1. Трагедия Мастера и Маргариты.
2. Мастерство Булгакова-сатирика в романе «Мастер и Маргарита».
3. Как я понимаю общечеловеческий и философский смысл романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
4. Фаустовская тема в романе «Мастер и Маргарита».
5. Диалектика добра и зла в романе Михаила Булгакова.
Вывод по 2 главе
Итак, мы выяснили, что при разборе романа «Мастер и Маргарита»самый распространенный вид урока, сочетающего слово учителя с самостоятельной работой учеников,—это лекция с элементтами беседы.
Учитель сообщает новый материал, направляет мысль учеников, побуждает их к деятельности, а слушатели решают конкретные задачи, совершают мыслительные операции, открывают для себя нечто новое. Задача учителя—добиться, чтобы вопросы, обращенные к слушателям, рождались естественно, в процессе движения мысли, ответы на них с необходимостью включались в ход рассуждений, а ребята чувствовали себя участниками совместного поиска истины.
Важно учесть психологическое состояние ребят, участвующих в таком занятии: для тех, кто отвечает на вопрос, именно этот вопрос и предстает как самый важный. Поэтому учителю во время лекции приходится все время помнить о пропорциях, об истинном месте каждого вопроса. У слушателей должно сложиться понимание проблемы в целом, в правильном соотношении главных положений и моментов аргументирующих, развивающих, иллюстрирующих. Поэтому на таком уроке необходимы и другие виды самостоятельной работы: составление плана или тезисов, ответ на вопросы и т.д.
С этим связаны специфические цели уроков. Участие в таком уроке требует от ученика определения своей собственной позиции, личного мнения, выявления способностей. Главная цель уроков по изучению романа —формирование умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества. Конечно, и на других уроках надо стремиться к этому, но все же беседа в большей степени, чем, например, лекция, создает благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самостоятельного познания и творчества.
Можно выделить три разновидности деятельности учащихся на уроке при анализе романа::
1) развернутые выступления учеников по заранее поставленным вопросам и обсуждение как самих проблем, так и выступлений;
2) обсуждение рефератов или докладов учащихся;
3) диспут.
Урок требует от учителя серьезной предварительной работы (продумать форму участия каждого ученика, подготовить вопросы, провести консультации, и т. д.
Заключение
Итак, подытожим нашу работу: Мы выяснили, что:
1.Для наиболее разумного и многогранного воздействия на учащихся нужна гибкая система путей изучения, когда недостатки одного компенсируются достоинствами другого.
Сочетание разных путей изучения произведения важно и с точки зрения наиболее целесообразной организации самостоятельного чтения учащимися больших произведений, поскольку это дает возможность несколько рассредоточить очередность чтения учащимися произведений, это во многом определяется именно путем изучения.
2.При изучении произведения большой формы наиболее эффективной, с нашей точки зрения, системой уроков является такая, которая построена на разборе произведения по ходу развития действия, с последующим этапом работы по образам и обобщающим темам.
Методически разработали путь анализ романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»двумя способами. Оба пути можно применять в школьном изучении в зависимости от подготовленности класса.
Анализ эпического произведения в школе — сложный творческий процесс, к которому предъявляется много требований, идущих как от литературоведения, так и от педагогических дисциплин. Это определяет двуединую природу школьного анализа, сложное сочетание в нем субъективно значимых для учащихся и объективно значительных вопросов.
Раскрывая основные вопросы методики анализа романа, мы подчиняем их главному, с нашей точки зрения, аспекту—задаче формирования у учащихся потребности прочесть или перечитать произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. Только при этом условии литература может воздействовать па читателя, воспитывая и формируя «человека в человеке».
Особенно важно определить верную педагогическую концепцию анализа, наиболее действенный в учебно-воспитательном отношении подход к произведению.
Литература
1) Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1979.
2) Боборыкин Н.Д. Михаил Булгаков // Литература в школе. 1991. № 1. С. 52–65.
3) Бродский М.А. «Мастер и Маргарита» — антибиблия XX века? // Русская словесность. 1997. № 6. С. 30–35.
4) Вопросы анализа художественных произведений. Под ред. Н. О. Корста. М, 1969.
5) Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.— Л., 1966.
6) Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе / под ред. Л.И. Тимофеева. – М., 1954
7) Искусство анализа художественного произведения/ Сост. Т. Г. Браже. М, 1971.
8) Киселёв А.К. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11-м классе // Литература в школе. 1991. № 1. С. 102–107.
9) Киселёва Л.Ф. Диалог добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологические науки. 1991. № 6. С. 3–11.
10) Кораблёв А. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите» // Вопросы литературы. 1991. № 5. С. 34–35.
11) Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М., 1972.
12) Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977.
13) Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богданова. – М.: изд. Центр «Академия», 1999.
14) Методика преподавания литературы: учебник для пединститутов / Р.Ф. Брандеев, Т.В. Зверс – М.: Просвещение, 1985.
15) В. И. Сорокин, Анализ литературного произведения в средней школе, Учпедгиз, 1955.
16) Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1976.
17) Л. В. Щепилова, Введение в литературоведение, Учпедгиз, М., 1956.
18) Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова // Москва. 1987. № 6–8; 1988. № 11–12.
19) Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.