Текст одной из первых рабочих революционных песен был напечатан в 1876 году в народнической газете "Вперед". В стихотворении неизвестного рабочего "не трава в степи колышется…" говорилось:
Так восстань же, сила мощная,
Против рабства и оков!
Суд чини, расправу грозную:
Зуб за зуб и кровь за кровь.
Этот призыв слышится и в известной песне "Ткачи", сложенной рабочими-революционерами П. Моисеенко и С. Штрипаном. После забастовки 1878 года на Новой бумагопрядильной фабрике ряд ее участников арестовали, в их числе были Моисеенко и Штрипан. В тюрьме они сложили свою песню, в которой рассказали о забастовке. Тогда же П. Моисеенко написал вторую песню – "Я хочу вам рассказать…", разоблачавшую не только капиталистов, но и попов, полицию, министров, самого царя.
Клич организованной борьбы с самодержавием в 70 – 80-х годах звучал лишь в произведениях еще многочисленных передовых представителей рабочего класса. Слабость социальной тематики рабочего фольклора этого времени заключается именно в отсутствии широких политических обобщений.
По форме песня становилась все более разнообразной, гибкой. Малозаметные, на первый взгляд, но интересные изменения произошли в поэтике песен еще в конце XVIII – начале XIX столетий. Уже тогда традиционная условно-символическая система образов не вмещала картин новой действительности. В песни все чаще вторгалась новая производственная лексика: завод, фабрика, контора, корпус, машины, подрядчики, обер-штейгер, мастер, шлихтовальщики, ткачи, рудобойные молотки, протыкальник, шпурик, болоток; военная: офицеры, казарма, гарнизон, госпиталь, конвой; бытовая: компанья, школьные, манерные девицы, чай, ситец.
Вторжение новой лексики непрерывно продолжалось на протяжении всего XIX века, а второй половине его в песни все чаще стали проникать новые слова, связанные с борьбой рабочего класса: борцы, тюремный замок, каторга, забастовка, жандармы, рабство, свобода, эшафот и т. д.
Вместе с тем влияние крестьянской традиционной лирики еще весьма ощутимо. И, в частности, в лексике, в обилии ласкательных и уменьшительных суффиксов у существительных (горюшко, ручушки, глазушки, работушка, зимушка, голосочек, будилочка, зверочки, лесочки, лужочки и т. д.). Еще встречаются даже краткие прилагательные (бела ручка, стальны ключики, чисто полюшко, худа долюшка).
Менялась не только лексика. Иным становился весь поэтический строй рабочих песен. В ранней рабочей поэзии встречались и правильные литературные размеры. Например, известная песня горняков "О, се горные работы!.." написана правильным четырехстопным ямбом. Очевидно, ее автор был грамотен и хорошо знаком с литературными песенными образцами своего времени.
Во второй половине XIX века еще заметнее в творчестве немногочисленных передовых пролетариев прослеживается стремление овладеть литературной формой, чему немало способствовало проникновение в фабрично-заводскую среду революционно-демократической литературы. Например, прокурор петербургской судебной палаты в своем заключении по делу о распространении "преступной пропаганды" среди рабочих Сестрорецкого оружейного завода между прочим писал: "Поступили на работу в слесарный цех трое молодых людей, занимающихся распространением запрещенных изданий в среде заводских рабочих". Одним из упомянутых "молодых людей" был девятнадцатилетний Николай Майков, автор ряда антиправительственных песен и стихотворений. Произведения Майкова и его товарищей относятся к индивидуальному авторскому творчеству. Таковы, например, и стихи другого рабочего поэта – Н. Васильева, также привлекавшегося за распространение нелегальных сочинений:
Ноет мое сердце,
Глядя на отчизну,
Глядя на несчастных
Земляков-рабов.
Долго ль, еще долго ль
Время золотое
Не придет в Россию,
Матушку родную.
Правдиво рисуя капиталистическое производство, песенная поэзия рабочих этого времени тяготеет к "повествовательности", подробному описанию завода, фабрики, цеха, вроде:
Корпус длинный, полверсты,
Во стенах связи толсты,
А внутри паровики,
Там шуруют мужики.
Они день и ночь шуруют,
Во котлах вода кипит,
Колесо паром вертит…
Позже изображение производства станет еще более конкретным. Но и в рассматриваемое время песня стремится к возможно более точной передаче заводской, фабричной или рудничной обстановки. Складывались песни обычно об отдельном конкретном предприятии ("У Лафузова на фабрике…", "У Брюханова в заводе…", "Как рабочи Голубкова…", "Как на Маре на реке…", "Нова фабричка Каулина купца…"). Герои песен – рабочие одного завода, одной профессии.
Большинство песен того времени, продолжавших развиваться на народной песенной основе, уже зарифмовывается, правда, рифмовка чаще всего наиболее простая – парная:
Стоит сахарный завод,
Да всё разный народ.
Три дня праздничка ждали,
Да всё праздновали;
Выходили на лужок,
Становилися в кружок…
Шахтер в клеточку садится,
С белым светом распростится:
"Прощай, прощай, белый свет,
Тебя увижу али нет.
