Министерство образования и науки Российской Федерации
Тольяттинский государственный университет
Гуманитарный институт
Кафедра теории и практики перевода
Специальность 031202 Перевод и переводоведение
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Поэтика и метафоричность произведений С. Кинга (на основе повести "Долгая прогулка")
СТУДЕНТКА О.А. МАРЯЕВА
РУКОВОДИТЕЛЬ к. п. н.,
доцент А.Н. МАЛЯВИНА
Работа защищена с оценкой
Руководитель курсовой работы
"_____"___________________ 2008 г.
Тольятти, 2008 г.
Содержание
Введение
Глава I. Проблемы развития литературы США XX века
1.1 Культурно-социальные и общественно-политические основы эволюционирования литературы США второй половины ХХ века
1.2 Истоки фантастической литературы и литературы ужаса
Выводы по первой главе
Глава II. С. Кинг как представитель современной американской литературы
2.1 Особенности творчества Стивена Кинга
2.2 Поэтика и метафоричность повести Стивена Кинга "Долгая прогулка"
Выводы по второй главе
Заключение
Библиография
Престиж массовой литературы в наше время крайне низок, т.к, по мнению литературоведов, произведения подобной направленности не представляют какой-либо художественной и исторической ценности. В то же время, в современной литературе уже достаточно трудно провести границу между "массовой" и "элитарной", поскольку во многих произведениях, считающихся беллетристикой, достаточно детально и объективно рассматриваются те или иные общественные явления. Стиль изложения в таких произведениях также приближен к "серьезной" литературе: обилие и оригинальность тропов, разнообразные стилистические приемы, риторические фигуры.
Данное исследование посвящено творчеству Стивена Кинга и обусловлено тем, что в современном литературоведении ему не уделяется достаточного внимания, хотя в последнее время тема паралитературы часто поднимается в научных кругах.
Стремление отобразить существующую проблему побудило нас избрать следующую тему исследования: "Поэтика и метафоричность произведений С. Кинга (на основе повести "Долгая прогулка")".
Актуальность выбранной темы обусловлена несколькими факторами:
1) популярностью произведений С. Кинга,
2) художественным своеобразием писателя,
3) малой степенью раскрытия этой темы в трудах современных литературоведов.
Объектом курсовой работы является творчество С. Кинга, предметом - поэтика и метафоричность повести С. Кинга "Долгая прогулка".
Цель работы - изучение своеобразия художественных средств в повести "Долгая прогулка" С. Кинга.
В соответствии с целью исследования определяются следующие задачи работы:
1) изучить теоретический материал, касающийся литературы США 2-ой половины ХХ в.;
2) определить истоки фантастической литературы и литературы ужаса;
3) проанализировать особенности творчества С. Кинга;
4) провести анализ поэтики и метафоричности повести С. Кинга "Долгая прогулка".
Методологической основой исследования послужили труды G. Woodcock, А.И. Голышевой, Н.Ф. Овчаренко и других литературоведов; также были задействованы различные Интернет-энциклопедии.
Фактическим материалом для анализа послужила повесть С. Кинга "Долгая прогулка".
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект и предмет исследования, характеризуются цели.
В первой главе "Проблемы развития литературы США ХХ в." рассматриваются основы эволюционирования литературы США ХХ в., тенденции и направления в развитии литературы США, а также определяются истоки фантастической литературы и литературы ужаса.
Вторая глава "С. Кинг как представитель современной американской литературы" посвящена изучению особенностей творчества Стивена Кинга, а также лингвистическому анализу повести С. Кинга "Долгая прогулка".
Библиографический список насчитывает 22 источника.
В заключении обобщаются результаты данного исследования.
Изучая различные источники, освещающие литературу США второй половины ХХ в., можно придти к заключению, что практически все критики одинаково оценивают последствия Второй мировой войны для Америки, сходясь в том, что эта война стала для страны не потрясением во всех сферах жизни (экономической, социальной, политической, культурной), как это было с Европой, а своеобразной "стартовой площадкой" экономического подъема. Америка вышла из войны не истощенной, а разбогатевшей, монопольно владеющей оружием невиданной разрушительной силы, что позволило ей совершить мощный экономический рывок, притязая на мировое господство.
