Смекни!
smekni.com

Песни русских рабочих (XVIII–начало XX века) (стр. 1 из 7)

Шербакульская средняя школа № 1

КУРСОВАЯ

тема: "Песни русских рабочих (XVIII – начало XX века)"

Выполнила: ученица

9 класса "А"

Тычина Людмила

Преподаватель: Оноприенко

Сергей Иванович

2003 год


План:

1. Введение

2. Песни русского пролетариата

3. Революционные песни

4. Песни рабочих

5. Заключение

Песни рабочих – это смелый клич

борьбы, где … пролетариат сразу же

с разительной определенностью,

резко, без церемоний и властно заявляет

во всеуслышание, что он противостоит

обществу частной собственности.

К. Маркс

ВВЕДЕНИЕ

Среди многочисленных исторических памятников и свидетельств героического прошлого русских рабочих видное место занимают их песни – своеобразная поэтическая летопись борьбы и протеста.

В годы массового освободительного движения, развернувшегося в России с середины 90-х годов XIX столетия социал-демократы, наряду с прочими агитационными средствами – нелегальными газетами, журналами, прокламациями, листовками, стали широко использовать и песни. Старый большевик П. Н. Лепешинский писал позднее: "Мы как-то сразу почувствовали, что молодому пролетарскому движению в России не хватает соответствующих вокальных источников возбуждения его революционной энергии"1. И такие песни появились. Их слагали поэты социал-демократы в тюремных застенках и рабочие у станков. Песни пели на маевках, тайных сходках, иногда прямо на улицах заводских окраин и поселков.

В. Д. Бонч-Бруевич вспоминает, что В. И. Ленин высоко ценил и любил поэзию рабочих: "Владимир Ильич особенно внимательным образом всегда относился к творчеству народных поэтов. Он любил слушать, когда они вдохновенно выступали в рабочих кварталах Парижа и других городов… Сам Владимир Ильич очень любил революционное пение, принимал в нем всегда участие, читал новые революционные стихотворения и быстро запоминал те из них, которые были особенно популярны, которые перелагались на музыку и пелись в ссылке, на рабочих собраниях, в эмиграции".2

Репертуар русской рабочей песни обширен. Он включает всенародно известные гимны и марши, как "Смело, товарищи, в ногу…", "Варшавянка", "Интернационал", сатирические песни "Нагаечка", "Зимушка", множество песен о заводчиках, жандармах, попах и т. д. Перекладывались на песенный лад и произведения некоторых поэтов (например, И. Сурикова, Дм. Цензора, О.Чюминой, М. Конопницкой). Таким образом, песенный репертуар рабочих неоднороден, в него наряду с действительно рабочим творчеством входят и авторские произведения, ставшие неотъемлемой частью пролетарской песенной поэзии.

Советские исследователи народной поэзии, фольклористы и историки литературы немало сделали для собирания и изучения песен русского пролетариата. В 1930-х годах собиратели рабочего фольклора записали от производственников Москвы, Ленинграда, Свердловска, Тулы, Иванова, Ярославля, Петрозаводска и иных городов и поселков нашей страны много песен и стихотворений, сложенных в дооктябрьское время. Собранный материал частично публиковался в периодической печати, в сборниках революционной поэзии. Однако сколько-нибудь полного издания русских рабочих песен пока нет. В известной мере повлиял на это неправильный подход к рабочему фольклору. Обладая иной раз скромными художественными достоинствами, песни рабочих проникнуты таким горячим гражданским пафосом, что не могут оставить нас равнодушными. Лучшие же произведения заводских поэтов отличаются образностью, точностью и простотой. Несмотря на тяжелые условия формирования, целая плеяда рабочих талантов вола в большую литературу. Широкую известность получили имена Е.Нечаева, А. Богданова, А.Гмырева, Ф.Шкулева, А.Благова, А.Маширова, И.Садофьева.

Идейное содержание рабочей поэзии изучено сравнительно полно.1 Значительно меньше занимались ее художественной формой. Однако уже сейчас можно определить в общих чертах специфическое отличие рабочих песен от традиционных крестьянских. В рабочей поэзии наблюдался переход от коллективного творчества к индивидуальному. Авторское начало выступало здесь чаще и ярче. В зависимости от идейной зрелости, степени талантливости, общей культуры находилось и качество того или иного произведения. Разумеется, сказанное относится к зрелому периоду существования рабочих песен, к периоду массового пролетарского движения в России.

Наибольшего развития русская рабочая песня достигла ко времени Великой Октябрьской социалистической революции. Однако и тогда фабрично-заводская, пролетарская поэзия еще не представляла художественно единого явления. Рабочие песни слагались и как устно-поэтические произведения. Отдельные их группы и жанры обладали хотя и угасавшими, но ясно выраженными фольклорными признаками.

ПЕСНИ РУССКОГО ПРОЛЕТАРИАТА

Песни русского пролетариата имеют сравнительно короткую историю.

