Во-первых, оно ориентировано прежде всего на такую форму психологического анализа, как авторское повествование о мыслях и чувствах героя. Это именно та художественная форма, которая позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко.
Событие или поступок читатель воспринимает уже не просто в их прямом, объективном смысле, а как стимул или итог определенной внутренней, эмоционально-мыслительной работы или как проявление определенного душевного состояния. Внешние детали, конечно же, мотивируют внутреннее состояние героя, формируют его настроение, влияют на особенности мышления — иногда прямо, иногда очень опосредованно и косвенно, но, как мы уже писали, внешняя деталь не является ведущим приёмом в психологическом изображении, так как воспоминание, догадку, интуицию нельзя изобразить через внешнее выражение. Внешние детали могут не прямо входить в процесс внутренней жизни героев, а лишь косвенно соотноситься с ним. Очень часто такое соотнесение наблюдается при использовании пейзажа в системе психологического письма, когда настроение персонажа соответствует тому или иному состоянию природы или, наоборот, контрастирует с ним. Так, например, в XI главе "Отцов и детей" природа как бы аккомпанирует мечтательно-грустному настроению Николая Петровича Кирсанова — и он "не в силах был расстаться с темнотой, с садом, с ощущением свежего воз духа на лице и с этой грустию, с этой тревогой..." А для душевного состояния Павла Петровича та же самая поэтическая природа предстает уже контрастом: "Павел Петрович дошел до конца сада, и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа..." (гл. XI).
В общем, что в системе психологизма практически любая внешняя деталь, так или иначе, соотносится с внутренними процессами, служит целям психологического изображения. Сказанное относится и к тем художественным деталям, с помощью которых показываются внешние проявления внутренней жизни героя (мимика, пластика, жестикуляция, речь на слушателя, физиологические изменения), она способна дать лишь самый схематичный и поверхностный рисунок душевного состояния
Ведущее место занимает внутренний монолог и авторское повествование о скрытых душевных процессах, но писатель всегда имеет возможность прокомментировать психологическую деталь, разъяснить ее смысл. Вот как развернуто раскрывает, например,
Л.Н. Толстой психологический подтекст такого обыкновенного мимического движения, как улыбка: "Она никак не могла бы выразить тот ход мыслей, который заставил ее улыбаться; но последний вывод был тот, что муж ее, восхищающийся братом и уничтожающий себя перед ним, был неискренен. Кити знала, что эта неискренность его происходила от любви к брату, от чувства совестливости за то, что он слишком счастлив, и в особенности от не оставляющего его желания быть лучше, — она любила это в нем и потому улыбалась" ("Анна Каренина" (гл.XXV).
Итак, мы сделаем вывод, что психологизм представляет собой определённый принцип организации художественных элементов в некое единство.
1.2 Традиции психологического повествования в русской литературе конца XVIII- начала XIX веков
В Европе условия развития психологизма сложились впервые, очевидно, в эпоху поздней античности (II—IV вв. н. э.). В таких произведениях, как романы Гелиодора "Эфиопика" и Лонга "Дафнис и Хлоя", мы наблюдаем достаточно развернутое, а временами и глубокое изображение внутреннего мира личности. Рассказ о чувствах и мыслях героев составляет уже необходимую часть повествования, временами персонажи даже пытаются анализировать свой внутренний мир. Вот характерное психологическое изображение из романа Лонга — Хлоя размышляет о своем чувстве к Дафнису: "Сколько раз терновник царапал меня, и я не стонала, сколько пчел меня жалило, и я мед есть продолжала. То же, что теперь сердце ужалило, много сильнее всего. Дафнис красив, но и цветы красивы, прекрасно звучит его свирель, но так же прекрасно поют соловьи, а я ведь о них не думаю".
Это был первый этап развития психологизма. Хотя само по себе освоение внутреннего мира человека было огромным шагом вперед в развитии художественной литературы, с современной точки зрения, а именно по мнению Бухштаба Б.Я., бой определённый принцип организации художественных элементов в некое единство.оминание, догадкупсихологизм античных авторов предстает еще очень несовершенным, временами неубедительным и наивным. Нет еще подлинной глубины психологического изображения, литературе доступны лишь относительно простые душевные состояния, слаба их индивидуализация, сам диапазон чувств слишком узок (изображаются в основном любовные переживания). Формы изображения также довольно примитивны: это в основном внутренняя речь, построенная к тому же по законам речи внешней, без учета специфики психологических процессов.
