Популярность песен Кольцова ещё в первой половине XIX века в Саратове была отмечена Н.Г.Чернышевским. Впоследствии, сохранив особенную любовь к его песням, Чернышевский ввёл цитату из песни Кольцова «Я любила его» в свой роман «Что делать?»
Все темы кольцовских песен, проникшие в народный песенный репертуар, были очень близки по содержанию народным лирическим песням. Кольцов с большой поэтической силой выразил глубокое раздумье народа о тяжести жизни («Сяду я за стол»), желание преодолеть все жизненные препятствия («Оседлаю коня») и горькое сознание силы «злой судьбы» («Соловьём залётным»).
Глубоко проникнув в народ, песни Кольцова не только стали неотъемлемой частью народного песенного репертуара, но и явились образцами для возникновения новых народных песен, которые оказывали положительное влияние на развитие народной поэзии на протяжении долгого времени. «Творчество Кольцова расширило жанровый диапазон многих русских поэтов второй половины XIX века, которые продолжили развитие книжной и народной песенной поэзии».3 Талантливое, самобытное творчество Кольцова стало достоянием каждого грамотного русского человека. Сочинения Кольцова печатались на протяжении всего XIX века и позднее. Многие его песни были положены на музыку. Кольцов стремился к изучению народной жизни. По этому пути, намеченному им, а затем Пушкиным и Лермонтовым, в дальнейшем пошли все выдающиеся русские поэты второй половины XIX века – Некрасов, Никитин, Суриков и многие другие. Все они в своём творчестве «были не только ценителями народной поэзии, но и внимательными исследователями жизни народных масс, что придавало их произведениям новаторские идейные и поэтические черты».1
Вдали от писателей, признавших его талант, без друзей, родных поэт чувствовал себя одиноким и глубоко несчастным. Вскоре обнаружилась болезнь, подорвавшая его силы. 29 октября 1842 года Кольцов умер от чахотки в возрасте 33-х лет. Совсем невелик объём его творчества: до нас дошло менее 150 его стихотворений. Но передовая критика, говоря о стихах Кольцова, ставила и ставит его имя в один ряд с величайшими именами нашей литературы.
В последней статье о Кольцове Белинский писал: «Такова была жизнь этого человека. Рождённый для жизни, он исполнен был необыкновенных сил и для наслаждения ею, и для борьбы с нею, а жить для него значило – чувствовать и мыслить, стремиться и познавать.»2
Ещё при жизни Некрасова начали выступать со своими произведениями крестьянские поэты-самоучки, из которых большей одарённостью выделялся Иван Захарович Суриков (1841-1880). Когда Сурикову был 21 год, он познакомился с поэтом Плещеевым и показал ему свои стихи. Плещееву они понравились, и он помог Сурикову напечатать одно из своих стихотворений в журнале. Суриков хорошо знал, что ему, бедняку, самоучке, бывшему крепостному, предстоит трудный путь, что надо много сил, выдержки, чтобы заниматься любимой поэзией.
Поэт! трудна твоя дорога, –
На ней ты радости не жди:
Тебе страдать придётся много
И много слёз скопить в груди…–
так писал он позднее в одном из своих стихотворений.
В 1871 году вышел первый сборник стихов Сурикова. С этого времени стихи его стали появляться в печати, их часто перекладывали на музыку и пели. И до сих пор поют – песнь о казни Степана Разина, о ямщике в степи и многие другие. Суриков писал больше всего о тяжёлой доле бедняков в царской России. В 1873 году в «Вестнике Европы» была опубликована его былина «Садко у морского царя». К концу 60-х годов вокруг Сурикова образовался кружок таких же писателей-самоучек, в который входили крестьяне, ремесленники, рабочие не только из Москвы, но и приезжие, из провинции. Многие из них писали стихи, и в начале 70-х годов Суриков организовал сборник этих стихотворений, который назвал «Рассвет». Произведения эти были объединены общей направленностью тематики: картинки с натуры, сценки из жизни крестьян и городской бедноты, а также обработка былинных сюжетов и народных легенд. «Значение сборника «Рассвет» заключалось в том, что впервые не отдельные писатели-самоучки, а целая группа их заявила о своём существовании, свидетельствуя о пробуждении в народе тяги к творчеству и стремления самому поведать о своей жизни.»1
«Суриков – певец бедноты, наследник Кольцова и Никитина, отчасти Шевченко и Некрасова. Его герои – это труженик-бедняк, который бьётся в нищете, невзгодам и бедам которого нет конца, крестьянки-труженицы с их тяжёлой долей».2 Много стихотворений написал Суриков для детей и, вероятно, когда писал их, вспоминал своё детство в деревне, родные и любимые картины русской природы («Детство», «Степь», «В ночном», «У пруда» и др.). Встречаются у Сурикова и сюжетные стихотворения, в которых автор обращается к будничным картинам народной жизни. Это грустные рассказы о доле тружеников земли. Обращался он также к сюжетам народных баллад и былин («Удалой», «Немочь», «Богатырская жена», «Садко у морского царя», «Василько», «Казнь Стеньки Разина»). Суриков воспевает труд земледельца («Косари», «Летом», «В поле» и др.). Много задушевных строк посвятил поэт крестьянкам-труженицам, сиротам:
Я не дочь родная – Делай, хоть убейся,
Девка нанятая; Не дадут потачки…
Нанялась – так делай, Тяжела ты, доля,
Устали не зная. Долюшка батрачки.
