Одна из первых повестей на петербургские темы - «Невский проспект»- напечатана в «Арабесках» в 1835 году.
Невский проспект является здесь главным объектом изображения. Эта «всеобщая коммуникация» олицетворяет собою чиновничье - бюрократический Петербург. Основное впечатление от его облика - «всё не то, чем кажется». Красота Невского проспекта не может скрыть нищеты, бедности трагизма жизни бедняков. Наряду с блеском, великолепием Невского проспекта, где, как иронически замечает Гоголь, «человек менее эгоист, нежели в Морской, Гороховой, Литейной», изображены и бедные заброшенные окраины, где царят беспробудное пьянство, нищета и разврат. «…Он лжёт, во всякое время, этот Невский проспект».
Сюжет повести основан на двух происшествиях, случившихся в одно и то же время: встреча художника Пискарёва с прекрасной незнакомкой и другая встреча - поручика Пирогова с блондинкой. Различна судьба этих людей. На фоне ложного великолепия Невского проспекта проходит трагедия «бедного, детски - простодушного» художника Пискарева. Он умер, не выдержав «вечного раздора мечты с существенностью». Судьба Пискарева типична и трагична. Пискарев гибнет, убедившись в крушении своих иллюзий, в эгоизме и продажности окружавшего его общества.
Невский проспект погубил и другое существо - прекрасную незнакомку. «Толпа звёзд, крестов и всякого рода советников» толкнула её на путь разврата.
Преуспевает лишь самонадеянный, тупой и довольный своим чином поручик Пирогов. Когда его высекли за волокитство, Пирогов готов был подать прошение в Государственный совет, но дело кончилось тем, что он «зашёл в кондитерскую, съел два слоёных пирожка, прочитал кое - что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении». Вечером же он отплясывал мазурку в собрании чиновников и офицеров.
Цензура, считая неудобным описание позорного наказания поручика, изъяла эту сцену. Пушкин же писал Гоголю после прочтения беловой рукописи повести: «Прочёл с большим удовольствием; кажется, всё может быть пропущено. Секуцию жаль выпустить; она, мне кажется, необходима для полного эффекта вечерней мазурки».
Описывая толпу праздного Невского проспекта, Гоголь не раскрывает характеров обывателей, не даёт их внутренних переживаний. Это особый приём, сущность которого состоит в том, что Гоголь берёт лишь одну какую- нибудь особенность облика или туалета и доводит характеристику героя до гротеска. И потому не люди двигаются по улице, а «бакенбарды, атласные, чёрные, как соболь», «усы, которые заворачиваются на ночь тонкою веленевою бумагой», «дамские рукава, похожие на воздухоплавательные шары». Таким приёмом Гоголь ещё более подчёркивает условность и «призрачность» петербургской жизни. Петербург - город, где цену человеку придают вещи, а не мысли и чувства.
Интересно заметить, что ещё в повести «Ночь перед Рождеством» изображена петербургская жизнь, такая непохожая на простую и вместе с тем поэтическую жизнь украинских крестьян - героев этой повести.
«Стук, гром, блеск…кареты летали, извозчики, форейторы кричали…пешеходы жались и теснились под домами» - вот впечатление от Петербурга у кузнеца Вакулы.
Близко соприкасается с «Невским проспектом» и другая петербургская повесть сборника «Арабески» - «Портрет». В этой повести поставлены два основных вопроса: о развращающей силе золота и о роли искусства в буржуазном обществе.
Так же, как и в «Невском проспекте», Гоголь сталкивает здесь два враждебных друг другу мира: мир богатства и роскоши и мир столичной бедноты.
«Гениальными эскизами» назвал Белинский зарисовки Гоголем быта и жизни бедного художника Чарткова, жизни обитателей чердаков, окраин. «Кажется, слышишь, перейдя коломенские улицы, как оставляют тебя всякие молодые желания и порывы. Сюда не заходит будущее, здесь всё тишина и отставка, всё, что осело от столичного движения».
Весь этот убогий мир в кабале у ростовщика. Портрет ростовщика с «живыми» глазами - это символ страшной силы денег, которую несёт с собою наступающий век капитализма. Ростовщик проникает всюду: лишает благополучия семьи, честных людей делает ворами, рождает убийц, талантливых и бескорыстных тружеников превращает в бесчувственных ремесленников от искусства.
В начале тридцатых годов XIX века Гоголя особенно сильно волновал вопрос о роли искусства и судьбе художника в современном ему обществе. Поэтому весьма закономерным было появление в его творчестве трагического образа художника Чарткова на фоне «призрачного, фантастического Петербурга».
Чартков, будучи не в состоянии бороться с нищетой, решается писать портреты петербургских красавиц и гусаров. Постепенно, желая угодить вкусам своих заказчиков, художник превращается в модного живописца, в ремесленника, потерявшего свой талант.
«Кист его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определённые, давно изношенные формы».
