Смекни!
smekni.com

Поэтика сборника А.А. Фета "Вечерние огни" (стр. 2 из 2)

Как мы уже отмечали, в стихах Фета на первый план выходит ощущение, впечатление; при этом сюжетная линия так и остается не проясненной. Недосказанность мы найдем во многих стихотворениях поэта. Например, "Я тебе ничего не скажу..." (1885) Часто о нем пишут, что, несмотря на кольцо-обещание фраз - первой и повторяющей её последней, - поэт в нем как раз обо всем говорит. Но это не совсем так. Читатель, конечно, все понимает, но, тем не менее, чувство не названо, об отношении к героине нет ни слова, кроме нежелания ее тревожить. Отчего же все-таки услышано признание? Все дело опять же в колдовской музыкальности Фета, той нежности интонаций и в той точности передачи состояния души, которой обладает поэт." И я слышу, как сердце цветет". Слышать цветение - значит, заметить тайное тайных. Умолчание в этом стихотворение становится важнее слов.

Обращаясь к любовной лирике "Вечерних огней" мы замечаем, что у автора речь ведется в настоящем времени, а в действительности это только живое воспоминание прошедшего, восстановление его по памяти в таком виде, словно бы дело происходит вот именно сейчас. Это настоящее время, которое в действительности означает давнопрошедшее.

В шестидесятисемилетнем возрасте Фет писал:

Не нужно, не нужно мне проблесков счастья,

Не нужно мне слова и взора участья,

Оставь и позволь мне рыдать.

(1887)

Еще через год он писал:

И снова я люблю, и снова я любим,

Несусь во вслед мечтам любимым,

А сердце грешное томит меня своим

Неправосудьем нестерпимым.

В том же - 1889 г. в феврале сказано:

Когда из-под ресниц пушистых на меня

Блеснут глаза с просветом ласки,

Где кистью трепетной я наберу огни?

Где я возьму небесной краски?

В том же году в мае написано:

Так молчать нам обоим неловко,

Что ни стань говорить - невпопад;

За тяжелой косою головка

Словно хочет склониться назад.

На недоуменный вопрос одних, насмешку других, восторги третьих по поводу запоздалого чувства Фет ответил стихами:

Полуразрушенный, полужилец могилы,

О таинствах любви зачем ты нам поешь?

Зачем, куда тебя домчать не могут силы,

Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь?

Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь;

В напевах старческих твой юный дух живет.

Так в хоре молодом: Ах, слышишь, разумеешь! -

Цыганка старая поет.

Даже на последнем году жизни поэт не изменил себе. В середине студеного февраля 1892 года он пишет стихи:

Мой поцелуй, и пламенный, и чистый,

Не вдруг спешит к устам или щеке;

Жужжанье пчел над яблонью душистой

Отрадней мне замолкнувших в цветке.

Больной, исстрадавшийся человек пишет жизнестойкие и озаренные жизнью стихи. Сочетание прошедшего с настоящим, воспоминания и нынче переживаемого имеет у Фета свое продолжение, развивается в мотив философский. Это связь времен, соотношение мгновения и вечности:

Пора за будущность заране не пугаться,

Пора о счастии учиться вспоминать.

Для поздних стихов Фета характерна философская тематика. Фет говорит о грустной пошлости жизни и выходе из нее в мир красоты, о бедности человеческого познания и обычного прозаического слова, о богатстве искусства, преодолевающего время и о бедности искусства в сравнеии с естественной красотой мира. Но все же основной тон поэзии Фета - мажорный, а не минорный. Жизнь печальна, искусство радостно - такова обычная мысль Фета. Искусство для Фета - единственная прочная радость жизни, и чувством радости оно и должно быть проникнуто.

Заключение

Мы рассмотрели последний поэтический сборник А.А. Фета "Вечерние огни", его поэтику и основные символы. В заключении лишь ещё раз отметим что до конца жизни поэт оставался верен эстетике чистого искусства, в его лирике основными темами являются Любовь, Природа, Искусство. Так же стоит ещё раз упомянуть о выдающейся мелодике его стихотворений и об импрессионистическом восприятии мира.

Лирика Фета, достигшая наибольшего расцвета в период "Вечерних огней, не только доставляет огромное эстетическое наслаждение. На лучших образцах ее можно, как подчеркивали и Некрасов, и Чернышевский, и Л. Толстой, и Страхов, учиться " чувству поэзии", восприятию и постижению прекрасного.