комментирование отрывков первой главы поэмы и анализ их в классе.

Работа с понятиями «сатира» и «юмор»надо начинать с первых уроков, с которыми ребята уже знакомы, но необходимо напомнить само определение, дать ей характеристику и упомянуть о сатирических и юмористических произведениях, изученных раннее или познакомить с другими в виде обзора. Так же при изучении обратить внимание на сатирическую речь писателя.

Заключение

Итак, подытожим нашу работу: Мы выяснили, что:

1.Для наиболее разумного и многогранного воздействия на учащихся нужна гибкая система путей изучения, когда недо­статки одного компенсируются достоинствами другого.

Сочетание разных путей изучения произведения важно и с точки зрения наиболее целесообразной организации самостоя­тельного чтения учащимися больших произведений, поскольку это дает возможность несколько рассредоточить очередность чте­ния учащимися произведений, это во многом определяется именно путем изучения.

2.При изучении произведения большой формы наиболее эффективной, с нашей точки зрения, системой уроков является такая, кото­рая построена на разборе произведения по ходу развития дей­ствия, с последующим этапом работы по образам и обобщаю­щим темам.

Методически разработали путь анализа поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» , который можно применять в школьном изучении в зависимости от подготовленности класса.

Анализ эпического произведения в школе — сложный твор­ческий процесс, к которому предъявляется много требований, идущих как от литературоведения, так и от педагогических дис­циплин. Это определяет двуединую природу школьного анализа, сложное сочетание в нем субъективно значимых для учащихся и объективно значительных вопросов.

Раскрывая основные вопросы методики анализа романа, мы подчиняем их главному, с нашей точки зрения, аспекту—зада­че формирования у учащихся потребности прочесть или перечи­тать произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. Только при этом условии литера­тура может воздействовать па читателя, воспитывая и форми­руя «человека в человеке».

Особенно важно определить верную педагогическую концеп­цию анализа, наиболее действенный в учебно-воспитательном от­ношении подход к произведению.


Литература

4. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1979.

5. Вопросы анализа художественных произведений. Под ред. Н. О. Корста. М, 1969.

6. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.— Л., 1966.

7. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе / под ред. Л.И. Тимофеева. – М., 1954

8. Искусство анализа художественного произведения/ Сост. Т. Г. Браже. М, 1971.

9. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М., 1972.

10. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение лите­ратурного произведения в школе. М., 1977.

11. Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богданова. – М.: изд. Центр «Академия», 1999.

12. Методика преподавания литературы: учебник для пединститутов / Р.Ф. Брандеев, Т.В. Зверс – М.: Просвещение, 1985.

13. В. И. Сорокин, Анализ литературного произведения в сред­ней школе, Учпедгиз, 1955.

14. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1976.

15. Л. В. Щепилова, Введение в литературоведение, Учпед­гиз, М., 1956.