По мнению Лидии Гинзбург привлекательность ищущих, думающих, сомневающихся героев заключается именно в том, что они страстно хотят понять, что такое жизнь, в чём её высшая справедливость? Отсюда – непрерывное движение мыслей и чувств, движение как столкновение, борьба
("диалектика") разнообразных решений. Открытия, которые делают герои,- это ступени в процессе их духовного развития.
Лидия Гинзбург различает два типа внутреннего монолога: задача одного из них – аналитически расчленить переживания героев. Например: " Накануне Аустерлицкого сражения князь Андрей думает: " Завтра, может быть, всё будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придётся наконец показать всё то, что я могу сделать." (т.I. ч. третья,II)
- задача другого – исследовать процесс внутренней речи в соответствии полусна, явление действительности, как, например, этот эпизод показывает внутренний монолог Николая Ростова : "Да, бишь, что я думал? - не забыть. Как с государем говорить буду? Нет, не то – это завтра. Да, Да! На ташку, наступит, тупить… нас – кого? Гусаров. А гусары и усы. По Тверской ехал этот гусар с усами, ещё я подумал о нём, против самого Гурьева дома…(т.I, ч. третья,II)
Одна из задач толстовского психологизма – обусловленность и целенаправленность слова персонажей, этого микрокосмоса характеров, свойств, побуждений, событий, ситуаций.
2.2.4 Диалог как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа
Диалектика душевных движений отражаются в диалогах: собеседники перебивают друг друга, речь одного вклинивается в речь другого, - и это создаёт не только естественную прерывистость разговора, но и живое смешение мыслей. Что и помогает Толстому раскрыть внутренний мир своих героев.
В диалогах раскрывается или полное взаимопонимание ( Пьер – Андрей; Пьер – Наташа; Наташа – её мать), или противоборство мыслей и чувств (Пьер – Элен; Пьер – Анатоль; князь Андрей – Билибин). Например, когда после дуэли Пьера с Долоховым Элен приходит объясняться мужу. " Вы верите всему, что вам скажут, вам сказали…- Элен засмеялась, - что Долохов мой любовник,- сказала она по- французски, с своей грубой точностью речи, выговаривая слово "любовник " как и всякое другое слово, - и вы поверили !... Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние, - сказала Элен! После этого Пьер бросается к ней с криком : " Я тебя убью" (т.II,ч. первая, VI). В этой сцене Толстой показывает не только противоборство мыслей и чувств, но и всю низость души Элен, если, так можно сказать, она у неё есть?
Бездушному слову с его, "грубой точностью" Толстой противопоставлял слово интуитивное, иррациональное, открывая в нём бесконечную смысловую перспективу.
2.2.5 Авторский комментарий как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа
Авторский комментарий дополняет психологическое состояние героя. Приведём яркий пример. Внутренний монолог Николая Ростова : " Что это за люди?...Неужели ко мне бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?" Этот монолог автор комментирует: " Ему вспомнилось любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно. (т.I.ч. вторая,II)
2.2.6 Сон как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа
Нередко использует писатель такое средство психологической характеристики героев как сон. Это помогает раскрыть тайны человеческой психики, процессы, не контролируемые разумом. Во сне Петя Ростов слышит музыку, наполняющую его жизненной силой и желанием совершать великие дела. И смерть его воспринимается читателем как оборвавшийся музыкальный мотив.
Сон Пьера:
"Я видел во сне, что иду я в темноте, и вдруг окружен собаками, но иду без страха; вдруг одна небольшая схватила меня за левое стегно зубами и не выпускает. Я стал давить ее руками. И только что я оторвал ее, как другая, еще большая, схватила меня за грудь. Я оторвал эту, но третья, еще большая, стала грызть меня. Я стал поднимать ее, и чем больше поднимал, тем она становилась больше и тяжелее. И вдруг идет брат А. и, взяв меня под руку, повел с собою и привел к зданию, для входа в которое надо было пройти по узкой доске. Я ступил на нее, и доска отогнулась и упала, и я стал лезть на забор, до которого едва достигал руками. После больших усилий я перетащил свое тело так, что ноги висели на одной, а туловище на другой стороне. Я оглянулся и увидал, что А. стоит на заборе и указывает мне на большую аллею и сад, и в саду большое и прекрасное здание. Я проснулся. Господи, Великий Архитектон природы! помоги мне оторвать от себя собак — страстей моих и последнюю из них, совокупляющую в себе силы всех прежних, И помоги мне ступить в тот храм добродетели, коего лицезрения я во сне достигнул".(т.II,ч.третья,X, 597с.) Сон перекликается с реальностью, подготавливает читателя на дальнейшие события.
