Поборники государственной церкви продолжали давить на диссентеров, и Дефо убедился, что бесполезно вести с ними полемику. Тогда он написал изданную им в 1702 году сатиру под названием "Простейший способ разделаться с диссентерами".
"Никакие выдержки не в состоянии дать понятия о неподражаемой иронии этого удивительного произведения. Самая злая насмешка и самые жестокие удары сатиры здесь скрыты под оболочкой слов, которые можно было бы вложить в уста одного из самых яростных поборников государственной церкви; все их вожделения и затаенные мысли выражены здесь их же собственным языком… Все замеченные настроения известной среды высказаны здесь с такою реальною правдой, что сатира произвела настоящий переполох между более боязливыми из диссентеров, а обезумевшие фанатики англиканства приняли ее за произведение одного из самых преданных чад своей церкви" [3; 103].
Вскоре было открыто, что автор памфлета - диссентер, что памфлет - сатира на фанатиков церкви, поэтому было решено уничтожить автора. Противники Дефо были вынуждены предать поруганию книгу, от которой совсем недавно приходили в восторг. Дефо скрывался, и в июльском номере "Лондонской газеты" было объявлено о выдаче награды за его поимку.
Памфлет Дефо в феврале 1703 года был публично сожжен палачом. Типографщик и книготорговец, распространявшие его книги, были арестованы, и Дефо решил отдаться в руки правительства. Пока писатель был в заключении, он выпустил несколько памфлетов, была издана "Сатира на самого себя", где Дефо сознается в своем ослеплении, которое привело к тому, что публика приняла смысл памфлета за чистую монету.
Дефо обещали "милосердие королевы" и уговорили отказаться от защиты, но его обманули и признали виновным в составлении и публикации нарушающего спокойствие памфлета. Приговором было решено уплатить штраф 200 марок, троекратно выставить у позорного столба и заключить в тюрьму на определенный срок, по желанию королевы; кроме того, Дефо должен был внести денежный залог в течение последующих семи лет.
После вынесения приговора Дефо просидел еще двадцать дней в Ньюгейтской тюрьме, до выставления у позорного столба. "Нужно удивляться невероятной энергии и умственной силе этого человека, который во время краткого промежутка до ожидавшего его позорного наказания успел написать еще два сочинения: памфлет “Кратчайший путь к миру и единству", где он взывает к христианскому чувству братской любви и терпимости как членов англиканской церкви, так и диссентеров, и знаменитый “Гимн позорному столбу”, в котором автор навеки пригвоздил к позорному столбу своих бессовестных гонителей" - восхищается А.В. Каменский [3; 105].
29 июля 1703 года Дефо впервые был выставлен на позор перед толпой на улице против биржи в Корнхилле. Тогда же вышла сатира, расхватанная собравшимся народом. Эффект от прочтенного последовал незамедлительно: "собравшаяся громадная толпа, разогнав солдат, обратила позор Дефо в торжество, причем украсила эшафот со столбом гирляндами и усыпала цветами" [3; 106]. Кто бы мог подумать, что позорный столб может стать пьедесталом почета?. .
В начале 1704 года произошел министерский кризис: партия тори уступила место вигам, и Гарлей (впоследствии лорд Оксфорд) встал во главе министерства. Он считал Дефо весьма полезным человеком и стал хлопотать о его освобождении. В половине августа Даниель Дефо был освобожден из Ньюгейтской тюрьмы, причем все лежавшие на нем штрафы уплатила королева, была также оказана помощь его семье. После тюрьмы здоровье писателя было сильно расшатано, и по освобождении Дефо удалился на некоторое время с семьей в местечко Эдмондбюри, где набрался новых сил. Гарлей и позже оказывал ему всяческую поддержку, поручал содействовать своим пером и советом кандидатам либеральной партии на выборах.
Когда были улажены все дела с кредиторами, Дефо отказался от коммерческих предприятий и посвятил свое время литературной работе.
Первое издание "Робинзона Крузо" вышло в Лондоне в апреле 1719 года, Дефо тогда было уже пятьдесят восемь лет. К этому времени он уже издал сто девяносто разных сочинений и брошюр разных литературных жанров. "Дефо справедливо считается самым плодовитым писателем своего времени" [3; 112].
Литературная деятельность Дефо продолжалась. Например, особенно выдаются "Записки кавалера", написанные якобы во время войн в Германии и Англии, с 1632 по 1648 год. Простота языка и реальная правда заставляли читателей думать, что это действительно дневник очевидца и участника войн.
В 1722 году вышла знаменитая в свое время книга Даниеля Дефо "Дневник чумного города", написать которую автор бы не смог без тщательного изучения документальных источников и свидетельств очевидцев страшного бедствия, что говорит о журналистских качествах писателя, умении собрать по крупицам информацию.
"Смерть королевы Анны также отмечает целую эпоху в жизни Дефо. Он сам говорит про себя, что “тринадцать раз был богат и тринадцать раз впадал в нищету, причем не однажды испытал переход из королевского кабинета в Ньюгейтскую тюрьму”" [3; 121].
