Уже в раннюю пору творчества Толстой пришёл к мысли о том, что живой человеческий характер представляет собой сложное сочетание различных, нередко противоречивых черт и качеств. Мысль о "текучести" человека, о его способности изменять и совершенствовать свой характер – основная в толстовской концепции человека.
Весной 1851г., находясь в Москве, Л.Н.Толстой начал работу над повестью "Детство". Значение трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность" в истории творчества Л.Н. Толстого в том, что в ней впервые появился типичный толстовский герой – искатель истины, правдолюбец, наделённый даром наблюдательности. Все эти черты героя трилогии Николеньки Иртеньева постепенно формируются, растут, и укрепляются в его натуре, определяя развитие его характера. В "Детстве" Л.Н. Толстой показывает два мира: мир взрослых и мир детей, выбирает мотив сна, который ведёт на действительную смерть матери.
Приём "мелочности" Л.Н.Толстой использует для изображения внутренней жизни персонажа, его переживаний. Например, эпизод смерти мамы Николеньки: "Я был в сильном горе в эту минуту, но невольно замечал все мелочи. В комнате было почти темно, жарко и пахло вместе мятой, одеколоном, ромашкой и гофманскими каплями. Запах этот так поразил меня, что, не только когда я слышу его, но когда лишь вспоминаю о нём, воображение мгновенно переносит меня в эту мрачную, душную комнату и воспроизводит все мельчайшие подробности ужасной минуты" (гл. XXVI). VI. ту мрачную, душную комнату и воспризводит все мельчайшие подробности ужасной минутынём, воображение мгновенно переносит ме Л.Н.Толстой использует такой приём как "смена пространства" для отражения внутреннего мира героя. Время в провинции растянуто (больше внутренних монологов), герой много размышляет, переживает, сочувствует, например, когда Николенька наблюдал за Карлом Ивановичем: "Бывало, он меня не замечает, а я стою у двери и думаю: "Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он – один – одинёшенек, и никто - то его не приласкает" (гл.I). А в Москве обобщенное, сокращённое, больше диалогов (сообщение информации).
Развитие действия определяет мир чувств. Взросление персонажа (Николеньки) - открытие в себе фальши, лицемерия (хорошего и плохого). Например, сцена погребения мамы: "Я презирал себя за то, что не испытываю исключительно одного чувства горести, и старался скрывать все другие; от этого печаль моя была неискренна и неестественна. Сверх того, я испытывал какое – то наслаждение, зная, что я несчастлив, старался возбуждать сознание несчастия, и это эгоистическое чувство больше других заглушало во мне истинную печаль" (гл. XXVI). Сцена похорон – время останавливается, оно приторможено, эта сцена для воссоздания душевных переживаний.
Основной темой произведения "Детства" является тема самопознания, как мы уже это доказали на примерах. Конфликт – внутреннего мироощущения и внешнего поведения Николеньки. Проблематика - что доминирует в Николеньке? Идея - детская доброта, так как он к этому стремиться. Не зря главным героем является ребёнок, так как Л.Н.Толстому важно показать весь путь духовного развития. Сам Л.Н.Толстой сделал такое признание (весной 1908 года): "Когда я писал "Детство", то мне казалось, что до меня никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства".
"Казаки" - 1860 г.
Л.Н.Толстой в этом произведении использует романтическую трактовку. У главного героя (Оленина) утопические мечты. Герой постоянно размышляет, хочет быть успешным в сражениях, в любви. Но все мечты разрушаются при столкновении с реальным миром. Жизнь на Кавказе для Оленина была открытием нового мира, который сначала глубоко заинтересовывает его, а потом неудержимо влечёт к себе. Излюбленный приём Л.Н.Толстого для изображения внутренней жизни героев – это внутренний монолог, который прослеживается на протяжении всей повести, например, по дороге на Кавказ Оленин думает: "Уехать совсем и никогда не приезжать назад, не показываться в общество" (гл.III). В станице он вполне осознаёт всю мерзость, гадость и ложь своей прежней жизни. Герой стремится к самопознанию и к самореализации, он хочет стать настоящим казаком.
Так же Л.Н.Толстой использует приём как авторский комментарий, например, эпизод во время охоты: "Он вспомнил и о боге, и о будущей жизни так, как не вспоминал этого давно" (гл.XX). Дневник как психологическое средство изображения внутренней жизни героя, глубоко раскрывает душевные переживания Оленина: "Я нынче вернулся домой, увидал её, свою хату, дядю Ерошку, снеговые горы с своего крылечка, и такое сильное новое чувство радости охватило меня, что я всё понял. Я любил эту женщину настоящею любовью, в первый единственный раз в моей жизни" (гл.XXXIII).
