Смекни!
smekni.com

Проблема нравственного идеала в творчестве Диккенса (стр. 3 из 3)

Образ Домби лишен налета мистифицированности, которая чувствовалась в фигурах капиталистов, выведенных в ранних романах Диккенса. Он не вызывает, как, например, Ральф Никльби, ассоциации с человеком, продавшим душу дъяволу. Он не злодей в прямом смысле слова. Он не обманывает, не лицемерит; ему свойственна своеобразная профессиональная честность: обанкротившись, он считает своим долгом расплатиться с кредиторами. Он - жертва, как сознает и показывает Диккенс, уродливых социальных условий жизни, жертва страсти к наживе, жертва гордости, свойственной владельцу торговой фирмы.

Нельзя не заметить, что в романе автор отказывается от чрезмерной прямолинейности в изображении героев. Характерам Домби, Какркера, Эдит присуща психологическая сложность. В прежних произведениях этого не было. Образы Ральфа Никльби, Феджина одноплановы. Характер Домби более сложен. Он жесток, бездушен и холоден, но его чувство к Полю велико и переживания, связанные со смертью мальчика, мучительны. Автор нашел возможным в конце романа "простить" Домби, показав его сложную и многотрудную эволюцию в сторону человечности. История старого Домби задумана в плане рождественских сказок об исправившихся "злодеях - капиталистах", однако перенесена в реальный план. Эволюция старика Домби в своих общих чертах напоминает эволюцию скряги Скруджа. Однако эта рождественская сказка, превращенная в роман, более тесно связана с реальными законами жизни. Здесь Диккенс уже вплотную подходит к созданию "эпоса буржуазного общества". Но старик Домби, прежде чем исправиться, несколько раз и очень больно наказан реальной жизнью. Таким образом, на службе у этой "рождественской сказки" стоит вся реальная действительность. Благодаря своему перерождению Домби становится своеобразным героем "романа воспитания".

Людям, жизнь которых основана на фальшивых ценностях, на почитании богатства, родовитости, резко противопоставлены в романе люди из народа. Образами семейства машиниста Тудла, капитана Каттла, служанки Сьюзен Ниппер и других Диккенс убеждает читателя, что жизнь, хоть и далекая от материального достатка, но здоровая и честная, - подлинный идеал человеческого существования. Простые люди, как обычно у Диккенса, неказисты на первый взгляд, смешны, чудаковаты. Они застенчивы, нередко непрактичны, не обладают хваткой домби, каркеров и бегстоков. Но свой нравственный идеал писатель связывает именно с ними.

Реализм Диккенса зреет, крепчает в произведениях более поздних. К ним относятся "Холодный дом", "Крошка Доррит", "Дэвид Копперфилд". "Дэвид Копперфилд" был любимым детищем писателя. Он отличается от других романов тем, что здесь автор появляется перед нами сам, своею собственной персоной. Этот роман играет роль первостепенного автобиографического документа.

История детства Дэвида обрисована в идиллических тонах. Но в эту идиллию постепенно вторгаются посторонние силы, которые в конце концов ее уничтожают. Счастливая пора детства Дэвида нарушается вторжением в дом мистера и мисс Мардстон. Отчим и его сестра - первые наставники мальчика. Их "уроки" и поучения отравили его существование под родной крышей. Корыстолюбивые и жестокие люди меньше всего помышляют о благе ребенка.

Домашнее "воспитание" сменяется школьным. Учебное заведение мистера Крикла, именуемое Сэлем - Хуаз",становится местом новых мучений. Разорившийся торговец хмелем, который возглавляет школу, конечно, ничему научить не может Нужно обладать незаурядными способностями, чтобы в мрачной атмосфере Сэлем - Хуаза собрать хоть какие - то крохи знаний.

Настоящей школой для Дэвида стала школа жизни, и подлинные наставники - няня Пегготи, рыбак Пегготи, Хэм и малютка Эмми. Они его верные друзья, у них он находит поддержку. У них обучался он бескорыстию и человечности. Истинным другом Дэвида становится и его бабка - Бэтси Тротвуд.

Если первую часть романа можно было бы назвать идиллией, которая постепенно гибнет от соприкосновения с действительностью (детство), то во второй части уже сама суровая действительность становится главной темой романа. Третья и последняя часть "Дэвида Копперфилда" должна вплотную подвести нас к тому, что есть "сейчас", к "сегодняшнему дню". Поэтому тени, ушедшие в прошлое, все более становятся тенями. Так происходит со всеми, кого автор оставляет за гранью настоящего, в прошлом. Так не происходит только с Агнес, ибо Агнес в ее действительной сущности - не только друга, сестры, советчицы, но и жены - раскрывается лишь к концу романа. Она принадлежит не к прошлому, а настоящему автора. Поэтому ее характер в романе не до конца раскрыт.

Роман примечателен тем, что впервые в истории литературы Диккенс изобразил с таким искусством душевный мир ребенка. Дети в литературе 18 века были разумными построениями писателей, - это были взрослые люди в миниатюре. Да и сам Диккенс в своем изображении детей проделал большую эволюцию. Сказочные девочки его ранних произведений, вроде Нелли или "маркизы", тоже были взрослыми. Оливер Твист или угнетенные дети в "Николасе и Никльби" были охарактеризованы скорее внешне, с точки зрения событий, происходивших с ними, как юные страдальцы. Сдвиг начинается с "Домби и сына". Здесь события романа проходят перед нами, преломляясь через внутренние переживания ребенка. Но апогея это развитие достигает в “Дэвиде Копперфилде".

