Я всегда был за тех, кому горше и хуже,
Я всегда был для тех, кому жить тяжело.
А искусство мое, как мороз, даже лужи
Превращало порой в голубое стекло [3, 352].
Кстати, тема поэта/автора требует специального исследования и не укладывается в рамки статьи.
Обращение к высказываниям поэта-артиста позволяет не только судить о школе его мастерства, но и соотнести его синкретическое искусство с "авторской песней" 1960-х-1970-х годов. Для наглядности размышления А.Н. Вертинского разделим на несколько подпунктов:
О музыкальной выразительности, с помощью которой передается смысл и содержание художественных текстов: "Надо помнить, что вещь, которая хороша на бумаге, далеко не всегда звучит так, как нужно, в музыке" [3, 548].
Об уникальности исполнения каждого произведения: "Повторять пропетую вещь - это то же самое, что раскрывать перед слушателем тайны колдовства. И если мне все-таки приходится петь на бис, я каждый раз пою по-новому" [3, 538].
О приоритетности слова в словесно-музыкальном жанре: "К своему творчеству я подхожу не с точки зрения артиста, а с точки зрения поэта. Меня привлекает не только одно исполнение, а подыскание соответствующих слов и одевание их в мои собственные мотивы" [3, 529].
О составных жанра: "… нужно сразу соединить в себе четыре главных качества: быть поэтом, композитором, певцом и артистом. Пусть даже не в большой мере, но все эти данные необходимы. Для своих песен я ищу особые слова, особые мотивы, особо их исполняю и вкладываю в исполнение особую игру" [3, 531].
Примечательно, что после смерти Александра Вертинского обнаруженные и апробированные им законы стихопесни стали затребованы "поющими поэтами" второй половины ХХ века, хотя барды не знали, что их утвердил художник еще в самом начале столетия. С изучением истории "авторской песни" начинается новый этап исследования творчества человека, завещавшего потомкам свое Слово:
И в хаосе этого страшного мира,
Под бешеный вихрь огня
Проносится огромный, истрепанный том Шекспира
И только маленький томик - меня… [3, 357]
Вертинский поставил себя рядом с великим трагиком мира не случайно, ведь трагедии королей и маленьких людей, освещенные литературой, произрастают из одной почвы. Имя ее - жизнь.
1. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. - М., 2003.
2. Есенин С.А. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1970. - Т.2.3 Вертинский А.Н. Дорогой длинною… - М., 1991.
3. Рудницкий К. Мастерство Вертинского // Вертинский А.Н. Дорогой длинною… - М., 1991.
4. В своем исследовании "Русская языковая личность и задачи ее изучения" Ю.Н. Караулов связывает понятие "языковая личность" с анализом текста.
5. На подаренном А.Н. Вертинскому снимке Ф.И. Шаляпин сделал надпись, в которой назвал его "сказителем". Упоминание об этом в кн.: Никулин Л. Судьба артиста // Вертинский А.Н. Четверть века без родины: Страницы минувшего. - К., 1989.
6. Лев Аннинский в книге "Барды" утверждает, что овладеть "формой" Пьеро означало завладеть "модой".
7. Некоторые коммуникативные цели могут быть достигнуты без помощи речи - мимикой, жестом. Об удивительной пластике рук артиста во время выступления неоднократно вспоминали все, кто видел его на эстраде. Здесь укажем одну из работ: Рудницкий К.Л. Любимцы публики. - К., 1990.
8. Он рано осиротел и воспитывался у родственников, особо не обременяя себя учебой и послушанием.