Сложным оказался вопрос о принадлежности творчества Фицджеральда к какому-либо литературному направлению. Американские литературоведы-модернисты считают, что Фицджеральд рисует жизнь формами метафизическими и трансцендентальными, и рассматривают его творчество с позиции фрейдизма. Некоторые называют лучшие романы Фицджеральда модернистскими, считая, что они не несут никакой социальной нагрузки. Фидлер называет образы, созданные Фицджеральдом, психологическими архетипами Ричард Чейз, в свою очередь, усматривает в реалистической символике целую систему архетипов и видит в творчестве Фицджеральда проявления иррационализма.
Советское литературоведение имеет два направления в понимании творчества писателя - лирико-романтическую и социально-критическую. По мнению учёных, эти два начала сосуществуют вместе в произведениях Фицджеральда. В 1974 г. А.Н. Горбунов выпустил монографическое исследование творчества писателя - «Романы Френсиса Скотта Фицджеральда». В своей книге он рассматривает, прежде всего, романы, акцентируясь на их «романтичности», эстетических взглядах и литературных вкусах Фицджеральда. Но Горбунов уделял недостаточно внимания социальным взглядам писателя, а также циклу эссе «Крушение». А именно этот цикл и письма выдающегося прозаика позволяют полнее и глубже проанализировать его романы и рассказы, выявить истоки социального критицизма в его творчестве.
О наличии элементов романтизма в творчестве Фицджеральда немало писалось в советском литературоведении. В его произведениях можно усмотреть следования принципам романтических писателей. Как и они, Фицджеральд часто «сталкивает» романтического героя с реальной действительностью. Об этом писали и А.Н. Горбунов, и Т.Н. Денисова, и М.О. Мендельсон, и М.М. Коренева, и другие советские исследователи.
Тем не менее, не стоит уделять так много времени поиску литературных влияний. Творчество Фицджеральда своеобразно и оригинально, и рассмотрение его с точек зрения различных литературных направлений откроет лишь новый вариант прочтения, удаляя тем самым, от истинно авторского видения.
Фицджеральд, в отличие от писателей-романтиков, изображает одиночество человека, его отчуждение от общества, исходя не только из личного, но и социального понимания. В произведениях Фицджеральда органически слиты романтическая и реалистическая тенденции восприятия и отображения действительности. Его творчество рождает традицию, ведущую к «романтическому реализму».
Говоря о творчестве Фицджеральда, невозможно не сказать о проблеме «американской мечты». Проблема эта занимает очень важное место в литературных трудах прозаика. «Вряд ли можно найти другого американского писателя XX века, столь сконцентрированного на этой проблеме и столь глубоко осознавшего и осудившего в своих произведениях зыбкость и фальшивость понятия мечты». (Кухалашвили. стр.35)
Множество больших и непохожих писателей объединила новая особенность литературы США начала ХХ века. В одном ряду с ними стоит и Скотт Фицджеральд, сумевший обнажить все оттенки человеческой психологии, мастер утончённой и вместе с тем весьма содержательной, богатой композиции, Художник, чьи труды проникнуты то напряженной и драматической поэтичностью, то резким сарказмом, в адрес морально убогого общества.
2. Основные характеристики модернистского романа
В нашей работе мы придерживаемся точки зрения, что «Великий Гэтсби» - это модернистский роман. В рамках исследования нам следует обозначить основные характеристики модернистского романа. «Словарь Культуры ХХ века» выделяет 10 признаков этого жанра:
1. Неомифологизм. Это, прежде всего, ориентация на архаическую, классическую и бытовую мифологию; циклическая модель времени; мифологический бриколаж.
2. Иллюзия и реальность. Для текстов европейского модернизма ХХ в. чрезвычайно характерна игра на границе между вымыслом и реальностью. Это происходит из-за семиотизации и мифологизации реальности. Если архаический миф не знал противопоставления реальности тексту, то ХХ в. всячески обыгрывает эту неопределенность.
3. Текст в тексте. Эта особенность - производная предыдущей: бинарная оппозиция "реальность / текст" сменяется иерархией текстов в тексте.
4. Приоритет стиля над сюжетом. Для настоящего шедевра прозы ХХ в. важнее не то, что рассказать, а то, как рассказать. Нейтральный стиль - это удел массовой или "реалистической" литературы. Стиль становится важной движущей силой романа и постепенно смыкается с сюжетом.
5. Уничтожение фабулы. Говоря о прозе ХХ в., нельзя сказать, как это было возможно применительно к прозе ХIХ в., что сюжет и фабула различаются, что, например, здесь действие забегает вперед, а здесь рассказывается предыстория героя. Нельзя восстановить истинной хронологической последовательности событий, потому что, во-первых, здесь неклассическое, нелинейное и неодномерное понимание времени, а во-вторых, релятивистское понимание истины, то есть представление о явном отсутствии одной для всех истины.
6. Синтаксис, а не лексика. Обновление языка в модернистской прозе происходит, прежде всего, за счет обновления и работы над синтаксическими конструкциями; не над словом, а над предложением. Это стиль потока сознания, который одновременно является и усложением, и обеднением синтаксиса.
7. Прагматика, а не семантика. Здесь мы имеем в виду, что фундаментальная новизна литературы ХХ века была также и в том, что она не только работала над художественной формой, была не чистым формальным экспериментаторством, а чрезвычайно активно вовлекалась в диалог с читателем, моделировала позицию читателя и создавала позицию рассказчика, который учитывал позицию читателя.
8. Наблюдатель. Роль наблюдателя опосредована ролью рассказчика. В ХХ веке философия наблюдателя ("обзервативная философия", по терминологии А.М. Пятигорского), играет большую роль. Смысл фигуры наблюдателя-рассказчика в том, что именно на его совести правдивость того, о чем он рассказывает.
9. Нарушение принципов связности текста. Эти принципы сформулировала лингвистика текста. В модернистской прозе они нарушаются: предложения не всегда логически следуют одно из другого, синтаксические структуры разрушаются.
10. Аутистизм. Смысл этого последнего пункта в том, что писатель-модернист с характерологической точки зрения практически всегда является шизоидом или полифоническим мозаиком, то есть он в своих психических установках совершенно не стремится отражать реальность, в существование или актуальность которой он не верит, а моделирует собственную реальность.