(«Тяжело и грустно…»)
«Поэт-самоучка обращался к деревенской жизни не со стороны, а изнутри жизненных ситуаций, самой социальной драмы. Им руководило желание коснуться дотоле слабо освещённых в поэзии уголков народной жизни, рассказать горькую правду о «кормильце» русской земли».3
В стихотворениях Сурикова постоянно ощущается непосредственная близость к природе деревенского жителя, с малых лет привыкшего к шуму леса, тишине степи, простору полей («Летняя ночь», «Утро в деревне», «В дороге», «На реке» и др.):
Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края,
И стоит вверху, над степью,
Тишина немая.
(«В дороге»)
«Такие стихотворения Сурикова, как «Дед Клим», «Зима» и другие, отражают патриотическое чувство, любовь к родной стихии. Несмотря на царящую вокруг нищету и горе народа, Суриков умел находить в деревенской жизни и её поэтическую сторону, находить поэзию и красоту в крестьянском труде («Косари», «Загорелась над степью заря…»).»1
И.Сурикова, М.Козырёва, С.Дерунова, А.Разорёного и других членов суриковского кружка объединяло, прежде всего, то, что все они были люди нелёгкой судьбы, делившие с народом его бесправие и тяжёлый труд. Все они не получили образования, лишь случайно познакомились с людьми литературного круга, приобщившись к культуре. В их стихах передавались «горькие раздумья крестьянина-беднака, заброшенного в город в поисках заработка, его любовь к родной земле, к крестьянскому труду, поэтизация и идеализация мирной деревенской жизни, озарённая отсветом разочарований безысходно тяжёлого существования в трущобах города».2
После смерти Сурикова возникли новые группы поэтов-самоучек. Так, в 1889 году был издан сборник Московского кружка писателей из народа «Родные звуки», куда вошли стихи С.Дерунова, И.Белоусова, М.Леонова и других. В 90-х годах вокруг М.Леонова объединилась уже многочисленная группа. В 1903 году она получила название Суриковского литературно-музыкального кружка.
Крестьянские поэты горячо любили Россию, «были певцами труда и народного горя».3 Они обратились к темам, которые ранее не были затронуты поэзией. «Стихи и песни Кольцова, Никитина и Сурикова в своих лучших образцах составляют примечательную страницу в истории русской поэзии. В её недрах возникла рабочая тема, зачатки которой ранее встречались в фольклоре. Появление этой темы связано с процессом пролетаризации деревни».4 в этой поэзии отразилась тяжёлая судьба рабочих, их мечты о лучшей доле, начало нарождавшегося протеста.
Список использованной литературы:
1. В.П.Аникин «Песни и стихи Алексея Кольцова». Москва, издательство «Художественная литература», 1989 год.
2. В.П.Аникин «Слово о Кольцове». Классики и современники. Москва, издательство «Художественная литература», 1986 год.
3. Б.П.Городецкий «История русской литературы», VII том. Литература 1840-х годов. Ответственный редактор Б.П.Городецкий. Издательство академии наук России. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). Москва 1955 Ленинград.
4. Б.П.Городецкий «История русской поэзии», второй том. Ответственный редактор Б.П.Городецкий. Ленинград, издательство «Наука», 1969 год.
5. Детская энциклопедия, 11 том, третье издание. Язык и литература. Москва, издательство «Педагогика», 1976 год.
6. В.И.Кузнецов «Иван Саввич Никитин», учебное издание. Москва, «Просвещение», 1991 год.
7. О.Г.Ласунский «И.С.Никитин. Сочинения». Москва, издательство «Правда», 1984 год.
8. К.Д.Муратова «История русской литературы». Литература конца XIX-начала XX века (1881-1917), четвёртый том. Ленинград, издательство «Наука», 1983 год.
9. А.М.Новикова «Русская поэзия XVIII-первой половины XIX века и народная песня». Москва, издательство «Просвещение», 1982 год.
10. Н.Скатов «Алексей Кольцов. Сочинения». Ленинград, издательство «Художественная литература», 1984 год.
11. В.А.Тонков «А.В.Кольцов. Стихотворения». Москва, издательство «Советская Россия», 1961 год.
12. В.А.Тонков. «Очерк жизни и творчества И.С.Никитина». Москва, «Просвещение», 1968 год.