Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась".
Примерно в это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром". "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями...
Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки, вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого - Золотухина, Демидовой, Филатова.
Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль – Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Жеглов – не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: «МВД, капитану Жеглову».
А потом пришла любовь... Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма "Колдунья". Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась. Их знакомство произошло в ресторане ВТО - Высоцкий пришел туда после спектакля. Через несколько лет они поженились. Эта женщина была с ним рядом двенадцать лет. «Я жив, двенадцать лет тобой храним...» - успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы она пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.
«Работать надо!» - была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон - 3-4 часа, остальное - работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля, и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем, и тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь.
Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы, - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.
Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: «Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью».
25 июля 1980 года Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было – в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию...
ГЛАВА 3. Творчество поэтов
Булат Окуджава
Новое утро
Не клонись-ка ты, головушка,
от невзгод и от обид,
мама, белая голубушка,
утро новое горит.
Все оно смывает начисто,
все разглаживает вновь...
Отступает одиночество,
возвращается любовь.
И сладки, как в полдень пасеки,
как из детства голоса,
твои руки, твои песенки,
твои вечные глаза.
Полночный троллейбус
Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний,
в случайный.
Полночный троллейбус, по улице мчи,
верши по бульварам круженье,
чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи
крушенье,
крушенье.
Родина
Говоришь ты мне слово покоя.
Говоришь ты мне слово любви.
Говоришь ты мне слово такое,
восхищенное слово "Живи!".
Я тобою в мучениях нажит,
в долгих странствиях каждого дня.
Значит, нужен тебе я и важен,
если ты позвала вдруг меня.
Говоришь ты мне долгие сроки.
Говоришь ты мне слово "Твори!".
Мои руки - они твои слуги,
не мои они слуги - твои.
И твое меня греет дыханье.
Значит, с празднествами и бедой,
с мелочами моими, с грехами
я единственный, праведный, твой.
Значит, люб я тебе хоть немного,
если, горечь разлуки клубя,
говоришь ты мне слово "Тревога!",
отрываешь меня от себя.
И наутро встаю я и снова
отправляюсь в решительный бой...
Остается последнее слово.
Оставляю его за собой.
Юрий Визбор
Мадагаскар
Чутко горы спят, Южный Крест залез на небо,
спустились вниз в долины облака,
Осторожней, друг, ведь никто из нас здесь не был,
в таинственной стране Мадагаскар.
Может стать, что смерть ты найдёшь за океаном
и всё же ты от смерти не беги.
Осторожней, друг, даль подёрнулась туманом,
сними с плеча свой верный карабин.
Ночью труден путь, на востоке воздух серый,
но вскоре солнце встанет из-за скал.
Осторожней, друг, тяжелы и метки стрелы
у жителей страны Мадагаскар.
Южный Крест погас в золотом рассветном небе,
поднялись из долины облака.
Осторожней, друг, ведь никто из нас здесь не был,
в таинственной стране Мадагаскар.
Припев.
Вересковый куст
Вот хорошо, и тихо и просторно,
ни городов, ни шума, ни звонков.
Ветру открыты все четыре стороны,
мачта сосны и парус облаков.
Припев: Вересковый куст, словно лодка,
и далёко-далёко земля.
Вересковый куст, словно лодка,
а в лодке ни вёсел, ни руля.
Из-под сырой травы желтеет осень,
вешнее солнце щиплет щёки нам.
Ты говоришь: "Куда это нас сносит?
Я несказанно так удивлена..."
Припев.
И торопливых слов не понимая,
руки раскинув в небе пустом,
вся ты плывёшь в синей воде мая
брошенным в реку белым крестом.
Припев.
Вёрсты любви, из вдоволь было, вдоволь,
за горизонт ушли, за облака,
только вот жалко вереск тот медовый,
да и, пожалуй, тех мест не разыскать.
Припев.
Владимир Высоцкий
Баллада о Детстве
Час зачатья я помню неточно.
Значит, память моя однобока.
Но зачат я был ночью, порочно,
И явился на свет не до срока.
Я рождался не в муках, не в злобе,
Девять месяцев - это не лет.
Первый срок отбывал я в утробе:
Ничего там хорошего нет.
Спасибо вам святители,
что плюнули да дунули,
Что вдруг мои родители
зачать меня задумали,
В те времена укромные,
теперь почти былинные,
Когда срока огромные
брели в этапы длинные.
Их брали в ночь зачатия,
а многих даже ранее,
А вот живет же братия -
моя честна компания.
Баллада о любви
Кoгдa вoдa вceмиpнoгo пoтoпa
Вepнyлacь внoвь в гpaницы бepeгoв,
Из пeны yxoдщeгo пoтoкa
Ha cyшy тиxo выбpaлacь Любoвь -
И pacтвopилacь в вoздyxe дo cpoкa,
A cpoкa былo - copoк copoкoв...
И чудака – еще такие есть –
Вдыxaют пoлнoй гpyдью этy cмecь,
И ни нaгpaд нe ждyт, ни нaкaзaнья,-
И, дyмaя, чтo дышaт пpocтo тaк,
Oни внeзaпнo пoпaдaют в тaкт
Тaкoгo жe - нepoвнoгo - дыxaнья.
Я пoля влюблeнным пocтeлю -
Пycть пoют вo cнe и нaявy!..
Я дышy, и знaчит - я люблю!
Я люблю, и знaчит - я живy!
Прощание с горами
В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться.
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.
Припев: Так оставьте ненужные споры -
Я себе уже все доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
Hа которых еще не бывал.
Hа которых еще не бывал.
Кто захочет в беде оставаться один,
Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?
Hо спускаемся мы с покоренных вершин...
Что же делать, и боги спускались на землю.
Припев:
Сколько слов и надежд, сколько песен и тем
Горы будят у нас и зовут нас остаться.
Hо спускаемся мы - кто на год, кто совсем, -
Потому что всегда мы должны, мы должны возвращаться.
Припев: Так оставьте ненужные споры -
Я себе уже все доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
Hа которых никто не бывал! - 2 раза
Заключение
Бардовская, или авторская, песня переживала немало взлетов и падений, она то была одним из наиболее признаваемых и любимых жанров, то о ней забывали широкие массы. В действительности авторская песня – не для каждого: она заставляет задуматься, открывает глубинные тайны и чувства, она помогает с иронией, грустью, тоской выразить те мысли, которые трудно передать словами.
Бард – это поэт, который поет свои стихи народу. Он не ждет за это вознаграждения, как не ждут вознаграждения собеседники за приятный разговор между собой. Авторская песня – это всего лишь форма передачи чувств и мыслей поэта. Барды были, есть и будут всегда. Многие полагают, что это явление так и осталось в той жизни – вместе с талонами на сахар и походами на овощебазу. Есть несколько корифеев, более или менее успешно эксплуатирующих свои старые песни; новых же имен не появляется, а движение авторской песни и вовсю сошло на нет.
Между тем явление это не только не вымерло, но и заметно разнообразило формы своего существования. Фестивалей сейчас чуть ли не больше, чем во времена максимального расцвета бардовской песни. В радио- и телеэфире звучит огромное количество бардовских песен, выходит несколько специальных передач по авторской песне.