И есть ли птички хоть на воле?
И дышат ли зефиры в поле?
По-старому ль цветет весна? <...>
Вон там, весной,
Земли пустой
Кусок вода струей отмыла.
Там глушь: полынь и мох густой –
И будет там моя могила!
Ничьей слезой
Прах бедный мой
В гробу гнилом не оросится
И на покой
Чужой рукой
Ресниц чета соединится <...>
Батеньков принес пессимистичную ноту, необходимую для полнозвучия в «аккорде» декабристской поэзии.
8. Поэзия К.Ф.Рылеева
Наиболее полно своеобразие декабристской поэзии проявилось в творчестве Кондратия Федоровича Рылеева (1795-1826). Он создал «поэзию действенную, поэзию высочайшего накала, героического пафоса».
Среди лирических произведений Рылеева самым известным было и, пожалуй, до сих пор остается стихотворение «Гражданин» (1824), запрещенное в свое время, но нелегально распространявшееся, хорошо известное читателям. Это произведение – принципиальная удача Рылеева-поэта, может быть, даже вершина декабристской лирики вообще. В стихотворении создан образ нового лирического героя:
Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя,
Переродившихся славян?
Нет, не способен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенья века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскроются, когда народ восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдет ни Брута, ни Риеги.
Рылеев создал образ гражданина в декабристском понимании этого слова. Он воплощает в себе высокие добродетели: любовь к отчизне, смелость, целеустремленность, готовность жертвовать собой. Однако Рылеев отходит от обычной для гражданской поэзии начала 19 века ситуации – столкновения героя с тиранами или столкновения возвышенного поэта с продажными льстецами. «Гражданин» Рылеева «не столько борется со своими врагами, сколько убеждает возможных союзников». «Изнеженное племя переродившихся славян» - это не «тираны», не «льстецы», не «рабы» и даже не «глупцы». Это юноши с «хладной душой», равнодушные, эгоистичные. С точки зрения декабристов с их идеалами человека поступка, действия, подвига такие безучастные юноши аморальны (и в каком-то смысле хуже врагов). Особенно обращает на себя внимание фраза «Племя переродившихся славян». Для Рылеева «славянин» не просто условный предок, а определенный национальный характер – доблестный, мужественный, суровый, высоконравственный, свободолюбивый человек. Современное «изнеженное племя» потому такое безучастное, праздное, пассивное, что оно утратило свою национальную самобытность, это славяне, но переродившиеся.
Интересно, что в стихотворении отсутствуют традиционные мотивы сомнений, грусти и разочарования, а также мотив обреченности героя. Герой взволнованно убеждает их, а не становится в горделивые позы в молчаливом одиночестве. Рылеев избегает стереотипного конфликта добра со злом, у него, скорее, конфликт веры с безверием, убежденности с равнодушием. Едва намеченная Рылеевым тема стала ведущей в классической русской литературе.
Изображению различных (высоких и низких) образцов национального характера посвящены «Думы» Рылеева. Жанр думы самим Рылеевым объяснялся как «элегии о героях», которые пелись в память о них у древних славян. Правда, в предисловии к «Думам» (они вышли отдельной книгой в 1825 году), Рылеев указал на то, что идею жанра он воспринял у польского поэта Немцевича. Однако в отличие от «Исторических спевов» Немцевича, к которым были приложены ноты, Рылеев создал произведения не для пения, а для чтения. Тем не менее в критике разгорелся спор о природе жанра думы; в ходе дискуссии высказывалось мнение о синтезе элегии и героиды в думе (Ф.Булгарин), но затем были обнаружены более реальные жанровые источники – стихотворная трагедия 18 века и жанр исторической элегии, созданный в начале 19 века К.Н.Батюшковым. Жанр думы совмещает элегическую лиричность, пейзажи романтической элегии (вечер или ночь, блеск луны, вой ветра, молнии и т.п.) и бурные катастрофические страсти героев трагедий.
Такая жанровая форма позволила Рылееву изобразить яркие характеры национальных героев, причем и положительные образцы – Димитрий Донской, Борис Годунов и др., и отрицательные – Святополк Окаянный. А.С.Пушкин высказал критические замечания по поводу того, что все герои говорят одинаковым языком. Верно подмеченную особенность стиля рылеевских «Дум» объяснить можно тем, что декабристы имели собственное понимание историзма – для них сущность народа всегда остается неизменной, поэтому Рылеев не заботится о раскрытии индивидуальных черт своих героев, унифицирует их, создавая обобщенный образ русского человека. Таким образом, «Думы», несмотря на разнообразие изображенных в них лиц, объединены в художественное целое образом единого героя.
