Смекни!
smekni.com

Патриотизм в русской литературе 19 века (стр. 3 из 3)

После вступления наполеоновской армии на территорию России против врага поднялась вся страна. На поддержку армии встали все: крестьяне, купцы, мастеровые, дворяне. «От Смоленска до Москвы во всех городах и деревнях русской земли» все и все поднялось против врага. Крестьяне и купцы отказывали в снабжении французской армии. Их девиз: «Лучше уничтожить, но не дать врагу».

Вспомним купца Ферапонтова. В трагическую для России минуту купец забывает о цели своей повседневной жизни, о богатстве, о накопительстве. И общее патриотическое чувство роднит купца с простыми людьми: «Тащи все, ребята... сам запалю». С действиями купца Ферапонтова перекликается и патриотический поступок Наташи Ростовой накануне сдачи Москвы.

Она заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненных. Это были новые отношения между людьми перед лицом общенациональной опасности.

Интересную метафору использует Толстой для изображения действий двух армий, русской и французской. Сначала две армии, подобно двум фехтовальщикам, сражаются по определенным правилам (хотя какие могут быть правила на войне), затем одна из сторон, почувствовав, что отступает, проигрывает, вдруг отбрасывает шпагу, хватает дубину и начинает "дубасить", "гвоздить" противника. Игрой не по правилам называет Толстой партизанскую войну, когда весь народ поднялся против врага и победил его. Основную роль в победе Толстой приписывает народу, тем Карпам и Власам, которые "не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его", тому Тихону Щербатому из села Прохоровского, который в партизанском отряде Давыдова "был самым полезным и храбрым человеком". Войско и народ, сплоченные своей любовью к родной стране и ненавистью к врагам-захватчикам, одержали решительную победу над армией, внушавшей ужас всей Европе, и над ее полководцем, признанным миром гениальным.

Заключение.

Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

Авторов, писавших патриотические произведения, объединяет любовь к родине, желание помочь своему отечеству. Написание таких произведений как «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Бородино» - является проявлением истинного патриотизма. В этих произведениях авторы призывают простой народ подниматься на защиту своей родины. Многие люди, вдохновлённые такими произведениями, становились настоящими патриотами. Без Л.Н.Толстого, М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина и их творчества невозможно представить русскую литературу 19 века. Их вклад в жизнь русского народа огромен и незаменим.


Список использованной литературы.

1. «Война и мир», Л. Н. Толстой, Москва, изд. «Художественная литература», 1983.

2. А. С. Пушкин Стихотворения, Уфа, Башкирское книжное издательство, 1971.

3. М. Ю. Лермонтов Сочинения, Москва, изд. «Правда», 1988.

4. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем, Москва, изд. «Голос», 1961.

5. «История государства Российского», Москва, изд. «Пламя»,1992.

6. «Русская литературная критика конца XIX- начала XX века», Москва, изд. «Пламя», 1992.


[1] А.С.Пушкин Стихотворения, Уфа, Башкирское книжное издательство, 1961, с. 323.

[2]А.С.Пушкин Стихотворения, Уфа, Башкирское книжное издательство, 1961, с. 81.

[3]А.С.Пушкин Стихотворения, Уфа, Башкирское книжное издательство, 1961, с. 324.

[4]М.Ю.Лермонтов Сочинения, Москва, издательство «Правда», 1988, т.1, с. 161

[5]М.Ю.Лермонтов Сочинения, Москва, издательство «Правда», 1988, т.1, с. 154.

[6]М.Ю.Лермонтов Сочинения, Москва, издательство «Правда», 1988, т.1, с. 528.

[7] Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем. Письма, М., “Голос”, 1961, т. 2, с. 297.