Смекни!
smekni.com

Поэзия некрасовской поры (стр. 2 из 4)

Подбор определённых звуков усиливает смысловую сторону стихотворений, они становятся музыкальными, мелодичными, рождается ощущение воздушной лёгкости:

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Природу Никитин созерцает как трудящийся простолюдин – рано утром перед работой или поздно вечером и ночью. «Описания Никитина, обнаруживающие замечательную наблюдательность поэта, его любовь к русской природе, любовь трепетную и исполненную гордости за красоту родного края, подлинно поэтичны».2 Умение увидеть прекрасное в простом и скромном пейзаже и передать его простыми словами в мягкой, песенной манере сделали Никитина одним из любимых поэтов русского народа.

В 1859 году вышел первый сборник стихов И.С.Никитина. К этому времени у него было уже много друзей среди образованных людей Воронежа. В феврале 1859 года они помогли ему открыть книжную лавку, о которой он давно мечтал. Книжная лавка была у него особенная, при ней была библиотека, и он сам выдавал книги, выписывал новые, старался, чтобы книги были хорошие и полезные. В лавку приходили не только для того, чтобы купить или поменять книгу, но и поговорить о литературе, послушать стихи хозяина-поэта. Так книжный магазин Никитина стал важным центром литературной жизни Воронежа.

Завершением творчества Никитина является его стихотворение «Хозяин», прочитанное им на литературно-музыкальном вечере 9 апреля 1861 года. В этом произведении Никитин показал современную ему жизнь во всей её неприглядности и жестокости. Рисуя страшную драму в доме дикого, властного купца, поэт писал:

…Здесь горе гнёзда вьёт свои,

И веет холод от порога…

Стихи из произведения «Хозяин» разошлись по Воронежу в десятках экземпляров и были многими заучены наизусть. «Возвращаясь с литературного вечера, – вспоминает один из современников поэта, – мы с большим волнением повторяли:

Сидит он уж тысячу лет,

Всё нет ему воли, всё нет!»

Здоровье Никитина было надорвано тяжёлой жизнью, и в 1861 году он умер. Поэт был похоронен на воронежском Новомитрофановском кладбище, рядом с могилой любимого им А.В.Кольцова. В 1911 году в Воронеже Никитину поставлен памятник.

Пишу не для мгновений славы –

Для развлеченья, для забавы,

Для милых, искренних друзей,

Для памяти минувших дней.

А.В.Кольцов

Алексей Васильевич Кольцов родился 3 октября 1809 года в семье воронежского торговца скотом. Учиться в школе ему почти не пришлось, и он не получил образования, поэтому его называли поэтом-самоучкой. Кольцову ещё не было 12 лет, когда отец взял его из второго класса уездного училища и сделал своим помощником в торговых делах. Алексей Кольцов очень хотел учиться; он любил читать, но книг в доме не было. Случайно купленные на базаре стихи И.И.Дмитриева потрясли Юношу – он страстно полюбил стихи и вскоре начал писать сам. Любовь к чтению, книгам росла у Кольцова с годами. Он всеми силами всю жизнь старался пополнить свои знания. Но больше всего он полюбил поэзию.

В 16 лет он написал свои первые стихи. Стихи получились не совсем складные, но Кольцову они понравились, и он продолжал писать «пьесы» – так он называл свои стихи.

Писал он очень много. Постепенно стихи его становились всё лучше. Они напоминали русские народные песни – вольные, широкие, звонкие. В них описывал Кольцов родную природу, тяжёлую долю крестьян, их труд в поле – ведь сам он из народа и писал о том, что было близко и дорого ему. В Воронеже у Кольцова были друзья, ценившие его талант, помогавшие ему книгами и советами. Они поддерживали веру юноши в себя. Стихи Кольцова стали печатать в газетах и журналах. В Москве, куда он ездил по делам отца, Кольцов познакомился с великим русским критиком Белинским и со многими известными писателями. Кольцов всем сердцем привязался к Белинскому. «Я обязан ему всем: он меня поставил на настоящую мою дорогу»1, – говорил поэт. Сближение с Белинским и его кругом было величайшим событием духовной жизни Кольцова.

В 1835 году вышла первая книга стихов Кольцова, а в 1836 году он познакомился с Пушкиным и читал ему свои новые стихи. В «Современнике» Пушкин напечатал одно из лучших стихотворений Кольцова – «Урожай». В этом стихотворении поэт глядит на всё глазами земледельца: дождь, пролившийся на истомлённую солнечным зноем землю, – великая радость и для Кольцова. Глубокое удовлетворение, даже ликование слышится в строчках:

Напилась воды

Земля досыта;

На поля, сады,

На зелёные

Люди сельские

Не насмотрятся.

