Смекни!
smekni.com

Поэзия декабристов (стр. 1 из 9)


Содержание

1. Из истории декабристского движения. 2. Декабризм как идейно-политическое течение. 3. Революционный романтизм. 4. Литературные общества. 5. Литературно-эстетические взгляды декабристов. 6. Жанрово-стилевое многообразие декабристской поэзии. 7. О поэзии. 7.1.Переписка 1825 года. 7.2.Поэты-декабристы. 8. Поэзия К.Ф.Рылеева. 9. Заключение. 10.Список литературы.

3

3

4

7

7

13

24

28

35

38

39

1. Из истории декабристского движения.

Идеологами и деятелями русского революционного движения 1815-1825г.г. явились декабристы. С 1816 года (если не считать ранних, преддекабристских организаций) в России начинают возникать тайные общества, которые ставят своей целью ликвидацию крепостничества и самодержавия. События 1812 года, обнаружившие необъятные, но придавленные тяжёлым гнётом народные силы, воочию показали широким слоям русского общества необходимость изменения общественно-политического строя России. Народное антифеодальное движение способствовало распространению освободительных стремлений в среде прогрессивно мыслящего дворянства. Немалую роль здесь сыграло и ознакомление будущих декабристов с общественно-политическим режимом более развитых западноевропейских государств во время заграничных походов 1813-1814 г.г. Но эти стремления встречали упорное сопротивление правящих сфер. Надежды на изменение общественно-политического самим правительством Александра I не оправдались. Это и толкало передовые общественные силы на путь революционной борьбы. Так возникли первые в истории России революционные организации, подготовившие выступление декабристов против крепостничества и самодержавия – восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 года и последовавшее за этим возмущение Черниговского полка, не принёсшее победы революционерам.

2. Декабризм как идейно-политическое течение.

В борьбе с реакционной идеологией растёт и крепнет идеология прогрессивная, в развитии которой основную роль начинают играть будущие декабристы. Они нашли для себя трибуну в издававшемся с 1812 года журнале «Сын Отечества». В период 1816-1825 г.г. – это был самый влиятельный орган прогрессивного направления, среди сотрудников которого были Крылов, Гнедич, Пушкин. Печатались декабристы и в журнале «Невский зритель» (1820 - июнь 1821г.г.), издание которого намеревался взять в свои руки Рылеев. Собственным литературным органом декабристов был альманах «Полярная звезда», издававшийся в 1823 – 25г.г. Рылеевым и А.Бестужевым. Появление декабристского издания стало крупным литературным событием. Вокруг него объединились передовые поэты и писатели эпохи: Пушкин, Грибоедов, Гнедич, Вяземский, Ф.Глинка и другие. Большое значение имели печатавшиеся в «Полярной звезде» ежегодные обзоры русской литературы, в которых А.Бестужев давал идейно-художественную оценку вышедших за год литературных произведений и вместе с тем проводил литературно-политические взгляды декабристов.

Другим значительным альманахом того же времени, отразившим декабристские влияния, являлась «Мнемозина», издаваемая В.Кюхельбекером и В.Ф.Одоевским в 1824 году. Одоевскому принадлежали статьи по философии и эстетике, критический отдел находился в руках Кюхельбекера.

Декабризм как общественное явление не сводится к политической программе дворянских революционеров, но выливается в форму широкого идейного движения, охватывающего различные области идеологии и культуры. Это был новый значительный шаг в развитии русской общественной мысли.

Интересы дворянских революционеров охватывали обширный круг политических, социальных, экономических, исторических, философских, эстетических и этических вопросов. Среди декабристов было много литераторов: Пестель, В.Ф.Раевский, Н.Тургенев, А.Бестужев, Якушкин, Н.Муравьев. Крупнейшими политическими документами декабризма были «Русская правда» Пестеля, проект конституции Муравьева.

Декабристы разработали теоретические основы освободительного движения против самодержавия и крепостничества. Много думали они о будущем устройстве страны и здесь между ними выявились значительные расхождения: разгорелись споры о конституционной монархии и республике. Однако при всех разногласиях направление основного удара было общим.

Вставшие перед Россией ко второй половине 10-х годов новые исторические задачи, обострение общественной борьбы, дальнейшее развитие политической мысли – все это выдвинуло перед литературой новые задачи, которые оказались чуждыми и непосильными для прежних литературных направлений, возникла потребность в новых художественных принципах в области эстетики, искусства, литературы. Это должно было привести и действительно привело к глубоким изменениям в литературном процессе.

