Смекни!
smekni.com

Причины преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказания") (стр. 2 из 4)

Раскольников стал жертвой социального унижения. Погруженный в нищенскую обстановку, он начинает страдать, мучиться. Убожество жилья, постоянное отсутствие денег – все это давило на бедного студента, попавшего в невыносимые условия. И герой не желает мириться с такой жизнью. Подробности быта позволяют понять истоки состояния подавленности героя, начинаешь понимать, что человек, живущий в такой обстановке, может дойти до любого безумия.

IV. Положение семьи

Под угрозой оказывается и судьба матери и сестры Раскольникова, не защищенных от жестокости и несправедливости окружающего мира. Он прекрасно знает, что они живут очень плохо, в долгах, да еще постоянно присылают ему деньги. И сильно развитое чувство порядочности не позволяет Родиону пользоваться средствами матери, которую он должен содержать, но крайняя нужда заставляет героя это делать.

Герой всем сердцем переживает за свою семью, успевшую познакомиться с тяжелой участью человека из непривилегированных слоев населения, пережить гонения помещиков и богачей. Его душа болит за горячо любимую сестру Дуню, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием, и понимает , как трудно все это переносить. Работая гувернанткой в доме Свидригайловых, она сносила сначала грубость и насмешки со стороны хозяина, а потом его настойчивые ухаживания и не могла покинуть этот дом, так как взяла вперед немалую сумму денег, чтобы выслать брату, и должна была сперва расплатиться, да к тому же не хотела вызвать подозрений у жены Аркадия Ивановича и разрушать семью. Но когда Марфа Петровна узнала об отношении своего мужа к Дунечке, то обвинила во всем ее и опозорила бедняжку во всех домах, так что больше устроиться ей было некуда. Невозможно было даже выйти на улицу: кругом шептались, бросали презрительные взгляды; а все знакомые сразу же отвернулись от Дуни и Пульхерии Александровны. Потом, конечно, честь сестры была восстановлена (Свидригайлов признался во всем жене), но, сколько страданий пришлось вынести этой девушке. Дунечка своенравна и великодушна. Она готова пожертвовать собой и выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его и даже чувствуя к нему отвращение, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Дуня собирается погубить себя и решается на этот шаг из-за любви к своему брату Роде, из-за невозможности помочь ему другим способом. Но бесконечно любящий сестру и мать Раскольников не может принять от них такой жертвы и вместе с тем бессилен этому воспрепятствовать, ибо ему «нечего предложить сестре взамен».

С первых слов письма матери, в котором сообщалось о предложении Дуне со стороны Лужина, он возненавидел этого, «кажется, доброго человека»: «Не бывать этому браку…». Родиону ненавистна сама мысльо том, что Дуня выйдет замуж за Лужина, которому нужна жена, почитающая его за своего спасителя и безмерно благодарная за все его добрые дела. Он прекрасно знал, что Дуня никогда не связала бы свою жизнь с человеком, которого не уважает из одной личной выгоды, она лучше бы умерла или выполняла непосильную работу, чем «оподлила свое нравственное чувство», и понял истинную причину поступка сестры: этот господин может содержать свято любимого брата в университете, потом сделать его копаньоном в конторе; и ненаглядный Родя непременно станет уважаемым человеком. Его сознание сразу охватывает весь смысл надвигающейся опасности: «А мать? Да ведь тут… бесценный Родя…» и «такою дочерью» можно пожертвовать! «А что, если… уже есть… презрение, омерзение?..» Раскольников сразу угадывает подлинную сущность Лужина, его корыстолюбивую, черствую и бессердечную натуру, видит в этом браке всего лишь куплю-продажу. А Дунечка и мать готовы закрыть глаза на всю мерзость сложившейся ситуации, разрешение которой занимает все мысли Родиона.

Он постоянно думает об этом, задает себе одни и те же вопросы, волновавшие его и ранее, наводящие тоску и заставляющие страдать, которые каждый раз он называл неразрешимыми. Но теперь Раскольников понимает, что бездействовать больше нельзя: «во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь», иначе жизнь его семьи превратиться в кошмар. Это очень мучает Раскольникова, не дает ему покоя; герой приходит к осознанию необходимости преступления – убийства старухи-процентщицы, на деньги которой он хочет поправить свое положение и положение семьи и тем самым избавить любимую сестру от замужества с Лужиным, а мать - от благословения дочери на вечные муки.

V. Сострадание к «униженным и оскорбленным»

Но не только несчастья своих близких трогают Раскольникова, заставляют убеждаться в несправедливости устройства мира. Его доброе, трепетное сердце открыто страданиям всех обездоленных. Он человек огромной внутренней прямоты и честности, не терпящий лжи и фальши, не понимающий людей, которые проворачивают свои «грязные делишки» за счет чужого несчастья, боли и думают только о собственном благополучии. Герой уверен: именно такие люди усугубляют и без того бедственное положение петербургских низов, а иногда являются причиной «падения» человека. Мир, в котором живет Раскольников и окружающие его люди, - мир отчаянья, лишений, мир, пугающий и страшный, в котором жизнь человеческая становится страданием: вечным, безнадежным и бессмысленным. Достоевский показывает нам жизнь - муку, жизнь - Ад и людей, которые пытаются этой жизнью жить. Это мир одиноких сердец и беспомощных слез. Кажется, сама судьба определила всем страдание и несчастье. И как они ни бьются, ни карабкаются из последних сил, им никуда не выбиться. Да и куда стремиться? - пути, предлагаемые действительностью, нечестны или порочны, а «нормальное», общепринятое – «выйти в люди» и «место достать» - представляется абсолютно недостижимым.

