2.3 Изображение внутренней жизни персонажей в произведениях Л.Н. Толстого с 1870 – 1890 -х годов. ("Анна Каренина" 1873, "Крейцерова соната" 1891, "Воскресение" -1899, "Хаджи – Марат" 1904 годов)
Также мы рассмотрим своеобразие психологизма в поздних произведениях Л.Н.Толстого, как, например, роман "Анна Каренина". По мнению Гусева Н.Н., история Анны Карениной была для Толстого лишь поводом для более широкой постановки проблемы вины, осуждения и оправдания души человеческой, и не просто так роман "Анна Каренина" начинается с эпиграфа: "Мне отмщение, и Аз воздам". Толстой указывает на "Аз воздам" не как на розгу брюзгливого наставника, а как на карательную силу вещей, использует психологическую трактовку идеи возмездия в романе. Л.Н.Толстой как психолог указывает на парадоксальную диалектику души, в которой любовь вдруг превращается в ненависть, когда сосредоточивается на самой себе и ничего не видит вокруг себя достойного другой, ещё большей любви. Поток сознания Анны – стремление осмыслить эту жизнь, перестать лгать самой себе: "Моя любовь, - признаётся Анна, - всё делается страстнее и себялюбивее…"(ч. седьмая, гл.XI) . А так же Л.Н. Толстой как и во многих своих романах использует такой психологический прием как портрет. Тот портрет, который написал Михайлов, отразил гармонию души Анны. Художник понял в характере Анны нечто такое, чего не понял в ней Вронский: "Портрет с пятого сеанса поразил всех, в особенности Вронского, не только сходством, но и особенною красотою. "Надо было знать и любить её, как я любил, чтобы найти это самое милое её душевное выражение", - думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал это самое милое её душевное выражение. Но выражение это было так правдиво, что ему и другим казалось, что они давно знали его" (ч. пятая, гл. XIII).
Ночная метель словно "воодушевляется" в толстовском описании
и обретает способность ощущения внутренних импульсов поведения героя. В "Анне Карениной" метель стремиться "поддержать" начавшиеся движения внутреннего мира Анны: "И она отворила дверь. Метель и ветер рванулись ей навстречу и заспорили с ней о двери. Ветер как будто ждал её, радостно засвистал и хотел подхватить и унести её" (18,108) Снежная буря будто оберегает Анну: она даёт ей возможность "затишье" на платформе за вагонами, хотя она сама "рвётся" и "свистит" между колёсами вагонов. В анализируемом отрывке речь идёт о выборе личностью одного из двух качественно полярных состояний внутреннего мира: либо привычной статистики, либо движения. Рассудок при этом предпочитает привычную статистику, душа - движение. "Весь ужас метели показался Анне ещё более прекрасным теперь. Он сказал то самое, чего ждала её душа, но чего она боялась рассудком" (18,109).
По мнению В.Д.Днепрова, в образной системе Толстого возможности разума (в связи с кругом людей "сословия образованного"), путь мысли ставится под сомнение. Источником духовного самотворчества личности выдвигается душа. Поэтому прикреплённость статистики внутренней жизни к "желаниям" рассудка, а движения - к "желаниям" души выявляет авторскую концепцию героини романа.
Л.Н.Толстой считает, что музыка переносит человека в душевное состояние, "музыка – стенограмма чувств". И ярким примером этого является произведение "Крейцерова соната" -1891 года, где Л.Н. Толстой сблизил и соотнёс музыкальную мысль к литературной, где главное – музыкальное выражение чувства. Когда жена главного героя играет с музыкантом "Крейцерову сонату" Бетховена, Позднышев в это время думает: "Страшная вещь эта соната. И вообще странная вещь музыка. Что она делает? Музыка заставляет меня забывать себя, моё истинное положение, она переносит меня в какое – то другое, не своё положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Она, музыка, сразу непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находится тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое" (гл.XXII).