В этой повести Л.Н.Толстой рисует характер целого народа, каким он сложился в своеобразных исторических условиях. Важно отметить, что в этой попытке пройти путь к народу совершенно отсутствуют религиозные идеи, которые станут для Л.Н.Толстого столь существенными в дальнейшем.
2.2 "Диалектика души" как ведущий приём воссоздания душевной жизни героев в романе – эпопея "Война и мир" (1863 года)
Психологический анализ пользуется разными средствами. Он осуществляется в форме прямых авторских размышлений или в форме самоанализа героев, или косвенным образам – в изображении их жестов, поступков, которые должен аналитически истолковать подготовленный автором читатель. Среди всех этих средств анализа особое место принадлежит внешней и внутренней речи персонажей. Их поведение, переживание писатель переводит на язык слов, тогда как, изображая речь человека, он пользуется той же системой знаков, и средства изображения тождественны тогда изображаемому объекту. В прямой речи действующих лиц таятся, поэтому особые возможности непосредственного и как бы особенно достоверного свидетельства их психологических состояний. Слово персонажа может стать до предела сжатым отражением его характера, переживаний, побуждений своего рода фокусом художественной трактовки образа.
2.2.1 портрет как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа
Прочитав роман – эпопея "Война и мир" Льва Николаевича Толстого, мы заметили, что Толстой уделяет большое внимание изобразительному средству - как портрет, для раскрытия глубины внутреннего мира. Вот, например, Долохов. Он беден, не знатен, а друзья (Курагин, Безухов, Ростов)
- графы, князья – денежные, удачливые. У Курагина и Ростова сёстры – красавицы, у Долохова – горбунья. Он полюбил девушку "небесной чистоты", а Соня влюблена в Николая Ростова. Как и в Печорине свет убил в Долохове лучшие качества души. Но если Печорин не дорожил светским обществом и презирал его, то Долохов напрягает все силы, чтобы быть в этом обществе равным. Для этого надо постоянно играть роль светского льва.
Обратим внимание на деталь портрета: " рот… его всегда имел себе подобие улыбки"; взгляд " светлый, холодный. Во время карточной игры Николая Ростова неотвратимо притягивает "широкостные красноватые руки с волосами, виднеющимися под рубашки".( т.I. ч.третья,VI,249с. ) " Подобие улыбки", " холодный взгляд", хищные, жадные руки – детали, рисующие жестокий, неумолимый облик одного из людей – масок.
Дополняют психологический портрет героя его впечатления от окружающего мира. Причём у Толстого это передаётся нейтральным рассказчиком через чувства и переживания героя. Так, эпизод Бородинской битвы читатель видит глазами Пьера, а Кутузов на военном совете в Филях передаётся через восприятие крестьянской девочки Малаши.
2.2.2 Жест как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа
Ещё очень важной психологической деталью у Толстого является: взгляд, жест, улыбка – указывает внимательному читателю на душевное состояние или мгновенное внутреннее движение героя, например, взгляд Сони и Николая Ростова. " Она просила своим взглядом прощения за то, что в посольстве Наташи она смела напомнить ему о его обещании и благодарила его за его любовь. Он своим взглядом благодарил её за предложение свободы и говорил, что, так ли, иначе ли, он никогда не перестанет любить её" (т.II,ч. первая,I) Или вот такой пример: " Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова ещё у двери, как будто он давно ждал его" (т.II.ч. вторая,XIII, 450с.) Это внешнее проявление говорит о бездушье Долохова.
2.2.3 Внутренний монолог как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа
Приёмом возникновения в психологию действующего лица художественного произведения является – внутренний монолог – размышления, думы, персонажа. Толстой же часто внутренний монолог сочетает с несобственно-прямой речью, т.е. вторгается в потаённые мысли героя, перебивает их, разъясняет, ищет причины тех или иных поступков, от себя передаёт впечатление персонажа.
Вот один из примеров: размышление Пьера Безухова после дуэли с Долоховым:
"Он прилёг на диван и хотел заснуть, для того чтобы забыть всё, что было с ним, но не мог этого сделать. Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний поднялись в его душе, что он не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате. То ему представлялась она в первое время после женитьбы, с открытыми плечами и усталым, страстным взглядом, и тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и твёрдо – насмешливое лицо Долохова, каким оно было на обеде, и то же лицо Долохова, каким оно было, когда он повернулся и упал в снег.
- Что же было? – спрашивал он сам себя. – Я убил любовника, да, любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я до этого дошёл?
-Оттого, что ты женился на ней, - отвечал внутренний голос" (т.II, ч. первая, VI)
Одна мысль вызывает другую; каждая в свою очередь переходит цепную реакцию соображений, выводов, новых вопросов…