Лицей №3
Курсовая работа
по литературе на тему:
Поэзия некрасовской поры.
Выполнила:
Сергеева Н.И. 10 Г
Проверила:
Фоминова В.А.
Иркутск
План:
I. Развитие и значение русской поэзии XIX века.
II. Поэзия некрасовской поры.
1. Сходства и различия поэзии Некрасова и Кольцова.
2. Жизнь и творчество И.С.Никитина:
- Стихотворение «Русь»;
- Близость поэта к народу и его творчеству;
- Природа в произведениях И.С.Никитина.
3. Жизнь и творческий путь А.В.Кольцова:
- Отношение поэта к народу;
- Отражение чувств крестьян в произведениях А.В.Кольцова;
- Создание А.В.Кольцовым песен, близких к народным.
4. Творчество И.В.Сурикова и его современников:
- Создание сборника «Рассвет»;
- Обращение поэта к деревенской жизни;
- Близость И.В.Сурикова к природе.
III. Значение творчества крестьянских поэтов в жизни русского общества XIX века.
XIX век называют «золотым веком» русской литературы. Озарённая гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, блеском таланта Жуковского, Крылова, Грибоедова, Кольцова, русская литература сделала в первой половине столетия поистине гигантский шаг вперёд. Это, прежде всего, объясняется необычайно быстрым развитием русского общества. Глубоко и правдиво отражая важнейшие особенности действительности, русская литература тем самым всё больше отвечала интересам и чаяниям народных масс. «Народный характер русской литературы сказался также и в том, что интерес к жизни и судьбе народа становился в ней всё более глубоким и острым. Это ясно проявилось уже в творчестве Пушкина и Лермонтова, в произведениях Гоголя, а с ещё большей силой – в поэзии Кольцова».[1]
Эпоха декабризма повлияла на сам характер развития русской литературы, придала ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Поэзия Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Огарева, Некрасова, и особенно те их произведения, героем которых был народ, «духовно воздействовала на народно-песенный репертуар и стимулировала собственное поэтическое творчество народных масс».[2] Стихотворения Пушкина, Кольцова и Лермонтова при всей своей близости к песенно-поэтическим источникам были самобытны и неповторимы.
«В то же время поэзия Некрасова, утверждая новые эстетические ценности и новые методы их художественной реализации, так внешне непохожие на методы Пушкина, Лермонтова и Кольцова, сохраняет свою внутреннюю преемственность от них».[3]
«В поэзии Кольцова, Никитина и Сурикова с наибольшей полнотой отразились как основные общественно-политические конфликты, так и лучшие этические и эстетические устремления эпохи, эпохи падения крепостного права и подготовки буржуазно-демократической революции в России. На разночинском этапе русского освободительного движения «с неведомой силой» потрясала сердца и возбуждала умы современников поэзия Н.А.Некрасова».[4] Сборник его стихотворений 1856 года отличался единством пронизывающего его пафоса революционно-демократических идей и тем художественным своеобразием, которые делали его книгой, открывающей новый, некрасовский этап в развитии русской поэзии. В писательском внимании к жизни народа (крестьянства) Некрасов не был одинок. Его предшественником в разработке этой темы был А.В.Кольцов. Не без воздействия Кольцова, прославлявшего светлую сторону крестьянского труда, начинал изображать трудовую деятельность крестьянина и Некрасов. Некрасову было близко драматическое начало поэзии Кольцова, сила духа, бунтарские порывы его лирического героя. «Поэзия Некрасова «усыновила» реально-повествовательные традиции кольцовской лирики. Воспетый Кольцовым идеал народного труда и раздолья, воли, приобрёл у Некрасова социальное и политическое значение, а грусть сильной души, ищущей простора и не находящей его, - лирический мотив многих стихотворений Кольцова – переросла у Некрасова в горячую преданность интересам народа. В его творчестве поэзия слилась с песенным, народно-эпическим началом».1 Кольцовские мотивы и изобразительные средства нетрудно найти в таких стихотворениях Некрасова, как «Я за то глубоко презираю себя…» (1845 год) и «Огородник» (1846 год).