Герой, когда слушает музыку, воспринимает мир по – другому, он чувствует душой всё то, что раньше не чувствовал. Мелодия изображает чувственность. Так как, по мнению Л.Н. Толстого: "музыка не может изображать то или другое чувство, а лишь чувства вообще, то и эта мелодия есть изображение вообще много и сильного чувства, но какого именно определить нельзя". Л.Н. Толстой описывает условия, в которых совершалось падение героя, распутывает цепь преступлений, приведших Позднышева к душевной катастрофе.
Роман "Воскресение" создавался в течение десяти лет(1889-1899 года), названия романа уже настраивает нас на что-то высокое, так как Л.Н. Толстой слово "воскресение" написал высоким церковным стилем, "воскресение" - что означает воскрешение души, а слово "воскресенье" означает день недели. Главными героями этого романа являются Катюша Маслова и Нехлюдов. Большую роль играют воспоминания, которые заставляют героев много размышлять. И для этого используется психологический приём как внутренний монолог. С помощью внутреннего монолога раскрывается душевный мир Нехлюдова. Например, Нехлюдов вспомнил, как поступил с Катюшей и в душе пытался себя оправдать: "Мы готовы жертвовать жизнью на войне, и поэтому такая беззаботная, весёлая жизнь не только простительна, но и необходима для нас. Мы и ведём её" (гл.XVIII). У Нехлюдова преобладает аналитизм, так как он постоянно размышляет, ищет прощения у Катюши, кается в своих грехах: "Да, я делаю то, что должно, я каюсь" - подумал Нехлюдов" (гл.XLIII). А у Катюши преобладают эмоции, она пытается забыть своё прошлое. Нехлюдов испытывает моральный дискомфорт, меняет своё отношение к миру: "Нехлюдов понял теперь, что общество и порядок вообще существуют не потому, что есть эти узаконенные преступники, судящие и наказывающие других людей, а потому, что, несмотря на такое развращение, люди всё – таки жалеют и любят друг друга" (XXVIII).
А так же не маловажным психологическим приёмом является дневник, который глубоко раскрывает внутреннее состояние героя: "Она радует меня той внутренней переменой, которая, мне кажется, боюсь верить, - происходит в ней". Тут же, вслед за этим было написано: "Пережил очень тяжёлое и очень радостное. Узнал, что она нехорошо вела себя в больнице. И вдруг сделалось ужасно больно" (гл.XXXIV).
Душа Нехлюдова возрождается, так как он понимает всю пошлость своего прошлого, осознаёт свою вину.
Роман заканчивается Божьими заповедями: "Ищите царства Божия и правды его, а остальное приложится вам" (гл.XXVIII), роль этих религиозных мотивов в том, что они выражают авторскую позицию, что человеческая душа может возродиться, приобщившись к религии, придя к Богу.
В творчестве Л.Н. Толстого ведущими психологическими приёмами являются такие как внутренний монолог, диалог - для сопоставления внутреннего и внешнего состояния героя. Хотим отметить, что в повести "Хаджи – Мурат" - 1904 года, для раскрытия внутреннего мира ведущим приёмом является художественная деталь и портрет, внутренних монологов в повести очень мало, так как Хаджи – Мурат – человек действия, герой бунтарь, этот образ строится в соответствии с романтической типизацией. Приведём пример художественной детали как улыбка, что постоянно подчёркивается в этом герое, отражая его внутренний мир: "Хаджи – Мурат ответил улыбкой на улыбку, и эта улыбка поразила Полторацкого своим детским добродушием. Он ожидал мрачного, сухого, чуждого человека, а перед ним был самый простой человек, улыбавшийся такой доброй улыбкой, что он казался не чужим, а давно знакомым приятелем" (гл.V).
Мы пришли к тому, что герои Л.Н. Толстого отмечены повышенной впечатлительностью, писатель художественно воссоздал весь процесс образования мироощущений, на языке мироощущения передал движения характера. Мироощущение строится вокруг впечатлений – эмоций, это и есть центральная категория душевной жизни.