2.2.7 Дневник как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа
Один из важнейших приёмов раскрытия внутреннего мира героев. Например, дневник Пьера Безухова глубоко раскрывает его душу: "Петербург, 23- го ноября. Я сказал жене, что прошу её забыть всё старое, прошу простить мне то, что я мог быть виноват перед нею, а что мне прощать ей нечего. Мне радостно было сказать ей это. Пусть она знает, как тяжело мне было вновь увидать её. Устроился в большом доме в верхних покоях и испытываю счастливое чувство обновления" (т.II. ч.третья,VIII, 591с.) Этот пример из дневника, говорит о внутреннем обновлении Пьера, о его чувствах, мыслях.
2.2.8 Пейзаж как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа
Очень важной психологической деталью является пейзаж, через которое читатель может понять внутреннее состояние героев. Ярчайшим примером является весенний дуб, который первоначально показывает разочарования в жизни Андрея Болконского: "Это был огромный дуб". Только он не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца: "Весна, и любовь, и счастье! – как будто говорит этот дуб. – И как не надоест вам всё один и тот же глупый, бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья …". "Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей", "Наша жизнь кончена". (т.II, ч. вторая, II). Но второй раз, когда Андре Болконский проезжает мимо дуба, этот дуб подчёркивает "воскрешение" князя, его душевные волнения. Этот дуб нужен для того, чтобы показать возрождённого Андрея, его внутренний мир, любовь к жизни. "Да это тот самый дуб" – подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно мгновение вспомнились ему… "Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - окончательно решил князь Андрей" (т.II, ч. вторая, II).2.2.9 Прямая речь как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа
Ещё одной из основных форм психологизма является прямая речь. В прямой речи своих персонажей Толстой обнажает скрытые – иногда от самых разговаривающих – мотивы и прослеживает личную тему.
Личность заявляет о своей ценности в разных формах, и разнообразие их широко представлено у Толстого. После Шенграбенского сражения Николай Ростов, только что из юнкеров произведённый в корнеты гусарского армейского полка, встречается с гвардейцами Бергом и Борисом Друбецким.
В этой сцене речь персонажей служит их самоутверждению вполне прямолинейно. " Оба приятеля рассказывали друг другу – один из своих гусарских кутежах и боевой жизни, другой – о приятности и выгодах службы
Под командою высокопоставленных лиц…Берг, как и обыкновенно молчал, когда дело касалось не лично его…" Речь Берга вообще представляет собой совершенно открытое выражение эгоизма, самодовольства и хвастовства своими успехами. " Я теперь, граф, уж совершенно устроился на новой квартире, - сообщил Берг ( Пьеру Безухову), очевидно зная, что это слышать не могло не быть приятно" (т.I. ч. третья,V). В сцене трёх товарищей все трое говорят прямо о себе. Борис хвастается, как карьерист, Берг – как преуспевающий стяжатель, Николай Ростов – как пылкий и благородный юноша. Речь каждого из них раскрывает его характер. Раскрывая душу человека, Толстой любил изображать разрывы между оболочкой речи и внутренним их содержанием. Почему Пьер годами со стыдом и отвращением вспоминает, как он сказал Элен: "ie vous aime?" Пьер мучается потому, что он человек сложной духовной жизни, он воспользовался в светской среде речевым шаблоном. Вот такой очень яркий пример, когда Николай Ростов должен сообщить проигрыш Долохову. " Что же делать! С кем это не случалось!- сказал сын, развязанным, смешным тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом… Граф Илья Андреевич опустил глаза, услышав эти слова сына, и заторопился, отыскивая что – то. – Да, да, - проговорил он, - трудно, я боюсь, трудно достать… с кем не бывало! Да, с кем не бывало…" (т.II ч. пятая ,V) Илье Андреевичу стыдно за сына. С другой стороны, он повторяет слова, первые попавшиеся слова, чтобы не сказать того, что он говорить не хочет. И это бессмысленное повторение, маскирующее внутреннюю направленность разговора, заставляет Николая рыдать и просить прощения.
2.2.10 Принципы, выражающие психологическую характеристику героев
Принцип контраста, противопоставления, антитеза – определяющей в художественной структуре "Война и мир" – выражен и в психологических характеристиках героев. Как по – разному называют солдаты князя Андрея " наш князь", Пьера - "наш барин", как по-разному герои ощущают себя в народной среде. Восприятие людей "пушечным мясом" не один раз возникает у Болконского в противовес единению, слиянию Безухова с солдатами на Бородинском поле и в плену.