3. Революционный романтизм

Выход одного за другим двух изданий сборника стихотворений Жуковского (1815 и 1818г.г.) был значительным литературным событием. Вместе с вышедшими в 1817 году произведениями Батюшкова это явилось своего рода вехой в истории русской поэзии, но вехой, обозначавшей конец определенного периода. Элегический романтизм Жуковского и Батюшкова сыграл свою роль, и новая историческая обстановка потребовала расширения границ поэзии.

В романтизме Жуковского побеждают консервативные тенденции. В стороне от передового общественного и литературного движения новой эпохи остается и Батюшков. Но за ними продолжали идти их последователями. Однако очень скоро обнаружилось, что Пушкину, который был «учеником» обоих названных поэтов, и Вяземскому не по пути с ними.

В романтическом направлении, широко охватившем русскую литературу, постепенно начинают выявляться новые тенденции, существенно отличаются от романтизма Жуковского и Батюшкова. Эти тенденции, зародившиеся еще в предшествующий период, становится теперь настолько значительными, своеобразными, что можно говорить о возникновении нового течения романтизма. По своей основной направленности оно, в отличие от раннего русского романтизма, должно быть названо течением революционно-романическим, или прогрессивно-романтическим, если брать это течение более широко. Полного развития оно достигло в творчестве Пушкина и литераторов-декабристов. Завоевания романтизма, как он сложился в предшествующий период, были усвоены и использованы новым литературным течением. Достаточно указать на связь Пушкина с Жуковским и Батюшковым. Но новое романтическое течение складывалось на новой идейной основе и выражало иные, чем ранний романтизм общественные интересы. Революционный романтизм явился выражением дворянской революционности как мощного и широкого идейного общественно-политического движения. На общественно-политическую основу нового романтического течения литературы указывал и критик- декабрист: «Гром отдаленных сражений одушевляет слог авторов и пробуждает праздное внимание читателей», - писал А.Бестужев, имея в виду и события Отечественной войны 1812г., и, вероятно, более поздние революционные бои на западе и на юге Европы.

Многое из того, что было написано декабристами, не увидело света в свое время или вовсе пропало. Сочинения декабристов, как и документы, касающиеся деятельности тайных обществ, уничтожались и самими авторами, и их близкими, и властями. А то, что уцелело, долгие десятилетия оставалось в царской России под цензурным запретом. Напечатанные за рубежом в основанной Герценом Вольной русской типографии и других местах сочинения декабристов не могли иметь в России легального распространения. Даже после революции 1905г. читатели не получили полного собрания сочинений поэтов-декабристов. И только после Октябрьской революции 1917г. появилась возможность сделать общим достоянием многие не известные ранее произведения декабристов.

Зарождение некоторых идей, которые получили развитие в эстетике революционного романтизма, можно наблюдать еще на рубеже веков, в связи с начавшимся кризисом классицизма. Особенно большое значение для новой эстетики имели художественные воззрения Радищева: идея национальной самобытности искусства, признание общественной роли литературы, требования новых литературных форм, а также литературно-эстетические идеи, родившиеся в среде членов Дружеского Литературного общества. Национальный подъем 1812г. способствовал быстрому созреванию новых художественных взглядов.

Одним из первых, кто отразил те же общественные настроения и литературные интересы, был Федор Николаевич Глинка (1786-1880), член ранних декабристских организаций, позднее вышедший из тайного общества («Союза Благоденствия») и ставший во главе негласно связанного с декабристами Вольного общества любителей российской словесности. В «Рассуждении о необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 года» Глинка, восхищаясь самоотверженностью и мужеством простого народа, спасшего отечество, призывает писателей прославить подвиги народных героев. В 1812г. появляется первая статья Кюхельбекера «Взгляд на нынешнее состояние русской словесности», напечатанное по-французски в петербургской газете и переведенное в том же году на русский язык в «Вестнике Европы». Начинающий литератор выступил против канонов классицизма, против «тиранства мнения», за новые литературные принципы, рождение которых он усматривает у Радищева и некоторых других. В то же время Кюхельбекер приветствует Жуковского, который «не только переменяет внешнюю форму нашей поэзии, но даже дает ей совершенно другие свойства». Различие прогрессивных и регрессивных тенденций в романтизме было еще не ясно Кюхельбекеру, что не помешало ему занять место в ряду передовых литераторов.