Античный психологизм, конечно, имел внутренние возможности развиваться и совершенствоваться, но, как известно, в V—VI веках вся античная культура погибла. Соответственно пресеклась и эта ветвь развития психологизма. Художественной культуре Европы пришлось развиваться как бы заново, начиная с более низкой ступени, чем античность. Культура европейского средневековья была типичной авторитарной культурой; ее идеологической и нравственной основой были жесткие, непреложные догмы монотеистической христианской религии. Поэтому в литературе этого периода мы практически не встречаем психологизма.
Положение принципиально меняется в эпоху Возрождения, когда средневековая культура испытывает явный кризис, создавший предпосылки для широкого развития литературного психологизма.
В эпоху Возрождения активное освоение внутреннего мира человека мы находим в таких произведениях, как "Декамерон" Боккаччо, "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса. Психологизм этих произведений по своим особенностям весьма похож на психологизм поздних античных авторов, но имеет несколько большую художественную разработанность.
С эпохи Возрождения развитие психологизма в европейских литературах уже практически не прерывается. Особенно плодотворной стадией такого развития оказывается рубеж XVIII—XIX веков, с литературными направлениями сентиментализма и романтизма. С середины XVIII века, по словам Г.Н. Поспелова, "в деградирующем феодальном обществе, уже потерявшем свои прежние сословно-иерархические устои и представляющем собой довольно пестрый конгломерат различных прослоек, стали постепенно вызревать основные классовые группировки нового, капиталистического общества, а на этой почве возникали и различные течения общественной мысли, начиналась все более углубляющаяся и усложняющаяся идеологическая борьба". Это повышало ценность личности в системе культуры, ставило с особой остротой вопрос о ее индивидуальном, самостоятельном нравственном и идейном самоопределении, стимулировало развитие идейно-нравственной проблематики. Это вело к качественным сдвигам и в развитии психологизма.
В произведениях таких европейских писателей, как Ж.Ж.Руссо ("Новая Элоиза", "Исповедь"), Ричардсон ("Памела"), Стерн ("Сентиментальное путешествие"), Гете ("Страдания юного Вертера"), А.Мюссе ("Исповедь сына века"), Гюго, Э.Т.А. Гофман, Л.Тик, изображение внутреннего мира приобретает подлинную глубину. Воспроизведение чувств и мыслей героев становится подробным и разветвленным, делаются успешные попытки проанализировать внутренние состояния и отчасти даже воспроизвести динамику душевной жизни.
Таково в общих чертах развитие психологизма в европейских литературах.
Однако, в XII веке русская литература еще не накопила почти никакого собственного опыта, не было необходимого запаса художественных форм и приемов, с помощью которых можно было бы освоить такой сложный и тонкий предмет, как душевная жизнь человека. Не сложился еще и тот гибкий, выразительный, богатый литературный язык, который позволил бы в полной мере выразить оттенки психологических состояний. Поэтому сколько-нибудь значимый психологизм мог возникать лишь в единичных случаях, а более-менее отчетливо проявился лишь в одном произведении — "Житии" протопопа Аввакума (1673—1675 годов). Автор "Жития" стремится уже не просто рассказать о событиях, но запечатлеть те индивидуальные переживания, которые ими вызваны, дать психологическую мотивировку своим действиям; в некоторых случаях делаются попытки изобразить душевную борьбу и смуту. Но все же и в этом произведении психологизм был еще очень робким, почти все время рационалистичным; он использовал лишь одну форму изображения — психологическое самораскрытие. Главное же в том, что психологизм здесь еще не стал свойством стиля - он появляется лишь от случая к случаю и только в тех фрагментах повествования, в которых оно приобретает характер исповеди.
Широкое же развитие психологизма в русской литературе начинается только в конце XVIII—начале XIX века, в творчестве прежде всего сентименталистов и романтиков — Карамзина ("Бедная Лиза", "Остров Борнгольм"), Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву"), Бестужева-Марлинского ("Поездка в Ревель", "Замок Венден", "Роман и Ольга"), Загоскина ("Рославлев", "Юрий Милославский"), Погорельского ("Двойник", "Монастырка"), раннего Лермонтова ("Княгиня Лиговская"). Художественные особенности изображения внутреннего мира в русской литературе этого периода в основном совпадают с характером психологизма в соответствующих западноевропейских направлениях.