Поиски способов активного воздействия на общество привели Рылеева к жанру поэмы. Первой поэмой Рылеева стала поэма «Войнаровский» (1823-1824). У поэмы много общего с «Думами», но есть и принципиальная новизна: в «Войнаровском» Рылеев стремится к достоверному историческому колориту, правдивости психологических характеристик. Рылеев создал нового героя: разочарованный, но не в житейских и светских утехах, не в любви или славе, рылеевский герой – жертва судьбы, не позволившей ему реализовать свой могучий жизненный потенциал. Обида на судьбу, на идеал героической жизни, которая не состоялась, отчуждает рылеевского героя от окружающих, превращая его в фигуру трагическую. Трагедия неполноты жизни, нереализованности ее в реальных поступках и событиях станет важным открытием не только в декабристской поэзии, но и в русской литературе в целом.
«Войнаровский» - единственная законченная поэма Рылеева, хотя кроме нее им были начаты еще несколько: «Наливайко», «Гайдамак», «Палей». «Так получилось, - пишут исследователи, - что поэмы Рылеева явились не только пропагандой декабризма в литературе, но и поэтической биографией самих декабристов, включая декабрьское поражение и годы каторги. Читая поэму о Войнаровском, декабристы невольно думали о себе <...> Поэма Рылеева воспринималась и как поэма героического дела, и как поэма трагических предчувствий. Судьба политического ссыльного, заброшенного в далекую Сибирь, встреча с женой-гражданкой – все это почти предсказание». Особенно поразило читателей Рылеева его предсказание в «Исповеди Наливайки» из поэмы «Наливайко»:
<...>Известно мне: погибель ждет
Того, кто первым восстает
На утеснителей народа, -
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, -
Я это чувствую, я знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благославляю! <...>
Сбывшиеся пророчества поэзии Рылеева еще раз доказывают плодотворность романтического принципа «жизнь и поэзия - одно».
9. Заключение
Декабризм и порожденный им революционный романтизм является важным этапом в развитии русской эстетической мысли и литературы.
Романтики выдвинули идею народности литературы как условия ее национальной самостоятельности и оригинальности; раскрыли общественно-воспитательное значение литературы, обязывающее поэтов и писателей служить своим искусством высоким гражданским принципам. Они обосновали необходимость новых жанровых и стилистических форм, отвечающих развитию жизни и новым историческим задачам. Полемика революционных романтиков с реакционным классицизмом и с консервативным романтизмом, принципиальная оценка ими литературных явлений прошлого и современности в свете передовой эстетической теории способствовали распространению новых художественных взглядов.
Новые эстетические принципы нашли осуществление в творчестве революционных романтиков. Они широко поставили проблемы, выдвинутые освободительным движением; создали романтический образ современника, в той или иной мере связанного с общественной обстановкой эпохи, или исторического героя, своим примером воодушевляющего на борьбу за свободу; Разработали жанрово-стилистические формы, отвечающие новому идейному содержанию, смело шагнули вперед по пути национальной самобытности литературы.
Велико было и общественное значение революционного романтизма. Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы.
Во всех отношениях декабризм – одно из крупнейших явлений в истории русской литературы и культуры в целом.
10. Список литературы.
1. Гессен А.И. Во глубине сибирских руд…М., «Детская литература», 1976.
2. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни. М., 1988.
3. Невелев Г.А. «Истина сильнее царя…». (А.С.Пушкин в работе над историей декабристов). М., «Мысль», 1985.
4. Нечкина М.В. Декабристы. М., «Наука», 1983.
5. Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (1-я половина). М., «Высшая школа», 1985.
6. Поэзия и письма декабристов. (Сост. Фомичев С.А.). Горький, 1984.
7. Пушкин А.С. Полн.собрание соч. в 10-ти тт.- т.7.- Л., «Наука», 1978.
8. Рылеев К.Ф. Думы. М., «Наука», 1975.
9. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., «Наука», 1969.
10. Эйдельман Н.Я. Пушкин и декабристы: Из истории взаимоотношений. М., «Художественная литература», 1979.