Смекни!
smekni.com

Письмо Батырши Алиева к Елизавете Петровне (стр. 3 из 3)

"Мы слыхали, - сказал я, - что бурзяне все поголовно скрываются, каким образом вы не убежали?". "Скрылись воры, - ответили они, - а мы, часть людей, остались".

"Почему вы говорите "воры", - сказал я, - что же они у вас украли?". "Они ничего у нас не украли. Уехали, восстав против повелений падишаха и сделались ему ворами".

"Против какого повеления падишаха они восстали и какое они совершали воровство?" - спросил я.

"Убили управляющего заводом с его соратниками и скрылись", - ответили они.

"Почему же убили?" - спросил я.

"Этот управляющий заводом был жестоким злодеем. Он и его товарищи, запугивая нас, лишили наших земель и вод, насиловали на наших глазах жен и дочерей. Не стерпев подобных притеснений, они стали бунтовать, идя на смерть".

"Разве падишах дал повеление этому управляющему заводом совершать такие дела? Ваши башкиры разве ушли, не повинуясь подобным повелениям падишаха? А теперь вы, оставшиеся башкиры, согласны отдать своих жен и дочерей на блудодеяния?" - спросил я.

Те как-то онемели и замолчали.

"Бороды ваши побелели, - продолжал я, - по наружности вы люди хорошие, а умы ваши все еще не просветлели, слова ваши неверны. Наверно, вы меня боитесь и скрываете свои истинные слова. Всякий мусульманин является благодетелем другого мусульманина. Считайте меня за своего. Народ нашей земли хочет выступить одновременно с населением всех четырех дорог; о ваших бурзянцах тоже говорили".

Они ответили: "О друг, мулла Гали! Говорить с тобой откровенно мы боялись. Теперь мы узнали, что ты истинный мусульманин, стало быть, не следует скрывать тайну. По поводу притеснений этого проклятого управляющего заводом народ наш несколько раз ходил к мурзе Тевкелеву, но от него никакой пользы не было. Какая же может быть польза, когда они сами замучили людей, живущих ближе к Оренбургу, своими сверхповинностями. И мы предполагали выступить совместно с другими, но не могли терпеть дальше. Мы не были в состоянии выдержать и полдня. И народ наш восстал".

"Вот это верно. Весь народ так же, как и вы, намерен восстать, надеемся, что с помощью Аллаха мы достигнем своей цели", - сказал я, и мы с ними разошлись".

В приведенном фрагменте письма речь идет об историческом факте, происходившем в долине озера Талкас 15 мая 1755 года, когда бурзянцы убили заводчика Брагина и его помощников. Это событие явилось началом восстания 1755 года, предшествовавшего Крестьянской войне 1773-1775 гг. под руководством Е.И. Пугачева.

Руководили выступлением жителей Бурзянской волости Джалан Ишкулла и Худайберды-мулла.

Начальник горно-изыскательских работ с помощниками приехал из Петербурга "для отыскания и разработки известных камней и глины для фарфорового завода" и обосновался около озера Талкас.

Причины его убийства таковы:

"В прошлом 1755 году... в Ногайской дороге Бурзянской волости каменотесца Брагина убили... слышал от башкирцев, что он, Брагин, той волости башкирцам нестерпимые наносил обиды побоями и взятками, а особливо, что у многих жен и хороших дочерей отнимал и содержал при себе для блудодейства, за что и убили..." - говорится в сохранившемся старинном документе.

Темясовцы, известные своим свободолюбивым характером, приняли активное участие в выступлении. Старшина Бикбулат Аликашев, услышав о выступлении, приказал немедленно собрать всех жителей Темясово у озера Талкас.

B знаменитом московском Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА) хранятся написанные арабикой на языке тюрки черновые наброски и переписанное набело письмо российской императрице Елизавете Петровне. Точнее сказать, письмо-прошение - на тюрки тенес хаты, яглыкау, а сам автор называл его по-арабски гарызнаме.

Учёные считают это письмо политическим, социально-экономическим и этико-философским трактатом, ценным литературным памятником. Лично знавший автора письма-прошения историк и экономист XVIII века, член-корреспондент Петербургской Академии наук П.И. Рычков, историк, академик С.М. Соловьёв в фундаментальной "Истории России с древнейших имён", генерал и академик, военный историк Н.Ф. Дубровин, советский историк А.П. Чулашников и другие исследователи ссылаются на это письмо-прошение как на важный документальный источник.

Письмо Батырши Алиева представляет огромное значение как для литературы так и для истории. Для литературы это эпистолярный памятник 18 века. Для истории - это свидетельство о кровополитной Крестьянской войне и ее причинах.

Автор этого письма рассказывает о угнетении издевательствах над башкирами о нереальных для уплаты налогах наложенных на нерусское население. Батырша не в силах стерпеть унижения испытуемые народом. Именно поэтому он вступает в кровопролитную унесшую немало человеческих жизней – Крестьянскую войну. Он вступает не ради славы. Он защищает родной народ…