Смекни!
smekni.com

Поэзия второй половины XX века. Авторская песня (стр. 3 из 5)

Всенародную славу Окуджаве принёс фильм А. Смирнова «Белорусский вокзал», в котором прозвучала лучшая песня поэта. Как признавался уже в 1986 году Окуджава, сначала он не принял предложение режиссёра написать для этого фильма песню. «Дело в том, что фильм требовал стилизации текста под стихи военного времени. По мысли режиссёра, стихи должны исходить не от профессионала, а от человека, сидящего в окопе и пишущего для однополчан о своих друзьях. Мне казалось, что у меня стилизации не получится, поскольку я всегда стремился писать о войне глазами человека мирного времени. А тут надо было сочинять словно «оттуда», из войны. Но тогда, на фронте, мы совсем по-другому думали, по-другому говорили и по-своему пели. Отыщу ли я слова тех лет? И вдруг «сработала» память. Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова будущей песни «Мы за ценой не постоим...»

К сожалению, в последние годы жизни писатель занял крайне ультрарадикальные позиции по отношению и к истории своей страны, и к драматическим событиям постперестроечного периода. Так, он был одним из немногих литераторов, кто подписал «расстрельное» письмо, призывая власть в октябре 1993 года подавить оппозицию в крови. В интервью газете «Подмосковье» писатель признался: «Я смотрел расстрел Белого дома как финал увлекательного детектива — с наслаждением». После этого заявления, естественно, от Окуджавы тут же отшатнулось значительное количество поклонников его ранних песен. В последнее время стали часто появляться публикации о любимых женщинах писателя. В первом браке женой Окуджавы была Галина. Возможно, своё сильное влияние на их отношения оказала утрата первой дочери. Если верить «Комсомольской правде» (2 сентября 2004 года), то на рубеже 1970-80-х гг. музой Окуджавы была сотрудница Института советского законодательства, позже ставшая актрисой, Наталья Горленко. Но умер он в Париже на руках своей второй официальной жены Ольги. Лауреат Госпремии СССР (1991) – за сборник «Посвящается всем». В 1994 году получил Букеровскую премию за роман «Упразднённый театр». Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

2.2. Юрий Визбор (20.06. 1934-17.09.1984)

В 1934 году 20 июня родился Юрий Иосифович Визбор. Родители - литовец И.И. Визборас и украинка М.Г. Шевченко. Семья живет в Москве. К несчастью всей семьи через три года был репрессирован отец Юрия. 1951 окончил московскую среднюю школу № 659 и поступил в Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина. В том же году он сочинил первую песню «Чутко горы спят...» (Мадагаскар). Шесть лет спустя закончил МГПИ им. В.И.Ленина по специальности "Русский язык и литература". В августе-сентябре по распределению работал учителем средней школы на станции Кизема Печорской железной дороги Архангельской области, а в октябре был призван в ряды Советской Армии. В октябре 1957демобилизовался в звании старшего сержанта. Юрий дослужился до звания радиста первого класса, чемпиона военного округа по радиосвязи. Стихи и песни, посвященные службе в армии, публиковал в окружной военной газете. Поступил на работу в систему Государственного комитета по радиовещанию и телевидению. Был одним из инициаторов создания звуковой газеты «Говорит Комсомолия». Через год отец посмертно реабилитирован. В том же году Юрий Иосифович женится на А.Якушевой, и у них рождается дочь Татьяна.

Появляются первые магнитофонные записи его домашних концертов. Песни Ю. Визбора приобретают популярность в среде московского студенчества. За десятилетие написано около пятидесяти песен, среди которых «Если я заболею» (по стихам Я. Смелякова), «Шхельда», «Охотный ряд». На 1962 год приходится создание радиостанции «Юность», одним из инициаторов которого был Ю. Визбор. Начинается его концертная деятельность. Песни приобретают широкую известность. В это время появляются песни «Вставайте, граф» и «Спокойно, дружище». С 1964 выступает как создатель жанра песни-репортажа: в № 1 «Кругозора» публикуется первая песня-репортаж «На плато Расвумчорр». За год сочинил восемь песен, среди которых «Ты у меня одна», «Рассказ технолога Петухова". Репортажи Ю. Визбора отмечены в числе лучших материалов журнала «Кругозор». Выпустил сборник рассказов "Ноль эмоций". В 1966 снялся в фильме "Июльский дождь" (реж. М.Хуциев) в роли Алика; песня прозвучала в авторском исполнении. Годом позже он женится во второй раз на Е.Ураловой.

С этих лет началась активная работа Ю. Визбора в кино: снялся в фильме «Возмездие» (реж. А. Столпер, «Мосфильм») в роли генерала Захарова, получил роль профессора Бегоунека в фильме «Красная палатка» (реж. М.Калатозов, «Мосфильм» - Видес-Чинематографика, роль Рудольфа в фильме «Рудольфио» (реж. Д.Асанова, «Ленфильм»), «Мой папа – капитан» (реж. В. Бычков, Центральная студия детских и юношеских фильмов им.М. Горького), «Начало» (реж. Г.Панфилов, «Ленфильм»); получает роль завуча Виктора Васильевича в фильме «Переступи порог» (реж. Р. Викторов, Центральная студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького).

Принят на работу редактором сценарного отдела творческого объединения «Экран». Съемки в фильмах: «Ночная смена» (реж. Л. Менакер, «Ленфильм»); «Белорусский вокзал» (реж. А. Смирнов, «Мосфильм»); «В Москве проездом» (реж. И. Гурин, Центральная студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького): роль Бормана в телефильме «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. Лиознова, Центральная студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького), - одни из самых удачных работ Юрия Визбора. Позже больше работает как сценарист, пишет песни, среди которых «Три сосны», «Вересковый куст», «Цена жизни», «Милая моя», «Чукотка» и др., дает многочисленные концерты по всей России. Помимо этого пишет песни для документальных и художественных фильмов. В 1974 году Ю. Визбор в третий раз женится, на Н. Тихоновой.

Последние десять лет жизни он погружен в сценарную работу. И здесь его преследует успех. Сценарий, текст, песни в авторском исполнении и исполнение песен В. Берковского и С. Никитина в документальном телефильме "Мурманск-198" (ЦТ, т/о «Экран») удостоен приза «Трезубец Нептуна» на кинофестивале «Человек и море». Пишет текст к документальному фильму «На полюс!» («Центрнаучфильм»). И этот фильм удостоен «Гран-при» на международном кинофестивале в Сан-Винценте (Италия). В 1979 г. Московским клубом самодеятельной песни подготовлен сборник песен Ю. Визбора.

Март 1984 - последняя песня Ю. Визбора «Цейская». Всего за 33 года написано более 250 песен и более пятидесяти песен на его стихи положено на музыку другими композиторами. С апреля тяжело болен (рак печени). 17 сентября - кончина Ю. Визбора. Московским клубом самодеятельной песни подготовлен и выпущен малым тиражом сборник 299 песен Ю.Визбора. С 1974 по 1984 год пьеса «В списках не значился» была поставлена в 27 театрах страны.


2.3. Владимир Высоцкий (25.01.1938-25.07.1980)

Владимир Высоцкий родился в Москве, «Дом на Первой Мещанской, в конце» – согласно его же свидетельству из песни «Баллада о детстве". После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке, где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни.

Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но, проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...», - сказал тогда Владимир Семенович.

Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и Лжи", посвященную Окуджаве.