Вопроса о роли искусства в буржуазном обществе писатель касается и в «Невском проспекте», и в «Портрете». В обеих повестях гоголь показывает, как вторжение капиталистических отношений в жизнь и разрушающая сила денег губят искусство.
Пискарев умер потому, что не мог активно бороться со злом, источник которого таился в несправедливом строе. Чартков убил свой талант, угождая вкусам богатой публики.
Но, критикуя отрицательные стороны существующего строя, Гоголь не впадает в отчаяние, не разделяет мнения тех, кто считал, что расцвет искусства в прошлом, а не в будущем. Гоголь верил в светлое будущее своей страны, в торжество разума и справедливости.
Но далеко не все произведения Гоголя были по достоинству оценены его современниками. Некоторые из этих произведений воспринимались как бездумные юморески или шалости гения. Такая судьба постигла в своё время повесть о Шпоньке, а позднее - «Нос». Весьма устойчивой репутацией невинной художественной шутки пользовалась «Коляска». Между тем за видимостью шутки здесь совершенно явно проглядывало перо сатирика, далеко не безобидно рисующего быт и нравы провинциального дворянского общества, его крайнюю духовную скудость, его мелочность и пошлость. Персонажи «Коляски», включая и главного её героя Чертокуцкого, - помещики и офицеры - предстают перед нами во многих отношениях как прообразы будущих героев «Мёртвых душ».
Критические отзывы на сборник «Арабески»,содержавший обе повести («Невский проспект» и «Нос»), выражали мнения двух совершенно противоположных лагерей. Реакционно - охранительный лагерь стремился затушевать острое социальное значение повестей Гоголя. Критик из этого лагеря Шевырёв видел в его произведениях «безвредную бессмыслицу», «стихию смешного». Шевырёв не заметил никакой перемены, происшедшей в творчестве Гоголя после «Вечеров на хуторе».
Только Белинский правильно и глубоко растолковал значение гоголевского смеха. Впечатление, которое остаётся после чтения повестей Гоголя, говорил Белинский, «комическое воодушевление, всегда побеждаемое чувством грусти и уныния». Это определение Белинского раскрывало особенность гоголевского юмора, где чувствовался «смех сквозь слёзы». «Его повести смешны, - писал Белинский, - когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтёте. Он представляет вещи не карикатурно, а истинно: в его «Вечерах на хуторе», в повестях «Невский проспект», «Портрет», «Тарас Бульба» смешное переплетается с серьёзным, грустным, прекрасным, высоким».
Вскоре после появления сборника «Арабески» Гоголь пишет повесть «Нос». Журнал «Московский наблюдатель» отказался напечатать эту повесть, находя её «грязною», видя в ней «пошлость и тривиальность». Повесть «Нос» была напечатана в третьем номере пушкинского «Современника» за 1836 год.
В каждой из гоголевских повестей раскрывается какая - то существенная грань Петербурга, его бытового или общественного уклада. В этом отношении особенно примечательна повесть «Нос». Сюжет её развивается таким образом, что позволяет автору дать наиболее полный социально - психологический разрез петербургского общества. Это при том, что сюжет основан на совершенно невероятной истории. Нелепое, фантастическое происшествие, случившееся с коллежским асессором Ковалёвым, дало возможность писателю заглянуть в самые потаённые углы Петербурга и сделать важные обобщения. Всё в этой повести кажется абсолютно достоверным. Всё происходит «как в жизни». Ап. Григорьев называл «Нос» «оригинальнейшим и причудливейшим произведением, где всё фантастично и вместе с тем всё в высшей степени поэтическая правда».
Местом действия и здесь избран Петербург. Герой повести - коллежский асессор, называвший себя «майор Ковалёв», - олицетворяет собою бездушный, чванливый и пустой чиновничье - бюрократический мир.
Сюжетом повести служит необыкновенное происшествие - пропажа носа у майора Ковалёва. Ряд критиков и исследователей пытались истолковать это произведение как выражение мистических воззрений писателя, как вторжение таинственных сил в жизнь людей. Однако это не так. «Необычный» сюжет обусловлен сатирическим замыслом повести.
Юмор повести «Нос» заключается в том, что, будучи всего-навсего коллежским асессором, Ковалёв мнил себя, особенно с теми, которыми мог хоть немного командовать, настоящим большим чином, нос он задирал слишком высоко. Говоря о своих знакомых и о самом себе, Ковалёв не забывает сказать, что он майор, что одна его знакомая - «статская советница», другая - «штаб - офицерша». И потому невероятное происшествие - превращение носа в статского советника - заключало злую издёвку над чинопочитателем Ковалёвым. Нелепое происшествие, случившееся с носом коллежского асессора Ковалёва, не так уж выделяется в этом мире, в котором повседневная жизнь полна историй куда более нелепых и трагических. Вся повесть прослоена такими историями, упомянутыми очень кратко, вскользь, полунамёками, без нажима, часто с иронической усмешкой, как это умел тонко делать один только Гоголь.