Благополучие американцев никак не способствовало их духовному росту, напротив, оно порождало равнодушие ко всему, что не было связано с прибылью, им стали не интересны философские проблемы, столь живо волновавшие "кризисное" общество 30-х годов. С наступлением периода президентства Гэрри Трумена резко изменился внутриполитический климат в стране: создание Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности означало повсеместное наступление реакции: преследование "инакомыслящих" писателей, политических деятелей и т.д. Естественно, начавшаяся "охота на ведьм" не могла не сказаться на литературе США.50-е годы называют "испуганным", "молчаливым" десятилетием - "замолчал" Э. Хемингуэй, отошел от резкой постановки социальных проблем Дж. Стейнбек, среди писателей вновь наметилась тенденция покидать Америку, делая выбор в пользу Европы, в стране воцарился дух конформизма и приспособленчества.
Именно благодаря вышеупомянутым факторам получила стимул для развития "массовая литература", или "паралитература", направленная на "среднего потребителя". По определению Н.П. Кубаревой, "массовая беллетристика, как и массовая культура в целом, - это способ существования высокоразвитого общества, в котором делают ставку на формирование "среднего" человека, лишенного индивидуальных вкусов, склонностей, языка, образа жизни, который легко усваивает готовые культурные стандарты" [3]. Средний американец 50-х гг. представлял собой семейного человека, который имел за плечами несколько лет учебы в колледже или университете и нашел свое "место под солнцем", благодаря доходу от которого мог позволить себе отправить своих двоих детей в колледж. Он уверен в том, что именно Америка победила в войне, а лишние размышления на эту тему не принесут ему ничего хорошего, он свято верит в правоту своей всесильной страны и её "истеблишмента". На досуге ему гораздо приятнее почитать детективный роман, в котором бесстрашный герой, современный "рыцарь без страха и упрека" спасает белокурую красотку, раскидывая врагов направо и налево. Популярность подобных произведений заключалась, вероятно, в том, что среднестатистический читатель находил в этом герое реализацию своих тайных желаний и надежд - на победу и успех.
К концу 50-х гг. на литературную сцену выходит новое поколение американцев, осознающих и неприемлющих бездуховность и конформизм отцов. Если писателям школы "горячей крови" - от Джека Лондона до Эрнеста Хемингуэя - была свойственна ясность и внятность интонации, то, начиная с 50-х гг., в американской прозе, поэзии и драматургии начали преобладать ироничность, беспокойство, самобичевание, застенчивость и чувствительность. Роман Дж. Сэлинджера "Над пропастью во ржи" впервые заявил о неблагополучии в духовной жизни американцев и назревавшем бунте молодых, которые в последующем и станут поколением "битников". Они называли себя "бит-поколением"; критика заговорила о "битом (или "разбитом") поколении", хотя "апостол" битничества Джек Керуак, придумавший в 1952 году это определение, вкладывал в него иной смысл: "Бит означает ритм, пульсацию, не разбитость" [3].
Движение битников привлекло к себе внимание выходом в свет книги Дж. Керуака "На дороге" (1957г), ставшей своеобразным знаменем движения, поэмы А. Гинзберга "Вопль" и песен Боба Дилана.
В основу идеологии и эстетики поколения "битников" легла проблема отчуждения человека. Битники фиксировали состояние отчужденности человеческой личности от современного им общества, и это, естественно, выливалось в форму протеста. Это явление было стихийным нонконформистским движением творческой молодежи и ее единомышленников за создание новой культуры, нового образа жизни. Представители данного молодежного движения давали почувствовать, что их современники-американцы живут на развалинах цивилизации.
Ряд критиков определяет общественную и политическую обусловленность появления битничества следующим образом: "поколение людей, родившихся в 20-е годы, - пишет Т. Морозова, - росших в обстановке экономического кризиса, принимавших участие во Второй мировой войне или бывших ее свидетелями и испытавших всю меру разочарования, которое принес послевоенный период. Большинство битников принадлежало именно к этому поколению; по мере того, как шло время, к ним присоединялись более молодые люди" [3]. Американский писатель и публицист Ф. Боноски склонен относить к "бит-поколению" тех молодых американцев, которые родились в годы Второй мировой войны и чье детство и отрочество пришлось на мрачный период послевоенного пятнадцатилетия. "Можно без колебаний указать момент, когда социальные проблемы утратили свои "истинные" пропорции, когда все процессы ускорились и вырвались за прежде установленные рамки: это случилось, когда американский президент - бывший галантерейщик Трумэн - сбросил атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Этот акт - акт геноцида - разом перечеркнул все постулаты буржуазной морали. Зло стало повсеместным, чудовищным. И "хорошие" и "нехорошие" равно погибли от этих бомб, назначение которых было - уничтожить все" [3].