Вспашка земли.
Зима. Меры предосторожности от холода и болезней.
Наступление весны.
Жатва.
Летний отдых.
Жатва.
Сбор винограда и заключительный стих.
Мореплавание: наставления и предостережения.
Эта часть поэмы, рисующая нам образ заботливого земледельца на лоне природы, обладает высокими поэтическими достоинствами. Здесь чувствуется мощная связь с землей, природой и ритмами ее жизни. Интересны описания примитивных сельскохозяйственных орудий и способов их использования. Картина деревенской жизни представляется правдивой и пластичной, зато замечания о навигации, которые следуют за календарем, более схематичны и дышат крестьянской неприязнью к морю. В конце поэмы находится список счастливых и несчастливых дней, еще в древности признанный позднейшей вставкой. Наставления Гесиода типичны для крестьянина из Беотии, которая в то время была одной из самых отсталых областей Греции. Власть принадлежала родовой аристократии. Деревня была перенаселена, земельные участки подвергались все большему дроблению, поскольку Беотия не участвовала в колонизации, которая на какое-то время разрешила данную проблему.
Наставление о труде:
«Лишь на востоке начнут всходить Атлантиды-Плеяды,
Жать поспешай; а начнут заходить — за посев принимайся.
На сорок дней и ночей совершенно скрываются с неба
Звезды-Плеяды, потом же становятся видными глазу
Снова в то время, как люди железо точить начинают,
Всюду таков на равнинах закон,— и для тех, кто у моря
Близко живет, и для тех, кто в ущелистых горных долинах,
От многошумного моря седого вдали, населяет
Тучные земли. Но сеешь ли ты, или жнешь, или пашешь —
Голым работай всегда! Только так приведешь к окончанью
Вовремя всякое дело Деметры. И вовремя будет
Все у тебя возрастать»
Политические и экономические сферы жизни в произведениях Гесиода «Теогония» и «Труды и Дни». Политические сцены в трудах Гомера.
С 8 по 6 век до нашей эры древнегреческие города переживали период активной торгово-хозяйственной деятельности, росло благосостояние горожан, улучшались социальная атмосфера общества, его организованность и культура. Гомер создал знаменитые поэмы «Илиада» и «Одиссей», ставшими своеобразным Ветхим Заветом для древних греков. Поэт Архилох положил начало лирической поэзии, быстро ставшей популярной в народе.
На 8 век до н.э. приходится время проведения первой Олимпиады /776г./, основания Рима /753 г./. В это же время в городах строятся монументальные памятники архитектуры, различные храмы. В каждом городе, составляющем независимое государство, свое архитектурное «лицо», свои любимые поэты.
В 7 веке до нашей эры различают три основных направления построек из камня, в том числе храмовых, культовых и социальных типов:
1. дорический стиль отличался простотой, монументальностью и прочностью;
2. ионический, напротив, был декоративным и изящным;
3. коринфский стиль отличало от всех прочих изысканность, утонченность форм, стройность пышных строений.
Такое же разнообразие отмечалось и в мифах, легендах жителей Древней Ахейи в период, названный впоследствии архаическим. Боги, мифические существа из многочисленных преданий прочно входят в жизнь горожан, становясь соучастниками процессов бытия. Все непонятное разуму, относят к миру потустороннему, к деятельности духов и обитателей божественного Олимпа.
В этом проявляется фантазия жителей полисов, у каждого в своем роде существует свой сонм божеств, творческие изыскания поэтов все более разнообразят красочные описания приключений мифологических персонажей, сводя их жизнь к подобию земной, но насыщенной чудесами и превращениями. Согласно преданиям и легендам, боги проводят свою жизнь в утехах, спорах и соревнованиях, постоянно интригуя, и изменяя друг другу, время от времени ниспровергая недостойных или слабейших небожителей с Олимпа.
При таком разнообразии божеств никому не возбраняется служить кому-то из них, но жречество не привлекает горожан, достаточно независимых и не желающих выслушивать нравоучения жрецов. Особой касты жрецов не было, как например, в Древнем Египте или Иудее. Греки считали, что угодных людей должны выбирать себе сами боги. Поэтому на должности жрецов люди избирались по жребию. В исходе жеребьевки проявлялась воля богов.
Правители также не нуждались в протекции священнослужителей, люди не искали защиты у них, полагаясь на собственные силы и государственную власть. Властные полномочия правителей крепились на уважении обитателей полисов, которые выбирали царей и принимали решения о переизбрании, исходя из результатов практической деятельности архонта (царя, которого также называли тираном).