Ранние образцы фабрично-заводской поэзии, дошедшие до нас, относятся к XVIII столетию. Они были сложены в период, когда в русском национальном государстве ускоренными темпами стала развиваться промышленность. Росли города. Один за другим строились заводы в центральных районах страны, на Урале и Алтае, повсеместно – мануфактуры, на невских берегах поднималась северная столица Санкт-Петербург. Это не могло не отразиться в крестьянской поэзии первой половины XVIII века. Так, крестьянская песня "Поутру то было раным-рано…" запечатлела уход партии сельчан на строительство Ладожского канала. Характерен ее традиционный зачин:

На заре то было на утренней,

На восходе красного солнышка,

Что не гуси, братцы, и не лебеди

Со лузей, озер подымалися…

В далекую дорогу, на "государеву работу" сбираются крестьяне. Немалые испытания предстоят им. Любой может не вернуться к родному порогу. Уходящих провожают как рекрутов: вслед за ними за околицу идут родители, жены, дети, Образ беззащитных птиц, летящих в далекие земли, определяет основной лейтмотив песни.

Отголоском переживаний и дум русского "работного люда", трудившегося над постройкой первых судов Балтийского флота, служит песня "Как на матушке на Неве-реке…", в которой говориться о работе на

петровской ферви.

Обе названные песни еще не несут в себе ничего специфически рабочего.

Однако песни рабочих-мануфактурщиков, дошедшие до нас в подлинных записях XVIII века ("Ярославль, наш батюшка…", "Близко, близко городочка…" и др.), уже отличаются от традиционного устно-поэтического творчества. Крестьянин, приходивший на фабрику, правда, приносил с собой сложившийся мир представлений, привычек, образов, свою речь, песни, пословицы и прибаутки. Но иной жизненный уклад порождал свежие мысли и чувства.

В частушках, например, рабочих Котлинского пушечного завода звучат характерные и для последующей рабочей песни мотивы:

Расскажи, хрещеный люд,

Отчего здесь люди мрут.

С Покрова до Покрову

На проклятом острову.

Те же чувства выражала и поэзия мастеровых, трудившихся на мануфактурах, сосредоточенных главным образом в центральных районах России.

Постепенно в песнях "работных людей" появляются новые художественные черты, - например, отказ от обобщенной, условной обстановки действия, замена ее все более реальной и типичной. Все большее место занимает изображения самого фабричного производства. Создатели песен запечатлели характерные картины полуручного-полумеханизированного труда на мануфактуре: "сукна ткут во двенадцать рук", "руками челнок бросают, ногами штуки поднимают", "ткут платки-салфетки на разные клетки".

В устной фабричной поэзии появился также новый, по сравнению с крестьянским фольклором, тип труженика. Ее герой более независим, наделен чувством профессиональной и национальной гордости. Фабричные ребята поют о себе:

…Ковры, или салфетки,

Иль скатерть-коломенки –

Это все уж нам ничто,

Хоть заморский приедь кто.

Шелка ткут, ковры французски

Всё ребята наши русски.

Они "важеваты". Их "писать учат мастера". Грамоте на мануфактурах обучали далеко не всех, но сам факт обучения поражал воображение, и песня упоминала о нем. Типичным образцом ранней фабричной поэзии является песня "Близко, близко городочка…". Некоторые исследователи без достаточных оснований относили ее к мещанскому фольклору. Правда, "удалые молодцы", "мастера" изображены в ней на гулянье, но сцены гульбы, веселого досуга в поэзии мануфактур, как и в крестьянских песнях о фабрике, проступала идеализация вольготной жизни в городе:

У нас в Москве ребята хороши,

Кафтаны абрикосовы пошили,

А шапочки алы бархатные,

А пояски шелковые.

Подобные ноты, правда, не очень характерны. Рабочим на фабрике приходилось нелегко, и это засвидетельствовано их песнями. Так, например, в песне "Вы леса ль мои, лесочки…", возникшей в конце XVIII – начале XIX века, рассказывается о волнениях на фабрике купцов Грачевых и Карнауховых в Иванове. Герои ее сетуют и плачутся на низкие заработки, плохое сырье, невыносимую обстановку, в которой приходится трудиться. В ответ обеспокоенный хозяин обещает:

Вы не плачьте-ка, молодчики, молодцы фабричные!

Я поставлю вам, ребятушки, две светлицы новые,

Станы самолетные, основы суровые.

Нанесу я вам, ребятушки, ценушку высокую,

Ценушку высокую, салфетки по рублику.

Более острыми были песни горнозаводских рабочих. Горная промышленность, частная и государственная, основывалась на крепостной организации труда. На казенных заводах "работные люди" находились на военном положении. Повиновение поддерживалось шпицрутенами, кнутом, розгами и кулаками. Рабочий день длился 12-14 часов, трудились в две смены: дневную и ночную.

Каторжный быт горняков правдиво и широко запечатлен в известной алтайской песне "О, се горные работы!.." – редком памятнике ранней горнозаводской поэзии. Единого мнения о времени возникновения этой песни нет. Однако содержание и стиль произведения позволяют отнести его к концу XVIII – началу XIX века.