Новый король, Георг I, только по слухам мог знать о роли Даниеля Дефо в политической жизни страны, поэтому вскоре Дефо был лишен своих привычных занятий и вынужден добывать себе пропитание пером. "После смерти Анны он сделался жертвою самой ожесточенной злобы и клеветы своих противников; не раз за неправильно истолкованные памфлеты и газетные статьи, особенно по интригам его многочисленных врагов, ему грозило новое заключение в Ньюгейт. Его друг и первый покровитель, лорд Оксфорд, обвиненный в государственной измене, сидел теперь в тюрьме Тауэра, ожидая суда и смерти на эшафоте" [3; 122].
Вскоре Дефо был поражен апоплексическим ударом, но сильная натура восторжествовала, и он выздоровел.
Памфлет "Совет англичанина своим соотечественникам-избирателям" и некоторые другие считались до появления биографии Ли последними политическими произведениями Дефо. Однако это оказалось ошибкой.
Дефо принимал активное участие в выпуске "Журнала Миста". Из писем, написанных рукой Дефо после 1715 года, становится ясно, что "деятельность его… имела не совсем благовидный характер, шедший вразрез с тем, что до сих пор было известно о его прямоте и неподкупной честности". Под видом постоянного сотрудника и переводчика иностранных новостей он приобрел влияние на Миста, человека, выступавшего за якобитов. И Дефо, пользуясь его доверием, незаметно для издателя смягчал направленные против правительства статьи, вычеркивал в них все резкие места, сам помещал статьи в духе господствовавшей тогда партии вигов и превратил журнал в консервативный и безвредный. "Но даже при всей распущенности литературных нравов того времени, при всей страстности, отличавшей тогда борьбу партий, уже потому только, что жертвою обмана был человек, вполне доверявшийся ему, нельзя оправдать Дефо в этом темном деле, которое составляет, во всяком случае, единственное пятно на его безупречной жизни. Впрочем, как видно будет далее, он был жестоко наказан за свой проступок" [3; 124].
Поражает невероятная трудоспособность и ум шестидесятилетнего старика. Много у Дефо сочинений и проектов, посвященных и вовсе не политическим темам, а, например, обустройству города и общественным учреждениям. В 1727 году вышла его замечательная книга "Брачный разврат" - сочинение, в котором отразилась разъедавшая общество проблема, а основные высказываемые в нем мысли вполне подходят и к нашему времени.
На последнем году жизни Дефо стал преследовать обманутый им Мист и даже напал на него со шпагой, но писателю удалось обезоружить противника. Окончательно измученный, разбитый болезнью семидесятилетний старик лишился рассудка: он бежал от своей семьи и скрывался под чужим именем в разных городах Англии, в 1731 году вернулся в Лондон, но прятался в отдаленном квартале Сити, в Мурфилде, где снял себе комнату.12 апреля 1731 года он умер здесь в припадке летаргии на семьдесят первом году жизни и был похоронен квартирной хозяйкой.
Таким образом, видно, что всю свою сознательную жизнь Даниель Дефо посвятил служению государству, королю и благу английского народа. Не оставаясь в стороне, публицист своевременно реагировал на возникающие в обществе противоречия и проблемы, на все народные возмущения и пытался силой своего литературного таланта исправить ситуацию, сочиняя памфлеты. Приходилось иногда переступать и через врагов, и через друзей, и через свою совесть. Но таково призвание писателя-публициста. И Даниель Дефо ему всецело соответствовал.
Разберемся в проблематике памфлета "Чистокровный англичанин", написанного в 1701 году, и отметим выразительные средства, использованные автором.
"Любое неудовольствие королем Вильгельмом (ввиду его голландского происхождения) приобретало у англичан националистическую окраску" - отмечает Игорь Шайтанов в своей книге "Англия в памфлете" [1; 468]. Король не выполнял принятых парламентом решений о сокращении армии в мирное время до 8 тысяч человек, особенно возмущало народ пребывание голландских гвардейцев на территории Англии. "Дефо в числе очень немногих принял сторону Вильгельма, ограждая его от нападок рьяных патриотов" [1; 468].
Поводом к написанию "Чистокровного англичанина" послужил памфлет убежденного вига Джона Татчина "Иноземцы". В нем Татчин выражает свое недовольство иноземным происхождением властвующей особы. Дефо же посчитал нужным защитить короля, осмеяв в памфлете весь английский народ, который нельзя назвать единым в принципе, ибо он представляет собой помесь различных народностей. Приведя примеры воздействия разных национальностей на формирование синтетической английской культуры, Дефо доказывает, что обвинять Вильгельма в том, что он иноземец, - по крайней мере глупо. О важности, придаваемой своему творению, свидетельствует то, что Дефо не раз впоследствии подписывался этим псевдонимом - Автор "Чистокровного англичанина"; например, под этим именем вышло собрание его сочинений в 1703-1705 годах.