Книга написана в форме жизнеописания; передано "движение жизни",которую автор сравнивает с вечно струящейся рекой, неслышно несущей свои воды от детства к юности и годам зрелости. И характер героя показан в движении, в процессе становления и развития, в его противоречиях и внутренней борьбе. Дэвид Копперфилд проходит тяжелые жизненные испытания, но но разочаровывается в жизни, сохраняет отзывчивость сердца и веру в людей. Это роман о становлении личности, формировании характера молодого человека, вступающего в жизнь и находящего свое призвание.

Своеобразие позднего творчестве Диккенса проявилось в романе "Большие надежды". Простого, честного и бескорыстного человека не может удовлетворить пустая, хотя и обеспеченная жизнь сытого буржуа, которая убивает в людях все лучшее и человечное. Деньги, окрашенные кровью и отмеченные печатью преступления, не могут принести счастья, - к такому убеждению приходит герой романа Филип Диррип, или Пип. Повествование ведется от лица героя. Пип сам рассказывает историю своей жизни и крушения своих надежд. Бедный деревенский мальчик - сирота становится благодаря помощи беглого каторжника состоятельным молодым джентльменом с надеждами на крупное наследство и обеспеченное существование. Но его ожиданиям не суждено сбыться.

Характер Пипа динамичен, он формируется под влиянием условий жизни, окружающих людей, происходящих событий. Вот Пип, маленький, робкий и одинокий мальчик, читая по слогам надписи на могильных плитах деревенского кладбища, впервые задумывается над жизнью. Дружба с кузнецом Джо, его покровительство и ласка скрашивают детство Пипа.Но вот происходит его знакомство с мисс Хэвишем, встреча с Эстеллой, - и это заставляет героя по - новому взглянуть на себя и свою прежнюю жизнь. Он начинает стыдиться своего дома, грубых башмаков, своего невежества. Ему становится обидно, что он - "самый обыкновенный деревенский мальчик", а его лучший друг Джо - лишь простой кузнец. У Пипа появляется желание "стать джентльменом". Появление тайного покровителя открывает путь к осуществлению его желаний. Покровителем Пипа оказывается бывший каторжник Абель Мэгвич. Но, становясь джентльменом, делая долги, спасаясь от кредиторов, завязывая новые знакомства, Пип не становится ни лучше, ни счастливее. Ни одна из надежд не осуществляется, ведь главный закон общества джентльменов - это закон выгоды.

Тема джентльменства и преступности - блестящий художественный прием, определяющий сюжет романа, он используется для сближения и как бы переплетения мира джентльменов и мира преступников. Диккенс показывает, как общество, преступное в своей основе, порождает правонарушителей, калечит людей. Именно так сложилась судьба Абеля Мэгвича. История его жизни - это история постепенного падения и гибели человека под бременем законов и несправедливых порядков, установленных лицемерным обществом джентльменов. В истории Мэгвича писатель, наконец, показал, что может произойти с человеком в капиталистическом обществе без тех пресловутых "добрых денег", к которым он так часто прибегал в конце своих романов, - Мэгвич остался внутренне благородной личностью, но нравственно и физически он обречен на гибель.

В романе "Большие надежды" обществу джентльменов Диккенс противопоставляет кузнеца Джо, деревенскую девочку Бидди, порвавшего со своим семейством молодого Герберта Покетаэ. Эти образы несут в себе замечательные человеческие качества; в них отразилось стремление романиста найти свой идеал в народной среде, в том единении простых людей, о котором мечтает Джо.

Становление характера главного героя происходит на протяжении всех этапов творчества Диккенса. Главные герои ранних романов обычно представляли собой довольно бледные фигуры, наделенные, однако, всеми необходимыми атрибутами "идеальности" - тут и бескорыстие, и благородство, и честность, и стойкость, и бесстрашие. Таковы в особенности Оливер Твист и Николас Никльби.

В "Домби и сыне" писатель показывает персонажей в более реалистическом русле. В этом романе главный герой не идеален. Именно поэтому характер его не статичен, он изменяется; углубляется психологизм.

В "Дэвиде Копперфилде" абсолютная "идеальность" главного героя уже несколько поколеблена: у него появляются слабости, сомнения, даже ошибки.

В "Крошке Доррит" и в "Холодном доме" центр тяжести сдвинут в сторону больших исторических событий и широчайшей социальной тематики, так что здесь вряд ли можно говорить о каком - то едином центральном (и идеальном)герое для каждого романа.

Главный герой вновь появляется у Диккенса с возвращением к биографическому построению сюжета. Но характер его уже успел сильно измениться. Автор рисует героя с момента его обогащения тщеславным, иной раз себялюбивым, малодушным. "Добрые деньги" оказались бесполезными деньгами, и в довершении еще и "страшными деньгами",так что к финалу романа Пип приходит разбитым человеком, отдыхающим душой у чужого семейного очага. В итоге, в конце жизни Диккенс приходит к выводу, что нравственным идеалом в современной ему действительности может быть только душа ребенка. Только она способна воплотить в себе и все лучшие качества человечества.