И, подойдя, возле Нестора сел, владыки народов.
Было тем временем мясо изжарено, с вертелов снято.
Сели они за обед. Заботливо мужи ходили
Вкруг пировавших, вино в золотых подавая им кубках.
После того как питьем и едой утолили желанье…»
Формой социально-экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции являлись Полисы. Их составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Форма власти в полисе была различной (олигархия, демократия и др.). В полисах же, где существовал демократический уклад жизни, всяческие важные решения выносились на всеобщее собрание, при заседании всех свободных граждан города мужского пола. Для приглашения на это собрание инициатор рассылал глашатаев по полису для привлечения народа. Гомер в «Одиссее» повествует о том, что собрание, которое организовал Телемах, происходило на главной городской площади и при полном скоплении всех жителей полиса.
Всенародное собрание, созванное Телемахом:
«Звонкоголосых глашатаев царских созвав, повелел он
Кликнуть им клич, чтоб на площадь собрать густовласых ахеян;
Кликнули те; собралися на площадь другие; когда же
Все собралися они и собрание сделалось полным,
С медным в руке он копьем перед сонмом народным явился-
Был не один, две лихие за ним прибежали собаки…»
Социальную жизнь Древних греков описывает также и Гесиод в поэме «Труды и Дни». Гесиод (лат. Hesiod, греч. Исиодос) (конец 8 – 1-я пол. 7 в. до н. э.), первый известный по имени древнегреческий поэт. В дидактической эпической поэме «Труды и дни» Гесиод славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов; поэма «Теогония» рационалистически систематизирует греческие мифы. Гесиод противопоставляет свою поэзию героическому эпосу как трезвую «правду» красивой «лжи».
Уроженец города Кима (Малая Азия), Гесиод вместе с семьей переселился в Беотию (Средняя Греция). Получив в наследство небольшой участок земли, он всю жизнь оставался мелким землевладельцем. Одновременно выступал как рапсод (сказитель), одержал победу на состязаниях рапсодов на острове Эвбея. Гесиод является первым исторически достоверным поэтом не только Древней Греции, но и всей Европы. Он стал основателем жанра назидательных поэм, которые послужили образцом для последующей дидактической поэзии.
Поэма «Труды и Дни» возникла в русле «поучений», также известных в ближневосточной словесности 2-го - 1-го тысячелетий. Принципиальная ее новизна состояла, однако, в том, что гомеровский гексаметр, предназначенный для воспевания героических подвигов эпических героев, здесь был с соответствующими модификациями приспособлен для совершенно иной тематики – воспеваний честного труда и наставлений по земледелию.
Социальная обстановка в Беотии была в это время мрачной. «Лучшие», «вожди», то есть бывшие племенные вожди, которые в эпоху межплеменных и всяких прочих войн в самом деле должны были показывать соотечественникам примеры доблести в бою, составили теперь привилегированную прослойку общества и, не имея сил для набегов на чужие земли, прибирали к рукам имущество своих сограждан – у кого за долги, у кого по суду, у кого силой. Отстоять свою самостоятельность было в таких условиях еще одной задачей Гесиода.
Труды и дни — дидактический эпос, адресованный Персу. Его свободная цепная композиция полностью отлична от стройной композиции гомеровских поэм. Изменяется и позиция автора-рассказчика: автор Илиады и Одиссеи полностью скрыт за воспеваемыми им событиями и навсегда остается для нас неуловимым образом, в то время как Гесиод выступает в своей поэме как человек-повествователь, который рассказывает сам о себе и стремится донести до других людей, а прежде всего до своего брата, собственные взгляды. Произведение Гесиода должно было убедить Перса, что для того, чтобы поправить свое материальное положение, ему нужно вступить на путь честного труда на родной земле, а не вести процесс и давать взятки судейским. Этой цели служит картина мира, управляемого Зевсом, справедливым и мудрым владыкой. С этой точки зрения Гесиод определяет место человека, обязанностью которого является добросовестный труд.
Все эпизоды на первый взгляд беспорядочной поэмы Гесиода подчинены ее главной дидактической функции: проэмий (вступление), адресованный Зевсу, стражу справедливости, повесть о двух богинях Эридах (спора, борьбы), одной — благосклонной, призывающей людей к состязанию, и другой — злобной, склоняющей к распрям; далее — миф о Прометее и ящике Пандоры, объясняющий причины нынешнего состояния вещей, и наконец, повесть о 5 эпохах человечества, исполненная глубокого пессимизма.
На протяжении всего прошлого века композиционное единство «Трудов и Дней» оценивалось не слишком высоко. В последние десятилетия усилиями ряда исследователей было показано, что «Труды и Дни» достаточно убедительно членятся на части, каждая из которых вносит свой вклад в целое. Определенную роль играет и первоначальная направленность поэмы, вызывающая отступления в виде обращений к персу, также полных назиданий. Не следует недооценивать и ассоциативность мышления, и употребления так называемых лейтмотивов, когда автор, назвав одно понятие, развивает его в примыкающих стихах.