Хорошее нравственное воспитание не позволяет Родиону равнодушно смотреть на весь ужас, который творится вокруг. Каждая встреча с обездоленным этим миром ранит ему душу. Героя окружает атмосфера безмерного горя; повсюду - подавление человеческого достоинства. В душных и тесных комнатах голодают люди, умирают их мечты. На его глазах совершается множество преступлений, гибнут не только взрослые, но и дети, которые вынуждены каждый день наблюдать страшные картины повседневной жизни. И герой, обладая добрым сердцем, непременно хочет помочь всем, кто находится в безнадежном положении, придать смысл их существованию, дать им шанс на счастливую жизнь. Он не может смириться с мыслью, что судьба человека - унижение и боль. Беззащитность перед лицом действительности угнетает его.

Раскольников часто совершает великодушные поступки. Когда-то он содержал своего чахоточного товарища по университету, а после его смерти ухаживал за отцом умершего и потом похоронил его на свои средства. Однажды на бульваре Родион встречает совсем еще юную, но уже пустившуюся в разврат девушку, над которой хотел надругаться какой-то франт. Герой, обладающий тонкой, чувствительной душой, не может оставить ее в беде и даже дает городовому двадцать копеек, в которых сам очень нуждается, чтобы тот отвез девушку домой. Он переживает за дальнейшую судьбу этой молоденькой барышни, которая, скорее всего не доживет и до двадцати лет:

«─ Бедная девочка… Очнется, поплачет, потом мать узнает… и сгонит… А не сгонит… пронюхают Дарьи Францевны, и начнет шмыгать моя девочка, туда да сюда… Потом тотчас больница… ну а там… калека…». Герой понимает, что подобных примеров поломанных судеб найдется еще тысячи, и его сердце болит за каждый из них.

Мы видим любовь Раскольникова к людям, обиженным жизнью. У Родиона была трогательная привязанность к дочери хозяйки квартиры, у которой он снимал комнату. Герой вспоминал о ней: «… не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется за то, что всегда больная… Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил…». Ему присущи такие качества, как мужество, смелость, он готов пожертвовать собственной жизнью ради спасения тех, кто оказался в опасности. Это доказывает случай, когда Раскольников, ни секунды не раздумывая, бросился в горящее здание, чтобы вытащить оставшихся внутри детей, и был обожжен.

Герой видит, что люди не могут найти выхода из социального тупика, они обречены на нищету, унижения, пьянство, проституцию и гибель. И это потрясает восприимчивого юношу. Его волнует вопрос, почему одни – умные, добрые, благородные – влачат жалкое существование, а другие – ничтожные, подлые, алчные – живут в роскоши. Раскольников не смог смириться с тем, что человеческий мир так бесчеловечно устроен, что богатые безнаказанно господствуют над слабыми и угнетенными, и захотел изменить этот порядок. Герой начинает все сильнее ненавидеть «хозяев жизни», тех, кто равнодушно смотрит на чужое несчастье и пользуется безвыходной ситуацией, в которой находится большое количество людей. Повсюду Родион видит искалеченные судьбы, причина которых – постоянная нужда, страшные условия жизни, недостойные человека. Это закономерно приводит героя к выводу о невозможности в таком жестоком мире жить, руководствуясь нормами нравственности и морали, принятыми в обществе. В его голове все крепнет мысль об убийстве старухи-процентщицы, ставшей для него воплощением зла и несправедливости. Эта ростовщица держит в рабстве свою сестру, безответную и простодушную Лизавету, постоянно эксплуатирует ее, да еще и бьет. В этой противной старухе, у которой, кажется, камень вместо сердца, нет ни капли сострадания и жалости, скупость – ее главное качество: она дает за золотые и серебрянные вещи, принесенные для заклада, четвертую часть их настоящей цены и еще требует огромные проценты за свои услуги, наживаясь на страданиях бедных студентов, а накопленные богатства завещает монастырю «на вечный помин» своей бессовестной души. И Раскольников думает, что жизнь этой ничтожной, бесполезной старухи ничто по сравнению с судьбами сотен людей, которых можно спасти на добытые деньги. Этим спасением, по мнению героя, вина сама загладится: «Сотни, тысячи… существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата… и все это на ее деньги». Он будто чувствует ответственность за все зло, совершающееся в мире, и считает своим долгом отомстить за всех поруганных и обездоленных, устранить ежечасно свершающуюся несправедливость.