— Сопоставьте характеры главных героинь «Фауста» и «Мастера и Маргариты». Чем булгаковская Маргарита не похожа на кроткую Гретхен Гёте?
— Сравните между собой Фауста и Мастера. Чему они оба посвятили жизнь? Отчего Фауст заключил договор с Мефистофелем?
— С какими эпизодами «Фауста» перекликается сцена романа «Бал сатаны»? Какова её идейно-художественная нагрузка?
— Сравните появление Воланда в романе М.Булгакова с появлением Мефистофеля перед Фаустом в трагедии Гёте. Чем булгаковский Воланд не похож на своего предшественника Мефистофеля? В какой момент душевного состояния Фауста появляется Мефистофель?
— Почему в романе Булгакова никто, кроме Мастера и Маргариты, не распознал сатану?
— Сопоставьте слова Воланда о человека в главах 1 и 12 «Мастера и Маргариты» со словами Мефистофеля из «Пролога на небесах» философской трагедии Гёте. Что придаёт убедительность рассуждениям обоих персонажей?
Завершается урок-семинар подведением итогов работы. Характеризуя роль Воланда в романе Булгакова, следует отметить, что он не похож на традиционного искусителя, врага рода человеческого: он наказывает грешников здесь же, на земле, за совершённое зло; жертвами подручных князя тьмы и его самого становятся Стёпа Лиходеев, Варенуха, Римский и многие другие персонажи книги. В этой связи следует ещё раз вернуться к эпиграфу романа и уточнить, как развитие действия углубляет и раскрывает его смысл.
И Воланд, и Мефистофель появляются перед героями в одно и то же время — в час тяжёлого душевного кризиса, когда вся предыдущая жизнь кажется напрасной: в такую минуту Фауст подносит к губам кубок с ядом, а Мастер сжигает своё творение. Однако Фауст, будучи истинным сыном века Просвещения, самоотверженно ищет истину и борется с Мефистофелем, одержав победу в этом поединке. Мастер же не встречается с Воландом, вместо него в союз с тёмными силами вступает Маргарита.
Образ Маргариты приобретает самостоятельное значение, недаром её имя вынесено в заглавие романа. Это сильная и целеустремлённая личность, идущая своим собственным путём. Если кроткая Гретхен Гёте наотрез отказалась от союза с Мефистофелем и спасла свою душу ценою жизни, то булгаковская героиня добровольно вступает в сделку с Воландом и гордится этим. Превратившись в ведьму, она играет роль королевы бала сатаны. Поверив ему, она выпивает кубок с питьём и даёт отведать Мастеру, после чего оба падают мёртвыми. Здесь тот же мотив, что и в «Фаусте», — и Маргарита и Гретхен являются невольными отравительницами своих близких: “Отравитель!” — шепчут немеющие губы Мастера.
Герой называет себя не писателем, а Мастером, и так же именует его Маргарита. Слово “мастер” в романе употребляется в значении “творец” — именно в таком качестве выступает автор книги о Понтии Пилате и распятии Иисуса Христа. В уединённом подвале Мастера Маргарита узнала не только счастье большой любви, но и радость соучастия в творчестве: завершение книги, которую он создавал, стало смыслом её жизни.
Но Мастер своими руками уничтожил своё творение, изменил самому себе. Этим поступком он вызвал Воланда, князя тьмы. И тот для овладения душой творца избирает своим орудием Маргариту. В финале романа, когда сброшены шутовские маски, Воланд и его мрачная свита мчатся на лошадях навстречу приближающейся тьме, унося с собой души Мастера и Маргариты. Окончание произведения глубоко пессимистично, оно свидетельствует о том, что человек проиграл поединок силам зла, и в этом смысле окончание «Мастера и Маргариты» является полной противоположностью «Фаусту», который проникнут верой в силы и возможности человека.
Материалы для обобщающей характеристики образа Воланда можно взять из статьи М.А. Бродского (5).
К пятому уроку ученики должны перечитать главы 2, 16, 25 и 26, где М.Булгаков описывает историю Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата, которая представляет ключевую часть романа «Мастера и Маргариты».
Пятый урок открывается сообщениями учеников об истории земной жизни Иисуса Христа, которые подготовлены ими на основании текстов Евангелий. Учитель может предложить сравнить канонические евангельские тексты с историей Иешуа Га-Ноцри, изложенной в романе М.Булгакова. (Для сопоставления целесообразно использовать главу 27 «Евангелия от Матфея», главу 15 «Евангелия от Марка», главу 23 «Евангелия от Луки», главу 19 «Евангелия от Иоанна».) О несовпадении романа с каноническими евангельскими текстами говорится в уже упоминавшейся статье М.А. Бродского; указанный материал может использоваться как обобщение к первой части урока. Затем начинается работа над главами романа Булгакова с помощью вопросов учителя.
— Сопоставьте “евангельские” главы романа Булгакова, рассказывающие историю Иешуа Га-Ноцри, с «Прологом на небесах» из трагедии Гёте. Бог, отдающий Фауста в руки Мефистофеля, и Бог, отдающий своего сына на муку, — есть ли здесь параллель?