Наставление о выборе жены:
«В дом свой супругу вводи, как в возраст придешь подходящий.
До тридцати не спеши, но и за тридцать долго не медли:
Лет тридцати ожениться — вот самое лучшее время.
Года четыре пусть зреет невеста, женитесь на пятом.
Девушку в жены бери — ей легче внушить благонравье.
Взять постарайся из тех, кто с тобою живет по соседству.
Все обгляди хорошо, чтоб не на смех соседям жениться.
Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете,
Но ничего не бывает ужасней жены нехорошей,
Жадной сластены. Такая и самого сильного мужа
Высушит пуще огня и до времени в старость загонит».
Вообще Гесиод описывает множество различных правил поведения и бытовых советов для всех слоев общества Древней Греции. Стоит отметить и его наставление об отношениях к другим людям:
«Также не ставь никогда наравне товарища с братом.
Раз же, однако, поставил, то зла ему первым не делай
И не обманывай, чтобы язык потрепать. Если ж сам он
Первый тебя обижать или словом начнет, или делом,
Это попомнив, вдвойне отплати ему. Если же снова
В дружбу с тобой он захочет вступить и обиду загладить,
Не уклоняйся: друзей то и дело менять не годится.
Только чтоб видом наружным не ввел он тебя в заблужденье!
Слыть нелюдимым не надо, не надо и слыть хлебосолом;
Бойся считаться товарищем злых, ненавистником добрых.
Также людей не дерзай попрекать разрушающей душу,
Гибельной бедностью: шлют ее людям блаженные боги.
Лучшим сокровищем люди считают язык неболтливый.
Меру в словах соблюдешь — и всякому будешь приятен;
Станешь злословить других — о себе еще хуже услышишь».
Также Гесиод разработал календарь, по которому следовало выполнять различные обряды, сельскохозяйственные работы, регламентировал дни благоприятные для одних, и вредные для других действий. Но описание этих дней ведется не по порядку, (т.е. не 1,2,3...) а вразброс:
«…Тщательно Зевсовы дни по значенью и сам различай ты
И обучай домочадцев. Тридцатое — день наилучший
Для обозренья свершенных работ, для дележки припасов.
Вот что различные дни у Кронида всемудрого значат,
Если в сужденьях народов об этом содержится правда.
Дни священные: день перед первым числом и четвертый.
День седьмой,— в этот день родился Аполлон златолирный,
Также восьмой и девятый. Особенно ж в месяце два есть
Дня при растущей луне, превосходных для смертных свершений,
День одиннадцатый и двенадцатый; оба счастливы
Для собиранья плодов и для стрижки овец густорунных…
…День недурной мужеродный — десятый; а день женородный —
В среднем десятке четвертый; овец и собак острозубых,
Тяжелоногих, рогатых быков и выносливых мулов
В этот же день хорошо приручать. Берегися в четвертый
День после новой иль волной луны допускать себе в сердце
Скорби, грызущие дух: ибо день этот очень священный.
Также в четвертый вводи к себе в дом молодую супругу,
Птиц перед тем вопросив, наилучших для этого дела.
Пятых же дней избегай: тяжелы эти дни и ужасны;
В пятый день, говорят, Эриннии пестуют Орка,
Клятвопреступным на гибель рожденного на свет Эридой…»
Не малое значение имеют т.н. «Наставления к повседневной жизни», или если перевести на современный язык «Полезные советы на каждый день». Здесь можно увидеть и то как нужно выглядеть на людях, и то как следует относиться к богам, и множество других мелких, но очень важных в Древней Греции правил. Вообще он описал множество мифов, объяснявших тогдашнее положение дел как последствия действий богов и людей, такие как миф о Пандоре, объясняющий трудности жизни и миф о смене веков, объясняющий ухудшение человеческого рода. Также в этой поэме присутствует идея праведного суда, что наказание обязательно настигнет виновных, что необходимо следовать праведному пути и жизнь пройдет в радостях и не будет горестей:
Повествование о виновниках неправедного суда «царях-дароядцах» и басня в назидание им.
Обращение к Персу: необходимость следовать Правде.
Притча о двух городах: праведном и неправедном, обращенная к царям.
Следует помнить, что Справедливость (Дика) следит за поведением людей и сообщает о нарушении ее заповедей Зевсу.
Новое обращение к Персу: призыв избрать верную дорогу.
Ну а так как Гесиод был еще и земледельцем, то он не мог обойти стороной советы для сельских тружеников и прочие мелкие советы:
Необходимые условия для разумного хозяйствования.
Подготовка к пахоте и озимому севу.