Так мог написать лишь человек, близко принявший к сердцу заботы и думы народа.

Через несколько месяцев в Воронеж пришло известие о смерти Пушкина. Горе Кольцова было безгранично, когда он узнал о гибели самого любимого своего поэта. Он посвятил Пушкину одно из лучших своих стихотворений – «Лес». В нём он не случайно уподобил великого поэта России могучему лесу, сказочному богатырю Бове, который мог в непогоду грозно крикнуть туче:

Вороти назад!

Держи около!

Кольцов писал о работе так, как до него ещё никто не писал. Он передал чувства пахарей, косарей, жней – думы тех, кого нещадно била жизнь, но которые не теряли надежды на лучшее:

Весело на пашне,

Ну! тащися, сивка!

Я сам-друг с тобою,

Слуга и хозяин.

Прирождённый лирик, Кольцов много писал о любви, но и любовь в его лирических исповедях являлась частью бытия простого люда:

Душно девице,

Грустно на поле,

Нет охоты жать

Колосистой ржи.

(«Молодая жница»)

С ростом мастерства шло становление Кольцова как личности. Разные житейские обстоятельства привели к тому, что поэт разделил судьбу многих тысяч таких же, как и он, горьких, обездоленных людей. «Тяготы безжалостной жизни громким эхом отозвались в душе Кольцова. В его стихах забушевала буря. Голос поэта стал голосом миллионов простых людей, притесняемых и обижаемых».1 Ощущение народных радостей и горя как собственных позволило Кольцову необычайно художественно воспроизвести крестьянский быт.

В 1832 году поэт написал стихотворение о мужицкой доле. «Размышление поселянина» – это дума крестьянина, оставшегося и под старость единственной опорой большой семьи.

Жизнь Кольцова была полна печали, которая заполнила до краёв народную жизнь. В песнях Кольцова звучат голоса простых русских людей. Задушевно, то с тоской, то с радостью поют пахарь, косарь, жница. Поэт с сочувствием рассказывает о судьбе бедного старика, который сидит в гостях у чужих людей, и горько ему от мысли, что он всего лишён в жизни («Доля бедняка»). Или о девушке, не получавшей вестей о милом и тоскующей в одиночестве («Грусть девушки»). С глубоким состраданием воспеты в творчестве Кольцова и «любовь-тоска», и горечь разлуки, и судьба женщины, насильно выданной замуж. «Разнообразные мотивы песен, сливаясь воедино, образуют в творчестве Кольцова мощный хор русского народа»2. Ведь именно в песнях русский народ чаще всего изливал свою душу. Кольцов создал народную песню как особый вид лирической поэзии в нашей художественной литературе. Все эти стихотворения были восприняты как неслыханная новость и стали драгоценными жемчужинами во всей русской поэзии, потому что Кольцов с необычайной прямотой говорил о главном, – о доле, о жизненной участи человека. «Этой чертой своего творчества Кольцов свидетельствует, что принадлежит к плеяде народных поэтов. Его стихи не только написаны на темы, родственные народной жизни, но и разработаны в чисто народном духе.»3 Народ в песнях Кольцова изображался во всей полноте его жизни – не только в труде и повседневности, но и в моменты раздумья над своей жизнью. Кольцов в своих песнях всегда подчёркивал характер героя, его жизненную силу, веру в будущее:

Долго ль буду я Долго ль буду я

Сиднем дома жить, Под окном сидеть,

Мною молодость На дорогу вдаль

Ни на что губить? День и ночь глядеть?

Ведущая тема его песенного творчества – тема труда. Кольцов видел крепкую любовь крестьян к «матери сырой земле» и крестьянские трудовые интересы, связанные с земледельческим трудом. «Всё это он с большой художественной силой отразил как в стихотворении «Косарь», так и в своеобразной трилогии – «Песня пахаря», «Урожай» и «Крестьянская пирушка», посвящённой крестьянскому труду. В этих произведениях Кольцов показал не только поэзию крестьянского труда, но и ту величавую «обрядность», которая была так характерна для крестьянской жизни».1 Песням Кольцова была свойственна новая внутренняя настроенность, глубоко отличавшая от традиционного сентиментального «уныния» современных русских песен. «В них зазвучали бодрые оптимистические призывы к преодолению любых жизненных невзгод. Произведения Кольцова, выражающие народный оптимизм, были очень близки к самим народным песням, в которых даже в мотивах «грусти-тоски» никогда не чувствовалась безысходность жизненного горя».2