Поэтический мир Кольцова «был условно-романтическим миром», в то время как Некрасов «знает нагую реальность тяжёлого труда и отражает его с той прямотой и верностью, какие стали обязательными после достижений натуральной школы».2 Поэт воспринял все лучшее, что было создано русскими мастерами пейзажной лирики, от Державина и Пушкина до Лермонтова и Кольцова, не исключая и современных ему поэтов, прежде всего Тютчева и Фета. «Содержание некрасовских пейзажей определялось, прежде всего, условиями жизни и мировоззрением дореформенного крестьянства, и родоначальником их в русской поэзии был А.В.Кольцов, традицию которого продолжил Некрасов».3 По мнению Чернышевского, Некрасову предстоит повести за собой поэзию. М.А.Михайлов, Н.А.Добролюбов, Д.Д.Минаев, В.С.Курочкин, И.С.Никитин «двигались в фарватере поэзии Некрасова, и самое своеобразие их стиля воспринималось и оценивалось на фоне его деятельности».4 «Никитин ещё не оценён в достаточной мере. Его оценка в будущем, и с течением времени его будут ценить всё более и более. Никитин переживёт многих, даже более крупных поэтов…»5 – писал Л.Н.Толстой.
В наше время как нельзя лучше подтвердились слова великого писателя. Простые и задушевные стихи Никитина глубоко волнуют нас.
Иван Саввич Никитин вошёл в русскую литературу как подлинно народный поэт. Его творчество тесно связано с демократической поэзией 50-60-годоа XIX века, с дальнейшим развитием освободительного движения в России.
Бедная молодость, дни невесёлые,
Дни невесёлые, сердцу тяжёлые…-
писал поэт Иван Саввич Никитин, вспоминая свою невесёлую, трудную жизнь. Никитин очень хотел стать образованным человеком, но ему не пришлось: отец разорился, надо было ему помогать. Всё свободное время читал, стал писать стихи. Как вспоминал сам Никитин, «с летами любовь к поэзии росла в моей груди, но вместе с нею росло и сомнение: есть ли во мне хотя искра дарования».1 В 1853 году в воронежской газете было напечатано стихотворение Никитина «Русь».
Голубых небес, -
Вижу – даль степей
Зеленеется…-
так начиналась эта песня о просторах великой русской земли, о её богатствах, о героическом её прошлом и славном будущем. В заключение следовали строки, особенно волновавшие русских людей:
Уж есть за что, Стать за честь твою
Русь могучая, Против недруга,
Назвать матерью, Сложить голову!
Спит в лачужке, на грязной соломе,
Богатырь в безысходной беде,
Крепче камня в несносной истоме,
Крепче меди в кровавой нужде.
Под ногами сор, Чёрствый хлеб, вода,
Сор на лавках, паутины Кашель пряхи, плачь дитяти…
По углам узор; О нужда, нужда!..
В этом отрывке поэт не использует ни одного глагола. Сухое, безличное перечисление. И лишь в конце – вскрик потрясённой души. Поэт не мог быть равнодушным к тем каторжным, мучительным условиям жизни, которые обрекали народ на голод, болезни, преждевременную старость и смерть.
«Заслуга Никитина и была в той беспощадной правдивости, с какой он сумел передать в своих стихотворениях тяжёлые переживания крепостного крестьянина, городского ремесленника, дворового, пряхи, швеи. Этим объясняется и трогающее чувство глубокой взволнованности поэта. Отсюда же и его личное художественное видение мира, где безысходная печаль живёт годами, где в глухие бессонные ночи все слёзы выплаканы».1 Много чудесных стихов написал Никитин о русской природе («Утро», «Встреча зимы», «Утро на берегу озера» и др.). Высокохудожественны по своим неповторимым краскам и по богатству звуков пейзажи поэта. «Великолепный художник русской природы, он с проникновенным лиризмом и теплотой воспроизвёл знакомые и дорогие ему с детства картины родной земли».2 Иван Бунин с восхищением писал о том, что в никитинских картинах природы «была та неуловимая художественная точность и свобода, та даже расстановка слов, тот выбор их, которыми руководствуется невольно только художник, знающий природу всем существом своим…»1