Прощай, ясная заря,
Прощай, милочка моя…"
ПЕСНИ РАБОЧИХ
С начала 900-х годов в стране назревает революционный кризис. По городам России прокатывается мощная волна стачек и забастовок. В это время крепнет и рабочая песенная поэзия. Чтобы разобраться в ее многообразии в этот период, целесообразно выделить три большие жанровые группы: лиро-эпическую, сатирическую и гимническую.
Лиро-эпический жанр охватывает большой круг произведений о дореволюционном рабочем быте. В 1905 –1907 годах в их содержании усилились героические ноты, обусловленные открытой вооруженной борьбой рабочего класса со своими угнетателями.
Конкретная, способная передавать психологические переживания героев лиро-эпическая песня объединила функции традиционных лирического и исторического жанров. В этом плане она – предшественница современных советских песен, которые, по определению В. Я. Проппа, "могут быть названы не только эпическими и лирическими, но и историческими в полном смысле слова"1.
Качественно новое явление, лиро-эпическая рабочая песня этого периода в то же время тесно связана с более ранней фабрично-заводской песенной поэзией.
Среди произведений этого жанра в конце 90-х – начале 900-х годов обширную группу образуют те, в которых продолжены вековые мотивы горя и страдания. "В фабричных песенках нет бодрых настроений, - писал один из собирателей уральского фольклора, - в них сквозит тяжелое сознание невозможности изменить невыносимый порядок вещей…". Примером могут быть записи вроде следующей:
Посмотрю на свово сына:
Сердце оборвется.
Та же горькая судьбина
Ему достается.
"В первые годы моей работы, - вспоминает старый большевик Ф. Н. Самойлов, - проявление классового самосознания рабочих было крайне слабым. Люди ежедневно с утра до ночи терпеливо работали, жили в тяжелой нужде и не выражали почти никаких признаков протеста или недовольства".1
"Получили пятак – иди в кабак", - с горечью шутили московские рабочие, о невеселой жизни которых говорилось не только в песнях, но и в пословицах, поговорках, присказках, вроде: "Живем да хлеб жуем", "Щи – хоть тряпье полощи", "Крупинка за крупинкой бегает с дубинкой", "Рабочий давно на харч в аду зачислен", "На заводе ад, а кругом – смрад". Сохранившиеся песни рассказывают невеселую правду о жизни рабочих окраин. Покосившиеся хибары, огороды, пустыри, мусорные свалки…
В 1894 году на "Треугольнике" впервые услышали песню "Последняя рубашонка", которая впоследствии всем полюбилась. Сложил ее свой, заводский поэт И. Д. Волков. В ней говорилось:
Последнюю рубашонку
У вальцов трепали.
По двенадцати часов
Отдыха не знали…
Волков – один из немногих создателей рабочих песен, имена которых известны. Судьба этого поэта-самородка, так и не поднявшегося до большой литературы, типична. Он родился в 1867 году в крестьянской семье. С девяти лет пас скот, вил веревки у кабатчика. Затем подростка посылают в Петербург на заработки. Здесь он – "мальчик на побегушках" при кладовых Калашниковской пристани, а с семнадцати – грузчик в порту, летом – возчик, резинщик и т. д. Волков пробовал свои силы в разных видах поэзии: писал песни, стихи, басни, сказки, поэмы.
Вначале поэт не поднимался выше традиционных фабричных мотивов, слагая невеселые вирши, вроде:
Время некуда девать,
Никакой отрады,
Не дано просвета знать,
Значит, выпить надо.
Впоследствии, в 1905 году, творчество И. Д. Волкова стало иным. Оно зазвучало по-боевому. Активный забастовщик, он был дважды арестован и в 1911 году выслан из Петербурга, как неблагонадежный.
Рабочие "Треугольника" охотно распевали сложенные Волковым песни. Большой успех имела его песенка об одном из ненавистных мастеров, по кличке "Паровоз", который:
…Не брал громадных взяток,
Был доволен небольшим:
Кто принес яиц десяток,
Того ставил он старшим.
А кто хочет прибавленья
Получить побольше в год, -
Пусть приходит в воскресенье
К нему чистить огород…
Особенно печально звучали женские песни этого времени. Их настроение передает "Фабричная колыбельная". В ней мать выплакивает горе над колыбелью сына:
Вот какая моя жисть,
Хоть живая в гроб ложись.
Я б живая в гроб легла,
Только бросить жаль тебя…
Столь же безрадостна песня охтинских работниц "Кто на Охте не живал…" и многие другие. Сплошь и рядом, особенно в период подъема движения, эти мотивы переплетаются с протестом и обличением виновников бедствий трудового люда. Так, в "Сормовской песне про бенардаковский завод" дана гневная характеристика чинов заводской администрации. В уральской песне "На Нижнетагильском заводе…", где нарисована мрачная фигура жестокого артельщика Волгина, центральное место занимает ранее не встречавшийся образ, - образ рабочего агитатора. Не страшась заводчика Демидова и казаков, он произносит зажигающую речь: