Хотя в книге этой все в равной степени и вымысел, и правда— сводки погоды или детские воспоминания Берниса. Молодой автор уже совершенно сознательно использовал здесь четыре формы повествования, что позволило ему показать с разных точек зрения проблематику книги и, прежде всего, фигуру Берниса. Итак, здесь две формы объективизированного повествования — автора (остающегося "вовне") и рассказчика, который выступает и одним из героев романа; письма этого самого рассказчика к Бернису, а стало быть, установление непосредственных контактов с главным героем, и письма Берниса к другу-рассказчику, то есть форма интимных признаний самого главного героя. Возникает, таким образом, переплетение повествований, комментариев и автокомментариев, представляющее собой продуманную конструкцию произведения.
Можно отметить следующие основные черты, присущие художественному стилю Сент-Экзюпери: обобщенность, действенность и поэтичность. Эти черты стиля связаны как с существенными сторонами мировоззрения, так и с особенностями мышления, художественного видения писателя.
В обобщенности как черте стиля проявилась отвлеченность концепции человека, социальные отношения которого остались вне поля зрения Сент-Экзюпери, склонность к синтезу, к абстрагированному подходу к жизненным явлениям, связанная с профессиональным опытом летчика, парящего над землей. Обобщенность проявляется в свойствах метафорических образов, в субстантивации и метонимических подменах; в лаконизме композиционного построения и синтаксической структуры фразы; в тяготении писателя к аллегорическим жанровым формам.
Поэтичность как черта стиля, придает неповторимое эмоциональное звучание повествованию. Сент-Экзюпери заключает свои мысли в поэтические образы, воздействуя одновременно на мышление и на художественное воображение читателя. Сент-Экзюпери — писатель жизнеутверждающий. Он смотрел на мир глазами нравственно здорового человека, умел увидеть его красоту, романтически восторженно изображал созидательные силы жизни. Поэтичность, как черта стиля, свойственна не только словесной ткани, но и синтаксическому строю. Она проявляется в своеобразном характере метафор, в сказочных образах, олицетворяющих силы природы и необычность труда покорителей воздушного пространства — пилотов в романтических образах водной стихии, передающих необъятность и неисчерпаемую подвижность внешнего мира; в использовании поэтических фигур синтаксиса, особенно различных видов повтора; в прозрачной ритмичности повествовательного движения; в задушевной лиричности интонации недосказанности.
Действенность является следствием влияния на мировоззрение и мировосприятие писателя, его ремесла пилота. Она воплощена в композиции, где центром сюжета является действие — полет, которое совмещается с внутренним действием — неустанной, динамической работой мысли, памяти, образных ассоциаций; в построении авторских монологов; в установке синтаксического построения на наибольшее воздействие на воображение и мысль читателя; во внутреннем движении насыщенной глаголами фразы, передающей неустанную подвижность и изменчивость мира, живую пульсацию созидательной мысли автора.
В стиле произведений, полагает Волошина Л.Б., Сент-Экзюпери нашли преломление художественные традиции классической французской литературы. Его проза вобрала в себя стройную отточенность синтаксического построения свойственную стилю Паскаля. Романтическая приподнятость и поэтичность роднит Сент-Экзюпери с Гюго и Ролланом. Свойства его метафорических образов, сближающих очень отдаленные по смыслу понятия, напоминают стилистическую манеру Бодлера и Рембо. Жизнеутверждающий тон повествования Сент-Экзюпери противоположен мрачным краскам Камю, Сартра, Мориака писатель-гуманист, подобно Арагону, соединяет проникновенный лиризм с романтической патетикой, повествуя о героических началах жизни.
Сент-Экзюпери всегда умел находить самую короткую дорогу от образа или мысли к слову, передать все тона и полутона настроения. Этот писатель поражает не изощренным сопоставлением образов и метафор, а, прежде всего, их меткостью. Каждый образ, каждая ситуация в его прозе многозначны; одновременно с внешним описанием Сент-Экзюпери незаметно оттеняет настроение, передает процесс душевного напряжения, эмоциональную гамму. И секрет тут не в количестве слов, а в восхитительном лаконизме и умении точно передать настроение. Вспомним здесь хотя бы так трогающее своим печальным покоем описание дома, где умирает Женевьева. Вспомним также визит к старым профессорам, где так тонко обыгран контраст между замкнутым миром старых людей и миром юношеских конфликтов и приключений.
Критик Анна Буковская пишет, что этой книгой и исчерпывается проблема бунта и бегства в творчестве Сент-Экзюпери. "Ночной полет" развивает позитивные идеи первой книги писателя, а тревоги станут уже далеким эхом навязчивых идей, о которых шла речь в "Южном почтовом". Романтический Бернис уступит место героям классической драмы любви и долга в современной версии театра Корнеля. Бернис поддался разъедающей лихорадке века, но Ривьер и Фабьен будут сражаться уже до конца. И с этого момента Сент-Экзюпери становится писателем, последовательно идущим против укреплявшихся в современной ему литературе нигилистических тенденций, против упадочных и все подвергающих сомнению настроений.
Список литературы
1. Исбах А.А. «Во главе колонны». - М.: Художественная литература, 1970
2. Ваксмахер М. Предисловие к кн. «Планета людей». - Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1973
3. Григорьев В.П. Антуан Сент-Экзюпери «Биография писателя».- Л.: Просвещение, 1973.
4. Смирнова В.В. «Из разных лет». - М.: Советский писатель, 1974
5. Буковская А. «Сент-Экзюпери, или парадоксы гуманизма».- М.: Радуга, 1983
6. Моруа А. « От Монтеня до Арагона». - М.: Радуга, 1983.
7. Андреев Л. Г. «Уважение к человеку!.. Вот пробный камень».
Предисловие к кн.: «Сент-Экзюпери А. де. Военные записки». - М.: Прогресс, 1986.
8. Стейси Шифф «Сент-Экзюпери. Биография».- М.: ЭКСМО, 2003
9. Хмельницкая Т. «Садовник в пустыне».- Вопросы литературы, 1961 №11
10. Волошина Л.Б. «Роль дії в творчості Антуана де Сент-Екзюпері». - Іноземна філологія, 1966 №6, издательство Львовского университета.
11. Волошина Л.Б. «Ключові слова в творчості Антуана де Сент-Екзюпері». - Іноземна філологія, 1967 №12, издательство Львовского университета.
12. Волошина Л.Б. «До питання про жанр творів Сент-Екзюпері». - Іноземна філологія, 1968 №15, издательство Львовского университета.
13. Волошина Л.Б. «Стиль Сент-Экзюпери», автореферат диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. - Львов, 1968
14. Ваксмахер М. «Антуан де Сент-Экзюпери: рыцарь служения людям».
15. A. de Saint-Exupéry «Courrier sud».-Editions Gallimard, 1929