— Какое место занимает Иешуа в системе образов романа? Почему главы о нём — идейный и философский центр романа Булгакова?
— Каким изображён прокуратор Иудеи в главе 2?
— Какие чувства испытывает он к Иешуа?
— Что вызвало удивление прокуратора в рассказе Иешуа?
— О чём Иешуа спорит с Понтием Пилатом? Как вы понимаете слова Иешуа о том, что не прокуратор властен над его жизнью?
— С какого момента разговора прокуратор почувствовал опасность?
— Почему он утвердил смертный приговор Малого Синедриона?
— Отчего ненавидят друг друга Каифа и Понтий Пилат? Какие отношения связывают их?
— Как описаны страдания Левия Матвея в главе 16? Как он желал помочь Иешуа?
— Почему Пилат не хотел прямо сказать Афранию о своём желании отомстить Иуде?
— Внимательно прочитайте главу 26 «Погребение». О чём сожалеет Понтий Пилат? Какой сон снится ему в ночь после казни?
— Почему прокуратор хочет оказать милость Левию Матвею? Отчего тот не принимает её?
— В какой момент Левий Матвей смягчается?
— Каков финал судьбы Понтия Пилата?
— Почему в последней главе романа сходятся все сюжетные линии?
Характеризуя христианско-евангельскую сюжетную линию книги Булгакова, учитель может воспользоваться статьями А.Кораблёва [6,79] и Л.Ф. Киселёвой [7,105].
Готовясь к последнему уроку, ученики должны подумать над тематикой и идеей романа М.А. Булгакова и определить их своими словами.
Шестое, последнее занятие строится как урок-обобщение. Начинается он с беседы по содержанию всего произведения.
— Как вы поняли финал романа Михаила Булгакова?
— В чём заключается главная идея произведения?
— Как в романе решается вопрос о вечных человеческих ценностях?
— Как решена в романе проблема художника и власти?
— В чём своеобразие композиции произведения?
— Какие особенности стиля писателя вы можете перечислить, прочитав роман? Каковы особенности повествования в каждой сюжетной линии?
— Какую лексику использует писатель, изображая Москву 30-х годов? Как изменяется поэтический синтаксис писателя, когда повествование уходит в далёкое прошлое, в новозаветные времена?
— Сравните свои первоначальные впечатления от романа с тем, что вам в нём открылось после завершения анализа. Как изменилось ваше восприятие книги Булгакова? Что осталось непонятным?
После беседы с учащимися следует обобщающая лекция учителя, в которой говорится о своеобразии композиции романа, мастерстве сатирических обобщений, богатстве тематики и глубине идейного содержания.
Главная книга М.А. Булгакова отличается сложностью сюжетного построения, в ней переплетаются истории Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата, Мастера и Маргариты, Ивана Бездомного, присутствуют реминисценции из «Фауста» Гёте, описаны похождения Воланда и его свиты в Москве и их влияние на судьбы второстепенных персонажей. Всё это не только создаёт неповторимый облик произведения, но и затрудняет его восприятие.
В романе в полной мере проявилось мастерство сатиры Булгакова. Многие сцены книги, в частности проделки Коровьева, Бегемота и Азазелло, вызывают смех, особенно в главе 12, где в великолепной гротескной манере описаны сцены в “модном дамском магазине”. Противостоять подручным Воланда никто не в состоянии, ведь согласно господствующей атеистической идеологии, нечистой силы просто не существует. Кроме того, подавляющее большинство персонажей «Мастера и Маргариты» не без оснований может быть названо “мёртвыми душами” — они окаменели в ограниченности раз и навсегда затверженных догм.
Нельзя не отметить, что Воланд Булгакова — фигура любопытная, он не лишён благородства, выступает в роли защитника порядка, наказывает злых и несправедливых. В такой трактовке образа зла заключена великая прозорливость Булгакова, он изобразил в романе особый мир — порядок без милосердия, силу без доброты, жестокость без справедливости. Писатель вскрывает глубинную, сатанинскую природу сталинской власти, которая основана на антигуманных принципах, и понадобились долгие и долгие годы, прежде чем открылась её истинная суть.
Трагически одинока в романе фигура Иешуа Га-Ноцри, воплощающая добрые начала жизни. В нём есть простая и твёрдая сила, он отвергает всякие компромиссы с властью, хотя прекрасно понимает, что это грозит ему смертью. Его великий пример подвигнул Мастера к созданию романа, однако человеческая слабость помешала герою выдержать до конца свой путь на Голгофу, он сломлен. Он жаждет лишь одного — покоя, и покой милостиво дарован ему на последних страницах романа. Мастер так же одинок среди людей, как и Иешуа, лишь Маргарита и Иван Бездомный оказались в состоянии понять его. Таким образом, книга Булгакова — это ещё и роман о трагическом одиночестве мастера-творца в этом мире.
В конце урока, после обобщающей лекции учителя, предлагаются следующие примерные темы сочинений: