Возле реченьки Ижоры
Веселятся ихни жены,
Веселится наш буржуй,
А рабочий ногти жуй…
Черна сотня – что ежи,
У них кинжалы и ножи.
"Посещая трактиры предместий, - вспоминает Н. Н. Буторин, - и наблюдая там читателей "Звезды", можно было заметить, что ее всегда начинали читать со стихотворений. Мало того, на окраинах появились даже особые гастролеры, заучивавшие стихотворения из "Звезды" наизусть и декламировавших их в трактирах и чайных".3
Стихи и песни слагались рабочими в самой различной обстановке. Так, один из рабкоров сообщал о случае, когда песни были сложены прямо на митинге: "Среди нас оказался рабочий-поэт, который не выдержал и, вдохновленный необычайной обстановкой, запел куплеты, которые стал экспромтом сочинять, и мы, прислушавшись, стали хором подпевать".
В Москве, Петербурге и других городах возникают легальные и нелегальные рабочие хоровые кружки.
В период первой мировой войны, несмотря на преследования, революционные песни получают все более широкую известность. Приобретают все большую популярность "Интернационал", "Смело, товарищи, в ногу…", "Варшавянка", "Марсельеза", "Вы жертвою пали…", звучат сатирические песни о Николае II: "Как у нас на троне…", "Государь наш Николай собирает сходку…", "Не шумите, детки, Николай сказал…" и другие. В целях борьбы с рабочей песней правительство поощряло массовый выпуск мещанских песенников "для народа", популяризируя песни вроде: "Сухая корочка", "Маруся отравилась…", "Карие глазки", "Поздним вечером".
В период между Февральской и Великой Октябрьской социалистической революциями песня по-прежнему оставалась одним из средств пролетарской агитации. В это время большевистская "Правда" опубликовала "Интернационал", "Красное знамя", "Похоронный марш", "Машинушку", "Смело, товарищи, в ногу…", "Кузнецов", "Варшавянку" и т. д. Пролетарские гимны и марши звали к борьбе за власть Советов. Они раздавались на демонстрациях, с ними возвращались солдаты с фронтов империалистической войны, их брали на вооружение первые красногвардейские отряды.
При создании новых песен часто применялся обычный прием рабочей поэзии: брали знакомую песню и на ее мотив подбирали слова. Так, на основе популярной песни "Из-за острова на стержень…" (автор текста Д. Садовников) в рабочих окраинах Петрограда сложили едкую песенку о грязных похождениях Григория Распутина. В единой по идейному наполнению рабочей песне сочетались и подражание популярной песне, и солдатская песня, и литературный стих, и бойкая частушка-коротушка.
Рабочие песни выражали вражду непримиримость к Временному правительству, высмеивали и разоблачали Керенского, который:
Страной вертел и правил,
С бедной братией лукавил,
С богачами жил в ладу
И дудел в одну дуду.
Эта краткая, но точная характеристика Керенского дана в песне, записанной на Ижорском заводе. Сложенная в непринужденной, разговорной манере, она рассказывала о походе Корнилова на Петроград, о том, как рабочие Питера разбили войска Корнилова и как Керенский снова пошел на сговор с капиталом. "Революционный" премьер заверяет в песне богачей:
Черный люд мы успокоим,
Предпарламенты устроим.
Членов так мы подберем,
Чтоб не пахло бунтарем.
Будет, словом, говорильня,
И буфетик, и курильня.
Однако под мощным натиском народа устроители предпарламента недолго блаженствовали в своих креслах:
Две недели посидели,
Вверх тормашками полетели.
В исторические дни Великого Октября с пением "Интернационала" шли на штурм Зимнего дворца колонны красногвардейцев, солдат и матросов, под их натиском пал последний оплот Временного буржуазного правительства:
Воля свершилась народная,
Грозный семнадцатый год!
Здравствуй, Россия свободная!
Здравствуй, свободный народ!
Вместе с новыми песнями по-прежнему звучали и любимые песни революционного подполья.
Большевистская "Правда" (в № 5 за 1917 год) писала в эти дни об "Интернационале": "На фронте, в окопах, и везде, где русские войска соприкасаются с неприятельскими, должно быть поднято красное знамя… Такое же значение, как красное знамя, имеет песня "Интернационал". Она напечатана в № 1 "Правды". Ее поют европейские рабочие, должны петь и мы при всяких пролетарских выступлениях. Мотив песни – родной для рабочих всех стран. В окопах часто противники сидят так близко, что песня слышна. Запойте хором "Интернационал" – и во многих случаях наши голоса сольются в одном хоре с голосами германских или австрийских пролетариев, одетых в солдатские мундиры. Этим, конечно, не кончить войны. Война должна закончиться организованно. Но германские пролетарии, которых правительство Вильгельма начиняет всякой ложью против русских, почувствуют в русских солдатах товарища. Этим не только уменьшатся излишние жестокости войны, но и подготовится почва к прочному миру. Русская революционная армия во всех ротах, эскадронах, сотнях, батареях и иных командах должна обучиться хоровому пению "Интернационала".
Революционные песни русского пролетариата хорошо послужили народу. Лучшие из них отозвались в новой массовой поэзии – поэзии первого в мире социалистического государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разное время – разные песни. И не только песни, но и происходившие события, и сами люди. Песни того времени люди строили на том, что происходило вокруг: голодовки, блокады, безработица и многое другое. Сочиняли на месте, возбужденные происходившим, у людей возникало желание сочинять. Иногда это заканчивалось ссылкой, тюрьмой или другим наказанием. Но люди не отступали, они все больше излагали свои мысли в стихах, печатались в газетах с публичными выступлениями. Это иногда служило столкновением с полицией.
В наше же время это устарело. Сейчас пародируют спокойно президента, или других высоких лиц, но люди и даже сам президент смеется, не думая о наказании. Песни сочиняют разные, входят какие-то правила, меняются люди. Приходят на смену старым новые выражения. В песнях высмеивают, оскорбляют – но не во всех. Конечно, есть и хорошие песни, но их очень мало.
Мы, не задумываясь, сочиняем песни, иной раз сами, не понимая о чем, поется, но нам все-таки нравится слушать каждый день бессмысленные тексты.
Кто знает, может через несколько лет наши правнуки будут петь песни, слагавшиеся еще во время Октябрьской революции, передавшиеся к ним от нас. Ведь "Прошедшее, - писал Василий Осипович Ключевский, - нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий".
Литература:
1. Песни русских рабочих – А. И. Нутрихин
2. Вл. Бонч-Бруевич. Ленин о поэзии. – Н. П. Андреев. Русский фольклор. 1938г.
3. Ф. Н. Самойлов. По следам минувшего. 1954г.
4. А. П. Пруссаков. Массовая поэзия рабочих Москвы и Подмосковья. – Русский фольклор. Материалы и исследования. Изд-во АН СССР.