При таком свободомыслии и богатстве форм выражения расцветают изобразительное искусство, риторика (искусство спора и убеждения), спортивные соревнования, превозносится красота человеческого тела, его гармоничное развитие в сочетании с просвещенным умом.
Необычайным уважением пользовались произведения Гомера. Трагические и увлекательные события глубокой старины Гомер выразил в форме эпической поэзии, в которую вошли разнообразные легендарные герои, мифические существа из многих разрозненных преданий древнеахейского периода. Сам Гомер представлялся древним грекам слепым старцем, видимо исходили из мнения что человек, не обладающий физическим зрением, имеет внутреннее духовное «зрение», и именно оно прозревает тайны героического прошлого греков в свете незаурядного поэтического таланта.
Время жизни величайшего поэта древности обозначено 8 веком до нашей эры, но и эта обширная дата довольно условна, даже для древних греков Гомер был скрытой во времени личностью, без биографии и без места рождения. Многие города впоследствии соревновались за честь называться родиной Гомера и интерпретировали гомеровские тексты каждый в своем видении. Но неизменным в этих текстах было одно – жестокость, мужественность героев сочеталась с развитым интеллектом и остроумием, что привлекало на их сторону богов и богинь, позволяло преодолевать все сказочные трудности страшных миров, населенных магами, людоедами, оборотнями, циклопами и прочими злобными, хитрыми существами. Сами повествования захватывающе интересны и в них видны многие этические установки, повлиявшие на становление моральной /этической/ философии в Древней Греции.
Многие правители городов-государств черпали из гомеровских поэм необходимые установления, пытались соединить суровость с острым умом, справедливость с коварством, что было характерно для Одиссея, легендарного правители Итаки и героического персонажа основной поэмы Гомера. Подобно Одиссею шли они вопреки судьбе и не страшились гнева богов, пускаясь в авантюрные походы, проявляя жестокость и хитрость, превознося главное – самоотверженное служение Родине, тому городу и горожанам, что избрали их для защиты своих интересов.
Имя Одиссей в переводе означает «испытываю гнев» и символизирует героя, на которого обращен гнев богов. Если в других религиозных системах старались воспринимать богов как всесильных и всемогущих, спорить и бороться с которыми было бесполезно и крайне опасно, то именно в Древней Греции, напротив, поощрялось поднятие человеческого духа на такую высоту, где торжество его даже пугает богов и заставляет их признавать человека равным себе. Именно отсюда исходит стремление к свободомыслию древнегреческой философии, демократичность политического устройства городов-полисов и воспевание человеческого в людях в противовес жреческому боголюбованию.
Изречения Гомера:
«Бог находит виновного».
«Время на все есть: свой час для беседы, свой час для покоя».
«Гибок язык человека; речей в нем край непочатый».
«Глупец познает только то, что свершилось».
«Женщину украшает молчание».
«Не навязывай услуг против воли».
«Нет ничего худшего, чем блуждать в чужих краях».
«Прекрасное недолговечно».
«Приятны завершенные труды».
«Я – тебе, ты – мне».
Согласно Проклу, «гомерос» означает «слепой». Пение было обычным занятием слепых, поскольку слепота и одухотворенность часто совпадали. Споры вокруг личности Гомера идут уже почти три тысячи лет. В древности его довольно убедительно считали ионийцем с острова Хиос.
Отдельные части «Илиады» можно датировать 10 веком до н.э. Эпос рассказывает о событиях 12 века до н.э.
Начало культурной революции в Европе знаменуется написанием эпических поэм Гомером.
Примерно в это же время другой известный поэт - Гесиод создает поэмы «Теогония» и «Творения и дни» – мистическо-философские труды, оказавшие значительное влияние на формирование древнегреческой этики и философской мысли.
Происхождение Гесиода исторически доказано. Известно, что он выступал со своими произведениями в состязаниях по риторике и красоте слога, получил приз в Халкиде, что зафиксировали древние летописцы. Использовал форму эпического гекзаметра для составления стихов, а также гомеровский слог в своих произведениях, в том числе в «Теогонии» («Происхождение богов») – первом философском исследовании сотворения мира и происхождении богов.
Гесиод из «Теогонии».
«Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар в земных залегающих недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший,- Эрос.
Сладкоистомый - у всех он богов и людей земнородных
Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
Черная Ночь и упрямый Эреб родился из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День или Гемеру:
Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.
Гея же прежде всего, родила себе равное ширью
Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду
И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных;
Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многотенных;
Также еще родила, ни к кому не входивши на ложе,