ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Творческая биография
ГЛАВА 2. Жанровое многообразие поэзии Грифиуса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Введение
Немецкая поэзия XVII века - одна из ярких и мало известных у нас страниц европейской и мировой лирики. Такие значительные поэты, как Андреас Грифиус, Мартин Опиц, Пауль Флеминг и многие другие, блестяще отобразили свой трагический и бурный век и заложили основы позднейшей немецкой поэзии. Стихи их предстают и как памятники эпохи, и как образец литературного стиля барокко. Они оживают в переводах Льва Гинзбурга. Большая часть стихотворений публикуется на русском языке впервые.
В 1648 году закончилась, наконец, Тридцатилетняя война, до основания потрясшая всю общественную жизнь Германии. Страна лежала в развалинах.
По словам Ф. Меринга, «Германия была отброшена в своем развитии назад лет на двести; до двухсот лет потребовалось ей для того, чтобы снова достигнуть того экономического уровня, на котором она стояла в начале Тридцатилетней войны. По вестфальскому миру Франция захватила самые богатые области Западной Германии; на севере Швеция отбила устья Одера, Эльбы и Везера; обе страны получали право вмешиваться в германские дела. Безвозвратно исчезли последние остатки императорской и имперской власти».
«Положение Германии было самое безотрадное. В стране, распавшейся на множество захолустных независимых княжеств, царила феодальная анархия, поскольку «полный упадок центральной власти» открывал широкий простор княжескому своеволию. Нимало не заботясь об интересах народа и государства, «немецкие князья наживались на Вестфальском мире, соревнуясь между собой в том, кто выгоднее продаст себя загранице».
Уныние и отчаяние царили в широких общественных кругах. Бедственное положение страны, почти до основания разрушенной Тридцатилетней войной, великое разорение народа, катастрофическая деградация бюргерства, некогда игравшего ведущую роль в хозяйственной и культурной жизни Германии, и, наконец, разгул феодально-крепостнической и церковной реакции подготовленной всем ходом немецкой истории после разгрома крестьянско-плебейского движения 1525 - 1535 годов, — все это порождает мрачные настроения в творчестве ряда выдающихся деятелей немецкой литературы середины века. Мир перестал быть для них цветущим плодоносным садом, он превратился в юдоль слез и неизбывной печали, из которой нет выхода в царство земной человеческой радости. Даже творчество передовых писателей этого времени нередко окрашено в мрачные трагические тона» [4,311].
По мере того как углублялся трагизм немецкой жизни, основанный на военных действиях, в немецкой литературе все громче звучали голоса барокко. Характерно, что классицизм с его уравновешенностью и твердой верой в людские ценности, настолько пышно расцветший в соседней Франции, не смог обосноваться в Германии того времени. Он был смят и раздавлен налетевшей военной бурей, нанесшей стране такой моральный и материальный ущерб, от которого она долго не могла оправиться. В сущности самой высокой вершиной немецкого классицизма XVII в. так и осталось творчество его основоположника Мартина Опица. Но и Опица коснулись веяния барокко, коснулись они П. Флеминга и других основателей Силезской школы, не говоря уже о Фридрихе Шпее, поэзия которого была барочной в своей основе. Но подлинной силы поэзия немецкого барокко достигла в творчестве Андреаса Грифиуса. Таким образом, данная работа в известной степени охватывает творчество одаренного художника – Андреаса Грифиуса, шедшего сложным творческим путем. Ученик и сторонник классицистической поэтики, он испытал сильное воздействие эстетических и философских идей барокко, врывавшихся в его творчество вместе со смертоносным дуновением немецкой смуты.
Объектом исследования данной работы является творчество Андреаса Грифиуса. Он является мало изученным поэтом и драматургом немецкой литературы XVII века. В процессе написания данной курсовой работа я обработала определенную литературу. Безусловно, отправной точкой является книга «Очерки немецкой литературы» Б. И. Пуришева. Автор доступно излагает биографические факты, дает характеристику поэзии, а также краткое изложение самых известных драм А. Грифиуса. Также творчеству Грифиуса посвящаются такие работы, как «История немецкой литературы» под ред. А. Дмитриева, под ред. Б. И. Пуришева, под ред. Н. А. Гуляева. Еще одним важным источником информации является «История всемирной литературы» под ред. Г. П. Бердникова и Ю. Г. Виппера. Конечно, только изучив всю данную литературу, мы можем получить сравнительно полную характеристику творческой деятельности Андреаса Грифиуса. Поэтому основная задача написания данной курсовой работы состоит в том, чтобы глубоко изучить лирические произведения поэта и дать характеристику жанровым особенностям написания стихотворений.
Предмет исследования – развитие лирического творчества А.Грифиуса.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы отследить процесс становления творчества, его характерные жанровые особенности, а также основную тему поэзии выдающегося немецкого поэта и драматурга XVII века Андреаса Грифиуса.
Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Творческая биография
Родился Андреас Грифиус 11 октября 1616 года в Глогау (Силезия; ныне Глогув, Польша). Уже в школе он проявил необыкновенные способности к языкам как к древним, так и новым. В семнадцать лет Грифиус написал латинскую поэму на христианский сюжет. В гимназии в Данциге он в совершенстве изучил латынь. Там же (1636) он познакомился с Опицем. Рано осиротев, смог подготовиться к поступлению в университет, давая частные уроки. В 19 лет стал наставником детей имперского канцлера Филиппа Шёнборнера. Должно быть, юный Грифиус произвел впечатление на богатого вельможу: тот вскоре продвинул его на место поэта-лауреата и пообещал оплатить его учебу.
Через несколько месяцев после этого канцлер умер, однако Грифиус смог попасть в Лейденский университет как компаньон трех юных дворян. Проучившись там три года, на четвертый начал читать там лекции. С годами Грифиус стал одним из самых образованных людей Германии. Он знал одиннадцать языков и был сведущ в самых различных отраслях знания. Из Лейдена, сопровождая еще одного молодого студента, отправился в Париж, где получил доступ к библиотеке кардинала Ришелье. Прожив полтора года во Франции, поехал в Италию, посетил Флоренцию и Рим и вернулся в Германию, где в Страсбурге написал свою первую драму Лев Армянин (Leo Armenius). По окончании в 1648 году Тридцатилетней войны вернулся в Силезию. После женитьбы занял весьма почетный и высокий пост, став синдиком Глогау. В этой трудной должности (ради которой он отклонил предложение профессуры в Гейдельберге и Франкфурте на Одере) ему приходится отстаивать старые сословные права против непрерывного стремления Вены распространить на протестантскую Силезию габсбургский абсолютизм. Этой тяжелой борьбе он отдал все последние годы своей жизни; поэзии оставались только досуги. Но как раз в эти годы он издал ранее написанные пьесы, а также сборники новых лирических стихотворений (более ранние печатались уже в 1639 г.). Имя его становится известным всей литературной Германии.
«Более всего известны три его комедии: написанная на силезском диалекте Возлюбленная Роза (Die geliebte Dornrose), забавно изображающая любовные приключения крестьян; Петер Сквенц (Herr Peter Squentz), высмеивающая нелепые театральные потуги ремесленников; подражание Хвастливому воину Плавта под названием Хоррибиликрибрифакс (Horribilicribrifax). Им написано также несколько трагедий, в том числе Екатерина Грузинская (Katharina von Georgien), Счастье (Felicitas), Карл Стюарт (Carolus Stuardus).
В начале XX века возродилась слава Грифиуса-лирика. Сонеты он стал писать еще в юности, в 1637 вышла небольшая книжка, в которую были включены 31 сонет и стихи по-немецки и на латыни.
Умер Грифиус в Глогау 16 июля 1664» [3].
Глава 2. Жанровое многообразие поэзии Грифиуса
Творчество Андреаса Грифиуса являет собой вершину немецкой литературы XVII века. Его лирике присущи глубина и совершенство формы. В своем творчестве Грифиус опирался на современные ему правила поэзии, его стихи и песни нередко обнаруживают (например, сонет) строгое построение отдельных частей текста, логически связанных по содержанию. Эти достижения поэта, так же как и его выразительный, богатый оттенками язык, сделали Грифиуса самым значительным поэтом столетия. Идейно-художественную основу его творчества составили переживания Тридцатилетней войны. Размышления о ней содержатся, например, в сонете «Слезы отечества, год 1636»:
«Мы все еще в беде, нам боль сердца буравит,
Бесчинства пришлых орд, взъяренная картечь,
Ревущая труба, от крови жирный меч —
Все жрет наш хлеб, наш труд, свой суд неправый правит.
Враг наши церкви жжет, враг нашу веру травит.
Стенает ратуша!.. На пагубу обречь
Посмели наших жен — кому их оберечь?
Огонь, чума и смерть... Вот-вот нас жизнь оставит.
Здесь каждый божий день людская кровь течет! Три шестилетия! Ужасен этот счет.
Скопленье мертвых тел остановило реки.
Но что позор и смерть, что голод и беда,
Пожары, грабежи и недород, когда
Сокровища души разграблены навеки?!»[8,233]
Уже этот ранний сонет свидетельствует о выразительности его поэтического языка; реализм образов и ритм стиха обращает внимание и глубоко трогают читателя или слушателя, вызывая сопереживание. После описания ужасов войны высшим проявлением скорби поэта является переживание, порожденное этико-моральными бедствиями.
Во многих стихотворениях поэта — как в «Сонетах из Лиссы» (1637), где «Слезы отечества» помещены под названием «Жалоба опустошенной Германии», так и в двух последующих сборниках («Воскресные и праздничные сонеты», 1639 г., и «Сонеты Андреаса Грифиуса», 1643 г.) — человек изображается игрушкой в руках счастья, увлекаемый своенравной и прихотливой фортуной. Жизнь его предстает сплетением бессмысленных стремлений, отданных во власть скоротечности и непостоянству. Эти мотивы Грифиус варьирует снова и снова в ряде образов и сравнений, которые нередко заимствует из Библии, а также из надгробных проповедей и сборников эмблем.